Архитектурные фантазии

Куратор: Екатерина Шалина

С 2013 года в Москве ежегодно проводится Международный конкурс архитектурного рисунка «АрхиГрафика».
Под патронажем Фонда Сергея Чобана — Музея архитектурного рисунка в Берлине и главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова его учредила и проводит редакция интернет-издательства «Группа сайтов 360.ru»

Первый этап соревнования проходит в онлайн-формате: работы, преодолевшие модерацию, появляются на площадке конкурса — competitions.archplatforma.ru. Интернациональное жюри во главе с архитектором Сергеем Чобаном рассматривает их и отбирает рисунки в следующий оффлайн-тур — смотр оригиналов, в ходе которого определяются призеры в каждой из четырех категорий — «Рисунок с натуры», «Архитектурная фантазия», «Рисунок к проекту» и специальной номинации, посвященной Москве. Главное условие конкурса — выполнение работ без использования цифровых инструментов. Сотни заявок от участников из разных стран подтверждают, что ручная графика еще не утратила своей актуальности в архитектурной практике. Самое удивительное, что на бумаге продолжают рождаться и образы будущего, в которое именно дигитальные технологии затягивают человечество быстрее, чем оно успевает опомниться.

Номинация «Архитектурная фантазия» позволяет сделать весьма любопытные выводы о том, как сегодня люди, проектирующие среду обитания, представляют себе «прекрасное далеко».

Диана Норикян | Город будущего | 2016 | бумага, карандаш | 60,5×41,5 см. Предоставлена автором.
Диана Норикян | Город будущего | 2016 | бумага, карандаш | 60,5×41,5 см. Предоставлена автором.

Во-первых, они явно тратят в этом направлении меньше креативной энергии, чем раньше. В 1920-х и 1960-х — на пиках развития футуристической мысли — архитекторы едва ли уступали пальму визионерского первенства писателям-фантастам и сами создавали целые миры — достаточно вспомнить гениального Якова Чернихова или лидера «Аркигрэма» Питера Кука. Нынешние архитектурные фантазии часто кажутся переработкой этого наследия или откликами на кино, редко превосходящими по оригинальности сценографию «Бегущего по лезвию бритвы» или «Пятого элемента».

Александра Шипачева | Мир страха перед будущим | 2018 | бумага, тушь | 55×75 см. Предоставлено автором.
Александра Шипачева | Мир страха перед будущим | 2018 | бумага, тушь | 55×75 см. Предоставлено автором.

Во-вторых, современники определенно смотрят на будущее с меньшим оптимизмом. «Летающие города» Георгия Крутикова или «Архитектоны» Казимира Малевича были пронизаны героическим и созидательным пафосом покорения неба. «АрхиГрафика» показывает, что тема парящих и мобильных городов все еще волнует умы архитекторов, но чаще всего в их графических предсказаниях отрыв от земли — мера, вынужденная перенаселением, истощением ресурсов и глобальной экологической катастрофой.

Денис Соколов | Древнерусский небоскреб | бумага, чернила | 61×85 см. Предоставлено автором.
Денис Соколов | Древнерусский небоскреб | бумага, чернила | 61×85 см. Предоставлено автором.

Будущее преимущественно пугает победой безрадостной техногенной среды, чуждой человеку и природе, и рисуют его в соответствующих мрачных тонах, не жалея серого грифеля и черной туши. В редких и, на наш взгляд, наиболее интересных случаях от этого страха избавляет смех, пусть даже саркастический. Вооруженные чувством юмора авторы спасают памятники архитектуры на крышах высоток или предлагают представить, как справились бы с проблемой перенаселения наши предки, изображая полчища небоскребов из деревянных избушек.

Сергей Возгорьков | Город Баньян | бумага, карандаш | 37,5×55 см. Предоставлено автором.
Сергей Возгорьков | Город Баньян | бумага, карандаш | 37,5×55 см. Предоставлено автором.

Не перевелись еще и романтики, видящие прогресс в радужном свете. На основе анализа достижений науки и техники, тотальной роботизации и перспективы распространения частного и общественного воздушного транспорта они прогнозируют: города непременно превратятся в многоуровневые мегаструктуры, но люди смогут жить в сомасштабной и привычной среде ближе к земле, а все сервисные функции без вреда экологии разместятся в заоблачных высях.

Александр Крылов | Коммуна-Артель | 2008 –2015 | ватман, карандаш, акварель | 21×60 см. Предоставлено автором.
Александр Крылов | Коммуна-Артель | 2008 –2015 | ватман, карандаш, акварель | 21×60 см. Предоставлено автором.
Александр Крылов | Коммуна-Артель | 2008 –2015 | ватман, карандаш, акварель | 21×30 см. Предоставлено художником.
Александр Крылов | Коммуна-Артель | 2008 –2015 | ватман, карандаш, акварель | 21×30 см. Предоставлено художником.
Александр Крылов | Коммуна-Артель | 2008 –2015 | ватман, карандаш, акварель | 21×30 см. Предоставлено художником.
Александр Крылов | Коммуна-Артель | 2008 –2015 | ватман, карандаш, акварель | 21×30 см. Предоставлено художником.

Альтернативные версии светлого будущего — дезурбанизация (энергоэффективные коммуны-артели, перемещающиеся по воде, экопоселения, живущие возобновляемыми ресурсами, дома на деревьях и т. п.) или благополучный синтез технологий и природы. Согласно последнему пути развития, сооружения будут выращиваться в специальных кадках, биопараметрика обеспечит саморегуляцию городов в гармонии с природой, а люди наконец-то смогут вживить себе крылья и будут летать, словно птицы. Показательно, что эти счастливые сценарии получают самое яркое и витальное художественное воплощение — их авторы смело используют пастель, акварель и цветные маркеры.

Анастасия Кирк-Гагаринская | Остановка «Речной вокзал» | серия «Путешествующий "Дом для всех"» | 2016 | бумага, акварель, линер | 19×25 см. Предоставлено автором.
Анастасия Кирк-Гагаринская | Остановка «Речной вокзал» | серия «Путешествующий "Дом для всех"» | 2016 | бумага, акварель, линер | 19×25 см. Предоставлено автором.
Анастасия Кирк-Гагаринская | Фрагмент «Дома для всех» | серия «Путешествующий "Дом для всех"»
Анастасия Кирк-Гагаринская | Фрагмент «Дома для всех» | серия «Путешествующий "Дом для всех"»
Анастасия Кирк-Гагаринская | Пролетая над Москвой | серия «Путешествующий "Дом для всех"»
Анастасия Кирк-Гагаринская | Пролетая над Москвой | серия «Путешествующий "Дом для всех"»
Анастасия Кирк-Гагаринская | Переход в новое пространство | серия «Путешествующий "Дом для всех"»
Анастасия Кирк-Гагаринская | Переход в новое пространство | серия «Путешествующий "Дом для всех"»

О содержании фантазий участников конкурса при желании можно долго спорить, но в целом «АрхиГрафика» демонстрирует важное и обнадеживающее обстоятельство: будущее не только тревожит архитекторов, но и заставляет искать решения для проблем, ведущих к реализации самых мрачных прогноз.

Екатерина Шалина
Куратор проекта «АрхиГрафика»
Даниил Назаров | Этажный город | 2017 |бумага, карандаш | 94×38 см. Предоставлено автором.
Даниил Назаров | Этажный город | 2017 |бумага, карандаш | 94×38 см. Предоставлено автором.
Михаил Федоров | Линейный город | 2018 | бумага, акварель | 47×66 см. Предоставлено автором.
Михаил Федоров | Линейный город | 2018 | бумага, акварель | 47×66 см. Предоставлено автором.
Наталья Тиняева | Парящий город | 2018 |бумага, линеры | 30×48 см. Предоставлено автором.
Наталья Тиняева | Парящий город | 2018 |бумага, линеры | 30×48 см. Предоставлено автором.
Артур Скижали-Вейс | Москва будущего времени воздухоплавателей | 2014 | бумага, перо, чернила | 55×40 см. Предоставлено автором.
Артур Скижали-Вейс | Москва будущего времени воздухоплавателей | 2014 | бумага, перо, чернила | 55×40 см. Предоставлено автором.
Артур Скижали-Вейс | Футуристический трансгород-спутник | 2004 | бумага, чернила, цветные карандаши | 40×50 см. Предоставлено автором.
Артур Скижали-Вейс | Футуристический трансгород-спутник | 2004 | бумага, чернила, цветные карандаши | 40×50 см. Предоставлено автором.
Светлана Семенова | Структура будущего | 2018 | бумага, карандаш, линер | 50×67 см. Предоставлено автором.
Светлана Семенова | Структура будущего | 2018 | бумага, карандаш, линер | 50×67 см. Предоставлено автором.
Анатолий Белов | Новый историзм | 2009 | ватман, тушь, маркер, карандаш | 100×70 см. Предоставлено автором.
Анатолий Белов | Новый историзм | 2009 | ватман, тушь, маркер, карандаш | 100×70 см. Предоставлено автором.
Михаил Ченцов | 066 Серия «Назад в будущее» | 2002 | бумага, карандаш, рапидограф, акварель, маркер | 28×330 см. Предоставлено автором.
Михаил Ченцов | 066 Серия «Назад в будущее» | 2002 | бумага, карандаш, рапидограф, акварель, маркер | 28×330 см. Предоставлено автором.

Иллюстрации: Диана Норикян, Александра Шипачева, Денис Соколов, Сергей Возгорьков, Александр Крылов, Анастасия Кирк-Гагаринская, Даниил Назаров, Михаил Федоров, Наталья Тиняева, Артур Скижали-Вейс, Светлана Семенова, Анатолий Белов, Михаил Ченцов
Сопроводительный текст: куратор проекта «АрхиГрафика» Екатерина Шалина