Правительство
Москвы
Телефон: +7(499) 250-95-96
Отправить заявку

Научно-проектное объединение транспорта и дорог

Оглавление

Более шести десятилетий назад архитектурно-планировочные мастерские Мосгорисполкома были преобразованы в институт Генерального плана Москвы и, практически одновременно с созданием самого института, в его составе была организована инженерно-транспортная мастерская, в структуре которой были предусмотрены три бригады – «развития пассажирского транспорта», «развития улично-дорожной сети» и «развития железнодорожного транспорта». Так началась история транспортного подразделения, которое вместе с институтом не раз меняло свое название, структуру, совершенствовалось и, по требованию времени, выполняло все более и более сложные задачи. 

С 2009 года руководителем НПО ТиД является кандидат технических наук Игорь Александрович Бахирев, а заместителем руководителя Татьяна Викторовна Сигаева. Только за два года коллективом транспортного подразделения института были выполнены такие важнейшие работы как Стратегия развития транспорта Москвы, Транспортные разделы в составе Актуализированного Генерального плана г. Москвы, Нормы и правила градостроительного проектирования города Москвы, Научное обоснование элементов поперечного профиля магистралей и улиц, Инструкции по градостроительному проектированию улично-дорожной сети, объектов технического сервиса, хранения и паркирования автомобилей, Комплексная схема развития всех видов транспорта города Ростова-на-Дону.

Новое время, новое законодательство и новое руководство города ставят и новые задачи перед транспортным подразделением института. Сегодня большая часть выполняемых работ в НПО ТиД – результат победы в конкурсной борьбе. Именно огромный опыт и высокий профессионализм сотрудников подразделения не оставляет конкурентам ни единого, или почти ни единого, шанса на победу. Кроме того, сегодня выполняемые работы затрагивают не только Москву и прилегающие территории, но и другие города, и другие регионы нашей страны. Новым качественным скачком в деятельности НПО ТиД являются расчеты транспортных и пассажирских потоков на современных компьютерных моделях. Сегодня ни одна проектная или научная работа подразделения не выполняется без проведения таких расчетов по макро- или микромоделированию. Благодаря этому все проекты НПО ТиД имеют весомые обоснования, а заключения института принимаются экспертизой.

Структура объединения

В настоящее время транспортное подразделение имеет название Научно-проектное объединение транспорта и дорог и включает в себя 4 мастерские (мастерская развития улично-дорожной сети, мастерская развития транспортно-пересадочных узлов и транспортного обслуживания, мастерская развития пассажирского транспорта, мастерская развития городских транспортных систем и организации дорожного движения). Также в составе НПО ТиД есть сектор научного обеспечения развития транспортного комплекса города и дорожно-транспортная лаборатория. Численность сотрудников НПО ТиД более 100 человек, в т.ч. 1 доктор технических наук, 6 кандидатов технических наук, 2 кандидата физико-математических наук, 1 кандидат социологических наук. Такой научный потенциал позволяет НПО ТиД решать задачи в сфере транспортного строительства на высоком профессиональном уровне и быть законодателем в области нормирования градостроительного проектирования транспортной инфраструктуры. И в настоящее время коллектив НПО ТиД активно решает транспортные проблемы не только города Москвы, но и других регионов. Так, разрабатывается транспортные разделы Генеральных планов города Казани, Севастополя, Альметьевска и проектов планировки Южно-Сахалинска.

Некоторые проекты

За последние голы НПО ТиД выполнены такие важнейшие работы, как: Концепция и программа работ по развитию транспортного комплекса Московского региона (2011, по заказу Рострасмодернизации министерства транспорта Российской Федерации), Актуализация Генсхемы Московского железнодорожного узла (2013 г.); Актуализация программы развития транспортного комплекса Московского региона (2014); Разработка территориальных схем Троицкого и Новомосковского административных округов (транспортный раздел) (2014); Подготовка проектных предложений и обосновывающих материалов для внесения изменений в генеральный план города Москвы» (раздел транспортное обеспечение) (2014); Сбор, подготовка и анализ данных о спросе на транспортную инфраструктуру московской агломерации (2015); Более 150 проектов планировки линейных объектов участков улично-дорожной сети, линий метрополитена, трамвайных линий. Кроме того, специалисты НПО ТиД участвовали в подготовке новой редакции СП градостроительство, который в настоящее время готовится к изданию.

Перспективы

Впереди большие планы по решению транспортных проблем – это и разработка нормативной и нормативно-правовой базы, проекты планировки линейных объектов улично-дорожной сети и линий скоростного внеуличного транспорта, отраслевые схемы по развитию транспортной инфраструктуры, научно-исследовательская работа, и многое другое. Такие амбициозные планы основаны на наличии в подразделении мощного потенциала, состоящего как из прославленных ветеранов труда, так и сильных специалистов-транспортников следующего поколения и талантливой молодежи, на которую возложены большие надежды на бережное сохранение и развитие традиций подразделения и удержание на высоком уровне профессионализма и творческой активности коллектива. Нет никаких сомнений, что коллектив успешно справится с разработкой интереснейших творческих задач, направленных на развитие транспортного комплекса не только Москвы и Московского региона, но и других городов и регионов России.

Бахирев Игорь Александрович

Руководитель объединения

Родился 3 октября 1971 года в Москве.

В 1993 году закончил Московский государственный автомобильно-дорожный институт (технический университет) МАДИ ГТУ и получил высшее образование по специальности инженер-строитель автомобильных дорог.

Сразу после окончания института стал работать инженером в транспортной мастерской Института Генплана Москвы в бригаде развития улично-дорожной сети. Начало трудовой деятельности совпало с резкими изменениями в общественно-политической жизни страны, изменениями в социально-экономической сфере. В это время в городе Москве был взят курс на мощное развитие транспортной инфраструктуры, и в первую очередь, развитие улично-дорожной сети. В период с 1993 года по 1998 год Бахирев И.А. являлся одним из разработчиков предпроектных работ по реконструкции Московской кольцевой автомобильной дороги, строительству участков 3-его транспортного кольца, реконструкции проспекта Мира и др.

В 1998 году Игорь Александрович возглавил вновь созданный в составе НПО ТиД отдел организации дорожного движения. В этот период под руководством Бахирева И.А. были выполнены такие важнейшие для города Москвы работы как «Стратегия и комплексная долгосрочная программа работ по организации дорожного движения в Москве» (2000 г.), «Концепция общегородской системы информационного обеспечения участников дорожного движения» (2000 г.), «Разработка схемы размещения объектов гаражного строительства по административным округам на период 2003-2006 г.» (2002 г.), «Предложения по определению первоочередных мест под размещение перехватывающих стоянок» (2003 г.), «Комплексная схема организации дорожного движения (КСОД) в центре Москвы» (2004 г.), «Проекты организации движения (ПОД) в рамках реализации КСОД» (2005-2006 гг.), «Концепция развития аэропорта Внуково» (2006 г.).

В период с 2000 года по 2004 год Бахирев И.А. заочно обучался в аспирантуре МАДИ ГТУ. В 2008 году защитил диссертацию на ученую степень кандидата технических наук на тему: «Расчётные скорости при проектировании улично-дорожной сети в городах».

С 2009 года по настоящее время является руководителем НПО ТиД.

С 2013 года является профессором Международной Академии Архитектуры, отделения в Москве (МААМ).

За добросовестный труд Бахирев И.А. неоднократно награждался Почетными грамотами института и Москомархитектуры. Заслуженный работник Москомархитектуры (2006 г.), лауреат премии имени архитектора Алексея Гутнова (2010 г.), Почетная грамота правительства Москвы (2011 г.), Благодарность министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстроя России) (2015 г.).

Основные виды деятельности

Основной задачей НПО ТиД является разработка и сопровождение комплекса мероприятий по развитию и совершенствованию транспортной системы Москвы, московского региона, а также транспортных систем других городов, городских агломераций и отдельных регионов

3.1. Для решения основной задачи НПО ТиД осуществляет свою деятельность по разработке методических, градостроительных, планировочных, технических, организационных, правовых и иных мероприятий на всех стадиях градостроительного проектирования и при разработке научно-исследовательских работ по следующим направлениям:

3.1.1. Система городского пассажирского транспорта, включая закономерности передвижения населения, обоснование системы развития пассажирского транспорта и его видов, сетей, материально-технической базы, разработка предложений по очередности и объемам транспортного строительства с определением объектов;

3.1.2. Система внешнего транспорта, включая железнодорожный, воздушный, водный и автомобильный транспорт, проработка градостроительных аспектов развития, увязка с планировочной и функциональной структурой города и агломерации, а также взаимодействие с городским транспортом;

3.1.3. Система автомобильного транспорта, включая обоснование развития системы, объемов перевозок, парка подвижного состава, его производственно-эксплуатационной базы, разработка предложений по развитию этого вида транспорта на различные расчетные периоды, вопросы развития и размещения объектов технического сервиса, гаражей, стоянок;

3.1.4. Система улично-дорожной сети, включая обоснование схемы, структуры и классификации, темпов и объемов развития, очередности формирования, разработка предложений по дорожно-мостовому строительству;

3.1.5. Система организации дорожного движения, включая разработку и сопровождение комплекса мер по совершенствованию и развитию организации и безопасности дорожного движения, информационного обеспечения участников дорожного движения, управления дорожным движением, интеллектуальной транспортной системы.

3.2. Основными видами работ НПО ТиД являются:

3.2.1. выполнение научно-исследовательских и поисковых работ в сфере развития     и совершенствования транспортных систем городов, транспортной инфраструктуры городов;

3.2.2. нормативно-правовое обеспечение вопросов развития транспортной инфраструктуры в городах, разработка методических рекомендаций, технических инструкций и регламентов в области развития и совершенствование транспортной инфраструктуры городов;

3.2.3. разработка стратегий, концепций и городских, государственных, межрегиональных и федеральных программам программ развития транспортного комплекса городов, городских агломераций и отдельных регионов;

3.2.4. разработка транспортных разделов в составе Генеральных планов развития городов, схем территориального планирования и проектов планировки отдельных территорий;

3.2.5. разработка комплексных схем развития транспорта и отдельных видов транспорта (включая развитие железнодорожного узла, авиационного узла, водного узла, автомобильного транспорта, городского пассажирского транспорта, автомобильных дорог и улично-дорожной сети);

3.2.6. разработка территориальных и отраслевых схем развития транспортной инфраструктуры городов, городских агломераций и регионов (включая схемы дорожно-мостового строительства, схемы развития улично-дорожной сети, схемы развития скоростного внеуличного транспорта и метрополитена, схемы развития наземного городского пассажирского транспорта, схемы гаражного строительства, схемы размещения объектов станций технического обслуживания автомобилей, схемы развития транспортно-пересадочных узлов и перехватывающих стоянок, схемы размещения автовокзалов и автостанций, схемы развития велотранспортной инфраструктуры, схемы размещения объектов авиационного, железнодорожного и водного транспорта и др.);

3.2.7. разработка методологии и проведение сплошных комплексных и выборочных транспортных и транспортно-социологических обследований в городах, научно-методологическое обеспечение прогнозирования и разработка прогнозов развития транспортной системы городов и городских агломераций, отдельных ее элементов, моделирование и разработка расчётов транспортных и пассажирских потоков;

3.2.8. разработка структуры и содержания баз данных для информационного обеспечения градостроительного проектирования и транспортных расчетов, веление баз данных;

3.2.9. разработка проектов планировки линейных объектов (улично-дорожной сети, линий скоростного внеуличного и наземного городского пассажирского транспорта);

3.2.10. разработка комплексных схем и проектов организации дорожного движения (КСОД и ПОД);

3.2.11. научно-методическое обеспечение вопросов организации движения транспорта и пешеходов на различных территориях городов, разработка научно-методических обоснований развития пешеходных пространств и коммуникаций, разработка методов определения  их планировочных и технических параметров;

3.2.12. разработка проектов планировки и обосновывающих материалов для градостроительных планов земельных участков транспортно-пересадочных узлов, гаражей стоянок и других объектов транспортной инфраструктуры;

3.2.13. выполнение технико-экономических обоснований, обоснований инвестиций и стадии «Проект» линейных объектов (улично-дорожной сети и линий скоростного внеуличного транспорта);

3.2.14. экспериментальное проектирование линейных объектов;

3.2.15. разработка транспортных схем и транспортных обслуживаний отдельных объектов и отдельных территорий городов;

3.2.16. определение возможности размещения и реконструкции объектов по транспортным критериям, оценка проектов организации дорожного движения, оценка возможности корректировки линий градостроительного регулирования и участков улично-дорожной сети;

3.2.17. разработка разбивочных чертежей-актов линий градостроительного проектирования;

3.2.18. подготовка различных отзывов, справок и заключений.

4. Основные функции НПО ТиД.

4.1. НПО ТиД может выполнять следующие функции:

4.1.1. разработчика (генерального проектировщика) проектов в соответствии с основными направлениями работы объединения.

4.1.2. подрядчика в области выполнения заказов Государственного заказчика и сторонних организаций.

4.1.3. субподрядчика в совместных разработках по тематике других подразделений и других организаций.

4.1.4. заказчика на специализированные разработки.

4.2. Выполняемые НПО ТиД работы, предоставляются на рассмотрение на оперативные и регламентные совещания Москомархитектуры и других департаментов и комитетов Правительства Москвы; на рассмотрение на заседаниях рабочих групп, советов и комиссий при Мэре Москвы и его заместителей, на рассмотрение на заседаниях Правительства Москвы, на рассмотрение на заседаниях Объединенной коллегии исполнительных органов государственной власти г. Москвы и Московской области; на рассмотрение Координационного совета по развитию транспортной системы Москвы и Московской области под председательством министра транспорта Российской Федерации, на рассмотрение иных министерств и ведомств Правительства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в зависимости от рассматриваемых вопросов.

История объединения

Первым руководителем транспортной мастерской был назначен Владимир Александрович Черепанов, кандидат технических наук, один из ведущих специалистов по проектированию транспортной системы столицы того времени. В.А. Черепанов с 1936 года работал в Отделе планировки Моссовета, сначала в качестве инженера в мастерской №8, затем старшим инженером сектора городского транспорта, главным инженером проектов и исполняющим обязанности заведующего транспортного отдела. В первое десятилетие мастерская осуществляла разработку проектов развития сети городского пассажирского транспорта города и реконструкции магистральных улиц, дорог и площадей в городе Москве. Среди основных работ того времени можно выделить инженерно-транспортные решения планировки подходов к ВДНХ и к стадиону им. Ленина в Лужниках; семилетний план развития сети метрополитена Москвы на 1959-65 гг., Комплексная транспортная схема города Москвы; архитектурно-планировочное решение Ждановского радиуса метрополитена, комплексная реконструкция Садового кольца с инженерно - транспортным решением всех площадей и перекрестков; проекты реконструкции транспортных площадей с устройством пересечений в разных уровнях и транспортных развязок, среди которых: Октябрьская (Калужская) пл., пл. Маяковского (Триумфальная), Таганская площадь, пересечение на ул. Чайковского (Новинский бульвар), развилка Ленинградского и Волоколамского шоссе. С самого начала работы, выполняемые в мастерской, отличались глубиной проработки и научным обоснованием. Транспортная мастерская стала важной частью института, без участия которой практически не обходилась разработка ни одной темы. Естественно, что не всем нравилось ее возросшее значение по развитию транспортно-планировочной структуры Москвы, и, к сожалению, это привело к тому, что в 1960 году в Моссовете началась кампания по ликвидации инженерно-транспортной мастерской в институте Генплана г. Москвы. В.А. Черепанов подает апелляцию в Московский Городской комитет партии, который поддерживает решение сохранить мастерскую в Институте Генплана. Но сам Владимир Александрович уходит на преподавательскую и научную работу, возглавив кафедру "Инженерное оборудование и благоустройство населенных мест" в качестве профессора в Московском Архитектурном институте, в котором передавал студентам свой богатейший опыт по проектированию транспортной системы в г. Москве. Истинный ученый, В.А. Черепанов, является автором монографий и известных учебных пособий, которые и по сей день не потеряли своей актуальности. Среди них: "Транспорт в градостроительстве", "Транспорт в планировке городов", "Инженерное проектирование планировки городов" и др. За время научной, творческой и преподавательской деятельности он был награжден 5-ю медалями за доблестный труд и Орденом "Знак Почета".

С 1960 года руководителем транспортной мастерской становится Юрий Константинович Болбот, который работал в институте с самого начала его создания и прошел путь от инженера до руководителя подразделения. Участник Великой Отечественной Войны, разведчик, награжденный орденом «Красной Звезды» и медалью «За отвагу», кавалер двух орденов «Славы», – Ю.К. Болбот пользовался огромным авторитетом, любовью и уважением в коллективе. Инженер по специальности, градостроитель по призванию, он отличался высоким профессионализмом в работе, большой эрудицией, человечностью, умением отстаивать принципиальные вопросы. Среди основных работ того времени, которые были выполнены транспортной мастерской следует отметить: транспортный раздел в составе Технико-экономического обоснования Генерального плана развития города Москвы,  Схемы районной планировки Московской области; проекта планировки и застройки центральной части Москвы; Комплексную схему развития московского транспортного узла; многочисленные проекты планировок магистральной улично-дорожной сети и архитектурно-планировочные решения линий метрополитена.

Дальнейший период становления связан с развитием и совершенствованием структуры транспортной мастерской. Сюда следует отнести создание в 1967 году научного отдела транспортных исследований, которое положило начало существованию двух транспортных подразделений – проектной мастерской и научного отдела.

Первым руководителем научного отдела стал Лев Владимирович Архангельский, а в 1971 году заведующим научным отделом был назначен кандидат технических наук Ростислав Васильевич Горбанев, который ранее работал в проектной транспортной мастерской, пройдя путь от инженера до главного инженера проектов. В 70-е годы научный отдел транспортных исследований вошел в состав вновь образованного отделения института Генплана ОНИР (отделение научно-исследовательских работ). Основной задачей научного отдела в 70-е годы прошлого столетия стало создание системы нормативных документов градостроительного проектирования объектов транспортной инфраструктуры для города Москвы, которые учитывали специфику города. Кроме того, в эти годы сотрудниками отдела были проведены серии работ, связанных с ожидаемым развитием автомобилизации в городе: исследование закономерностей движения автотранспорта на многополосных городских магистралях, крупномасштабное опросное обследование автовладельцев, результаты которого в течение нескольких лет служили исходной информацией для прогнозирования, проектирования и разработки нормативных документов. В этот период был разработан и реализован проект первой в Москве пешеходной зоны «Арбат», продолжены начатые в конце 60-х исследования по возможности освоения подземного пространства города, что нашло отражение в измененном названии научного отдела.

При выполнении исследований и проектных разработок широко стал использоваться зарубежный опыт, достижения научно-технического прогресса. Эти основные условия стали обязательными во всей последующей деятельности мастерской. Этот период жизни транспортных подразделений отмечен разработкой основополагающих нормативно-методических документов в сфере проектирования транспортной инфраструктуры города – классификация улично-дорожной сети, Пособие по проектированию скоростных магистралей, методические разработки по применению новых видов транспорта   и др. Практически все нормативные разработки сопровождались экспериментальным проектированием.

В 1978 году Р.В. Горбанев был назначен на должность главного инженера института и научный отдел транспорта и дорог возглавил кандидат технических наук Александр Никифорович Красников. В 1979 году на должность начальника проектной транспортной мастерской был назначен Юрий Васильевич Коротков. Обладая глубокими знаниями и широким кругозором в вопросах комплексного развития транспорта, и А.Н. Красников, и Ю.В. Коротков всегда творчески подходили к решению вопросов проектирования системы городского транспорта и проводили политику на сближение двух транспортных подразделений, благодаря этому многие проекты получали научное обоснование.

В конце 70-х и в 80-е годы прошлого века транспортными подразделениями разрабатывались такие работы, как "Генеральная схема организации движения транспорта в Москве в период проведения XXII Олимпийских игр", "Расчет пассажирских и транспортных потоков в Москве на 1980 - 1985 годы", "Проекты планировки и АПЗ на первоочередную реконструкцию Таганской площади", "Проект транспортного обслуживания северных районов Москвы", строительство моста через Москву-реку в Щукино, пробивки Олимпийского проспекта, Комплексная схема развития транспорта Москвы, а также проекты планировки строительства и реконструкции улично-дорожной сети, развития метрополитена и скоростного внеуличного транспорта, схемы развития московского авиационного и железнодорожного узлов. Кроме того, в научной деятельности была продолжена работа по совершенствованию нормативной базы, исследованию закономерностей движения автотранспорта и пешеходов, созданию системы магистралей для обеспечения грузовых перевозок и мн. другое.

С целью повышения эффективности научных проработок и их скорейшего внедрения в практику в 1988 году эти два подразделения были объединены и создано научно-проектное отделение транспорта и дорог (НПО ТиД), руководителем которого стал А.Н. Красников, а Ю.В. Коротков был назначен на должность главного инженера института.

В начале 90-х годов в условиях новой политической и экономической ситуации в стране и в городе Москве, из-за резкого роста уровня автомобилизации, Москва столкнулась с серьезными транспортными проблемами, которые потребовали нового подхода к развитию и проектированию транспортного комплекса города. В эти годы была разработана Комплексная схема развития транспорта Москвы, в которой были обозначены актуальные вопросы резкого ускорения развития транспортной инфраструктуры и улично-дорожной сети – с учетом роста парка легкового автотранспорта. Была разработана Схема объектов дорожно-мостового строительства и активизирована работа по проектированию новых и реконструкции существующих магистралей в городе. Так, в сжатые сроки мастерской была выполнена предпроектная документация по реконструкции Московской кольцевой автомобильной дороги, проектов планировки участков Третьего транспортного кольца.

В 1997 году заведующим НПО транспорта и дорог был назначен  кандидат технических наук Михаил Германович Крестмейн, который ранее работал в институтах «Гипрогор» и «ЦНИИП Градостроительства» и прошел путь от инженера до заместителя главного инженера института, являясь автором транспортных разделов Схем районной планировки Мордовской АССР и ряда областей Российской Федерации, а также автором Генеральных планов городов, включая  Нижний Новгород, Тамбов, Саратов, Новый Уренгой и др. Опыт М.Г. Крестмейна в разработке транспортных схем других городов и регионов вывел на новый качественный уровень разработки НПО ТиД.

Тематика работ, выполняемых НПО ТиД под руководством М.Г. Крестмейна значительно расширилась. Приоритетной задачей НПО ТиД стали вопросы, связанные с автомобилизацией, развитием улично-дорожной сети, организацией дорожного движения и моделирования транспортных и пассажирских потоков. В 1998 году в составе подразделения был создан отдел организации дорожного движения, который расширил спектр рассматриваемых вопросов. Так, по данной тематике были разработаны: Стратегия и комплексная программа работ по организации дорожного движения; Концепция информационного обеспечения участников дорожного движения; Комплексная схема организации дорожного движения (КСОД) в центральной части города. В эти годы была начата работа по локально-реконструктивным мероприятиям, которая получила уже новое развитие в настоящее время. Среди проектов по развитию улично-дорожной сети следует отметить, проект планировки Звенигородского шоссе, реконструкция Ленинградского транспортного направления, участков 4-го транспортного кольца. Впервые НПО ТиД стало выполнять функции Генерального проектировщика при разработке проектно-сметной документации на строительство и реконструкцию магистралей. Среди данных проектов следует отметить: 3-е кольцо на участке через Лефортово в тоннеле, участки Северной и Южной рокад, Дмитровского шоссе, Северный и Южный дублеры Кутузовского проспекта и др. Также в это время, было положено начало использования современных компьютерных моделей при расчете транспортных и пассажирских потоков.

Важнейшими работами, выполненными НПО ТиД на рубеже веков также стали: Проект плана метростроения в городе Москве 2005-2007 гг.; Схема развития наземного пассажирского транспорта; Программа дорожно-мостового строительства на 2006-2013 гг.; Генеральная схема развития Московского железнодорожного узла; Схема размещения объектов гаражного строительства; Концепция развития аэропорта Внуково; Концепция развития автовокзалов и автостанций; Концепция развития транспортно-пересадочных узлов и мн. другие. Также за этот период были разработаны транспортные разделы нормативных документов МГСН 1.01-99, МГСН 1.02.02, МГСН 1.03.02.

Некоторые проекты мастерской

Используя этот сайт, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с Политикой ГАУ «Институт Генплана Москвы» в отношении обработки персональных данных пользователей