Правительство
Москвы
Телефон: +7(499) 250-95-96
Отправить заявку

Группа правовой базы градостроительства

Оглавление

В период с 1995 года по настоящее время Институт является одним из известных центров разработки проектов нормативных правовых актов в области градостроительной деятельности в стране:

  1. в период с 1996г. по текущий год Институтом разработано более 15 проектов законов города Москвы, принятых в установленном порядке, среди которых наиболее значимыми являются Градостроительный кодекс города Москвы (2008г.), законы о внесении  в него изменений, о Генеральном плане города Москвы (2005г., 2010г.) и законопроекты о внесении в него изменений и другие;
  2. с 1995 года по текущий период Институтом разработан пакет положений о составе, порядке разработки, согласования и утверждения отдельных видов градостроительной документации (территориальных, отраслевых схем, градостроительных планов  развития территории административных округов, районов города Москвы, проектов планировки территории разного функционального назначения, проектов детальной планировки), утвержденных в установленном порядке Правительства Москвы;
  3. выполнены десятки научных работ по актуальным вопросам развития градостроительного законодательства, в том числе по разработке концепций развития законодательства, концепций и проектов законов, инструктивно-методических материалов, в том числе словаря градостроительной терминологии, классификатора положений нормативных правовых актов в области градостроительного проектирования;
  4. осуществляет работы по правовому сопровождению отдельных видов градостроительных, строительных работ, подготовке комментариев по применению нормативных актов, а также по мониторингу состояния нормативно-правового обеспечения предметных сфер деятельности;
  5. накоплен разносторонний потенциал для выполнения работ по развитию градостроительного законодательства, законодательства в смежных сферах деятельности на уровне  РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, правовому сопровождению градостроительной, строительной деятельности, мониторингу нормативной правовой базы, а также подготовке материалов по обоснованию вопросов пространственного развития на уровне РФ, федеральных округов, субъектов РФ.

Раев Юрий Викторович

Руководитель подразделения

Окончил МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности «Экономическая кибернетика», кандидат экономических наук, около 30 публикаций (статьи, монографии).

Участвовал в качестве  соавтора в разработке более 15 проектов законов города Москвы о градостроительстве, более 10  проектов положений о составе, порядке разработки и утверждения документации в области градостроительства  (градостроительных планов развития территорий административных округов, районов города Москвы, территориальных схем, отраслевых схем, проектов планировки территорий разного функционального назначения, проектов детальной планировки), участвовал в разработке методических указаний по разработке государственных планов развития народного хозяйства, целевых комплексных программ страны и регионов.

Почетный строитель Москвы, заслуженный работник МКА, награжден благодарностью Мэра Москвы, медалью, профессиональной премией имени архитектора А.Э. Гутнова (2005г., 2009г.).

Несколько лет был членом Межведомственной комиссии Мосгордумы и администрации города Москвы в области перспективного развития и градостроительного законодательства.

Основные направления оказания услуг подразделения

  1. Подготовка аналитических материалов и предложений по развитию правового обеспечения градостроительной и смежных сфер деятельности.
  2. Разработка концепций законов, законопроектов Российской Федерации, субъектов федерации по вопросам регулирования градостроительной деятельности (или участие в проектах, содержащих главы по регулированию градостроительной деятельности).
  3. Разработка проектов положений о составе, содержании и порядке подготовки, согласования, утверждения и реализации документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории.
  4. Разработка концепций совершенствования нормативной правовой базы на уровне РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, разработка комментариев к нормативным правовым актам в области градостроительства.
  5. Разработка инструктивно-методической документации по вопросам осуществления территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории (рекомендации по применению актов, предметные указатели нормативной правовой базы градостроительства, другие виды работ).
  6. Экспертиза проектов нормативных правовых актов в области градостроительства и смежных сферах деятельности.
  7. Мониторинг нормативной правовой базы в области градостроительства и смежных сферах деятельности на уровне Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
  8. Подготовка предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов РФ по результатам мониторинга нормативной правовой  базы и (или) принятия законов о внесении изменений в федеральное законодательство, законодательство субъектов Российской Федерации.
  9. Подготовка аналитических материалов и предложений по вопросам пространственного развития на уровне Российской Федерации, субъектов РФ, макрорегионов, регионов для разработки документов стратегического планирования.

Подробнее о направлениях деятельности

Разработка правовой базы градостроительства

Разработка правовой базы градостроительства – постоянно развивающееся направление деятельности Института за последние 20 лет. С 1997 года по настоящее время отделом разработано более 30 проектов нормативных правовых актов города Москвы по актуальным вопросам регулирования градостроительной деятельности, принятых в установленном порядке Московской городской думой и утвержденных Правительством Москвы. Из них около 20 законов города Москвы и более 10 положений, регламентирующих состав, порядок разработки и утверждения отдельных видов документов и документации градостроительного проектирования (территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка  территории).

На первом этапе развития законотворческой работы в период с 1996 по 2004 года был подготовлен пакет базовых законов города Москвы по актуальным вопросам осуществления градостроительной деятельности, включая законы:

  • о составе, порядке разработки и принятия Генерального плана (утвержден 10 декабря 1997г. №53);
  • о градостроительном зонировании (утвержден 09 декабря 1998г. №28);
  • о планировании развития территории административных округов и районов города Москвы (утвержден  02 апреля 2003г. №20);
  • о подготовке разрешения на строительство (утвержден 09 июля 2003 года №50);
  • об основах градостроительства (утвержден 03 марта 2004г. №13);
  • о градостроительных нормативах и правилах (утвержден 03 октября 2001г. №64);
  • об особенностях регулирования градостроительной деятельности на территориях природного комплекса (утвержден 21 октября 1998г. №26) и на исторических территориях города Москвы (утвержден 09 июня 2004 года №40);
  • об обеспечении благоприятной среды  жизнедеятельности в период строительства, реконструкции объектов (утвержден 11 июня 2003 года № 41).

Систематизация и кодификация действующего городского законодательства

На втором этапе в период с 2005 по 2008 годы осуществлялась систематизация и кодификация действующего городского законодательства о градостроительстве в соответствии с утвержденной Правительством Москвы концепцией совершенствования законотворческой деятельности в Москве. Результатом этой работы является Закон города Москвы от 25 июня 2008г. №28 «Градостроительный кодекс города Москвы» (далее ГрК Москвы).

ГрК Москвы обеспечил кодификацию действующего законодательства Москвы о градостроительной деятельности исходя из требований новой редакции Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004г. № 190-ФЗ и учета особенностей градостроительного развития города Москвы, правового статуса Москвы – столицы РФ. ГрК Москвы системным образом определяет основы правового регулирования градостроительной деятельности в городе Москве от установления принципов, субъектов, объектов регулирования до определения порядка осуществления основных видов градостроительной деятельности – территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования и строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

ГрК Москвы был установлен ряд принципиальных особенностей градостроительного проектирования в городе Москве, в том числе:

  • состав и содержание Генерального плана города Москвы;
  • особенности согласования и утверждения Генерального плана города Москвы в части осуществления городом функций столицы РФ;
  • порядок реализации Генерального плана города Москвы (в том числе механизм разработки территориальных и отраслевых схем);
  • актуализация и мониторинг реализации Генерального плана города Москвы;
  • порядок разработки правил землепользования и застройки (в том числе механизм установления зон развития и территорий реорганизации);
  • порядок подготовки документации по планировке территории (в том числе механизм обоснования размещения объектов капитального строительства на не подлежащих реорганизации жилых территориях);
  • порядок осуществления градостроительной деятельности на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях;
  • порядок осуществления градостроительной деятельности на территориях объектов культурного наследия, в зонах их охраны, в исторических зонах;
  • порядок взаимодействия органов власти, жителей, правообладателей при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве (в том числе порядок проведения публичных слушаний по проектам документов и документации градостроительного проектирования).

За прошедшие после введения в действие ГрК Москвы годы на основе мониторинга правовой базы градостроительства с участием Института подготовлен ряд законопроектов о внесении изменений в ГрК Москвы.

Разработка Генерального плана города Москвы и нормативные правовые акты

Важным направлением развития правовой базы градостроительства является осуществляемая Институтом разработка Генерального плана города Москвы. В настоящее время в этом направлении Институтом разработано 2 Закона города Москвы – от 27 апреля 2005г. № 14 и от 05 мая 2010г. №17. В стадии рассмотрения  находятся 2 разработанных Институтом законопроекта о внесении изменений в Генеральный план города Москвы – в части присоединенных территорий и в части территории района «Некрасовка» и Зеленоградского административного округа города Москвы.

К этому блоку законотворческой работы можно отнести и Закон о городской адресной программе развития застроенной территории квартала №804 «Камушки» Пресненского района города Москвы на 2008-2014гг., подготовленный отделом и принятый 25 июня 2008 г. (№29).

Кроме законотворческих работ отдел выполнил разработку более 10 нормативных правовых актов Правительства Москвы, регламентирующих состав и процедуры подготовки отдельных видов документации, в том числе:

  • проектов детальной планировки реконструкции промышленно-производственных и коммунально-складских зон (1996г);
  • градостроительных планов развития территорий административных округов, районов города Москвы (2000г, 2001г.);
  • проектов планировки территорий разного функционального назначения (производственных, жилых, природного комплекса, улично-дорожной сети – в 2001-2004гг.);
  • территориальных схем (2010г.);
  • отраслевых схем (2010г.);
  • проектов планировки территорий линейных объектов (2012г., проект).

Комплексные научно-аналитические правовые работы

В целях разработки проектов нормативных правовых актов о градостроительной деятельности отдел выполняет комплексные научно-аналитические правовые работы, в том числе разработку:

  • концепций законов города Москвы, федеральных законов в области градостроительной деятельности;
  • концепций развития правовой базы (на уровне субъекта РФ);
  • словаря градостроительной терминологии (в 2000г., 2009г., 2016г. – словарь издан силами Института);
  • методических обоснований решения актуальных проблем правового обеспечения градостроительства;
  • проблем совершенствования нормативных правовых актов в области градостроительной и смежных сфер деятельности в режиме непрерывного мониторинга развития правовой базы.

Исследование проблем пространственного развития

Новым направлением деятельности отдела является исследование проблем пространственного развития страны, Московского региона, Центрального федерального округа. Проблематика пространственного развития включает два взаимосвязанных направления – развитие системы расселения и развитие и размещение производительных сил. Формирование законодательства о стратегическом планировании на федеральном уровне предопределило необходимость разработки нового вида документа стратегического планирования –  стратегии пространственного развития страны. Кроме того пространственное развитие представляет собой один из существенных факторов, определяющих направления градостроительного развития территории и подлежащих обязательному учету при территориальном планировании.

При разработке Институтом изменений в Генеральный план города Москвы в части присоединенных территорий отделом был выполнен раздел по внешнепространственным условиям развития Москвы в системе расселения ЦФО. Внешнепространственные условия характеризуют качество всех потенциалов развития территории (человеческого, производственного, научно-инновационного, природного, коммуникативного) и степень взаимного влияния потенциалов развития территории и окружающих ее регионов. В составе указанного раздела были предложены направления интеграции производственного, научно-инновационного, природного потенциалов Московского региона и субъектов РФ, составляющих его окружение в ЦФО, мероприятия, обеспечивающие интеграцию регионов и экспертная оценка основных затрат на их реализацию.

Отдел участвовал в разработке научных обоснований Концепции Стратегии пространственного развития РФ в части предложений по основным сценариям развития системы расселения и производительных сил регионов страны.

Результаты исследования вопросов пространственного развития могут быть использованы при разработке

  • материалов стратегии пространственного развития страны;
  • стратегий социально-экономического развития страны, субъектов РФ, макрорегионов, муниципальных образований;
  • стратегий развития отраслей и хозяйственных комплексов страны;
  • внешнепространственных условий развития субъектов РФ, муниципальных образований для подготовки документов территориального планирования, в том числе схем территориального планирования субъектов РФ, генпланов городов федерального значения.

На основе выполненных отделом исследований пространственного развития Московского региона в системе расселения страны подготовлены рейтинговые сопоставления развития производительных сил регионов страны (приводятся ниже в кратком изложении).

Некоторые проекты мастерской