Город 2100


Занимаясь градостроительством, мы часто заглядываем в будущее, пытаясь предугадать и спроектировать как должен будет выглядеть город через десять, пятнадцать или сотню лет. Вместе с нами мы предложили помечтать о будущем ряду известных российских фантастов, архитекторов и художников. Результатом нашей работы стал сборник с рядом уникальных рассказов «Город 2100», раскрывающий нам многообразные грани будущего.

«Город 2100» 

Издательство Института Генплана Москвы. Тираж 500 штук.

Автор идеи: Арсений Пенкин
Редактор-составитель: Андрей Синицын
Менеджер проекта: Мария Сидорова
Корректор: Анастасия Варчева
Дизайн-макет, верстка: Виктория Ехтарян
Иллюстрации: Алексей Андреев

Будущее глазами
писателей

Сергей Лукьяненко, Евгений Лукин, Олег Дивов, Вадим Панов, Иван Кузнецов, К. А. Терина, Александр Бачило, Александр Громов, Сергей Слюсаренко, Сергей Волков, Алекс де Клемешье, Николай Желунов, Антон Первушин

Будущее глазами
архитекторов и художников

Илья Лежава, Анна Мартовицкая, Михаил Филиппов, Екатерина Шалина, Сергей Чобан, Павел Пепперштейн / Nahodka Arts, Алексей Беляев-Гинтовт / Галерея «Триумф», Диана Норикян, Александра Шипачева, Денис Соколов, Сергей Возгорьков, Александр Крылов, Анастасия Кирк-Гагаринская, Даниил Назаров, Михаил Федоров, Наталья Тиняева, Артур Скижали-Вейс, Светлана Семенова, Анатолий Белов, Михаил Ченцов

Каждый месяц мы будем публиковать на сайте по одному из рассказов:

Будущее глазами писателей

Людям нравится фантазировать о грядущем, о том, как изменится общественное устройство в отдельно взятых странах, каким будет геополитический расклад в мире, какая одежда войдет в моду, какие сооружения будут формировать облик городов будущего и т.д. Фантазии эти, надо признать, далеко не всегда радостные, поскольку часто основываются на каких-то личных страхах, на разочарованности в сегодняшнем дне, на не самых веселых исторических примерах, но вместе с тем они неизменно увлекают воображение. Неудивительно, что фантастика стоит в ряду наиболее популярных литературных жанров. Жюль Верн и Герберт Уэллс, Алексей Толстой и Александр Беляев, Рэй Бредбери и Айзек Азимов, Джеймс Баллард и Филип Дик, Уильям Гибсон и Питер Уоттс, Сергей Лукьяненко и Ник Перумов — на свете, пожалуй, нет ни одного человека, умеющего читать и не знакомого с произведениями хотя бы одного из вышеперечисленных авторов.

Разумеется, фантастика устаревает. Удивительные механизмы, описанные тем же Жюлем Верном в романе «Двадцать тысяч лье под водой», уже давно стали реальностью. Но устареть — это, пожалуй, почетно для фантаста, ведь это означает, что его предсказание сбылось. Устаревая, фантаст обретает статус пророка. В то же время, размышляя о будущем и переводя свои размышления в текст, писатель намечает некий вектор — желательный или нежелательный — развития человеческой цивилизации. Это немалая ответственность — никогда не знаешь, кто будет реализовывать твои идеи и как, извратят ли при этом твое видение... Будут еще потом говорить: «Напророчил»! И все-таки думать о будущем — говорить, писать о нем, изображать его на картинах, в кинофильмах — необходимо. Людям нужна надежда на лучшее. Вместе с тем важно время от времени напоминать им, чего следует по-настоящему бояться, как то делали, например, Евгений Замятин, Джордж Оруэлл и другие антиутописты.

Когда-нибудь будущее станет свершившимся фактом, иначе говоря — прошлым, и одна из задач писателя-фантаста, пожалуй, — максимально «приближать» хорошее, и упреждать плохое, чтобы воспоминания каждого последующего поколения делались все менее травматичными и тем самым все больше вдохновляли на свершения.

Настоящий сборник включает рассказы двенадцати современных российских писателей-фантастов, в которых они делятся своим уникальным видением будущего, одновременно приглашая к разговору о проблемах настоящего. Надеемся, эта скромная попытка заглянуть через плечо древним мойрам найдет отклик у читателей и побудит их задуматься не только о личном, но и о всеобщем будущем.

Будущее глазами архитекторов и художников

В 1977 году в Стройиздате вышла книга советских архитекторов-градостроителей, лидеров группы НЭР Алексея Гутнова и Ильи Лежавы «Будущее города», быстро ставшая культовой. В предисловии к упомянутому труду авторы написали: «В этой книге мы пытались обрисовать будущее современного города. Это будущее в нашем представлении неразрывно связано с дальнейшим социально-экономическим и научно-техническим прогрессом, который немыслим вне социалистического общественного устройства и борьбы за построение коммунизма. Коммунизм, который становится реальностью близкого будущего, является фундаментальной основой, которая делает возможной осуществление тех гипотез развития жизненной среды человека, которые обсуждались в этой книге. Мы рассматривали в первую очередь те проблемы и те решения, которые связаны с развитием социалистического города и социалистического расселения в условиях построения коммунистического общества. Мы полагаем, что любая градостроительная стратегия, которая не исходит из социального равенства и планового развития экономики, не может быть сегодня признана продуктивной для будущего». Гутнов скончался в 1986 году, в 1991 году социалистическое общественное устройство в нашей стране приказало долго жить, коммунизм перестал быть реальностью даже самого отдаленного будущего, и Лежава, успевший, к собственной неожиданности, из советского архитектора-градостроителя превратиться в российского, занялся переосмыслением собственных идей, когда-то поражавших своей остротой, а ныне — в силу объективных причин — утративших актуальность. В 2010 году Илья Георгиевич написал статью-рассуждение о будущем города уже с позиции жителя капиталистического мегаполиса, отсылающую к книге 1977-го главным образом своим названием — «Будущее города». Она была впервые опубликована в 58-м номере журнала «Проект Россия» и вызвала живое обсуждение в архитектурных кругах Москвы. С разрешения ближайших родственников недавно почившего Ильи Лежавы — его дочерей Александры и Марии — мы публикуем эту статью в настоящем сборнике. По нашему мнению, она служит без преувеличения идеальным предисловием к разделу, посвященному фантазиям современных архитекторов и художников о городе будущего.