
Большая кольцевая линия метро
О проекте
1 марта 2023 года в Москве официально открыли движение по Большой кольцевой линии метро. На реализацию этого проекта ушли десятилетия. Планы построить второе кольцо появились еще 70 лет назад, а самые старые станции в составе БКЛ датируются 1969 годом.
Рассказываем, какие изменения претерпел проект за эти годы и что значит появление новой кольцевой линии для Москвы.
Тип проекта
Очень большая кольцевая линия
То, что одного кольца московскому метро недостаточно, градостроители понимали еще в сороковых. В то время «Большой кольцевой линией» назвали как раз линию №5. Второе кольцо должно было быть малым и дублировать маршрут Бульварного.
Но быстрое развитие города заставило проектировщиков скорректировать планы. Строительство новых районов, в частности, на юго-западе, и развивающийся ЗиЛ сделали идею малого кольца неактуальной.
В генплане 1971 года для БКЛ разработали трассировку. Именно благодаря этому проект смогли воплотить в наши дни: большая часть БКЛ проходит по коридорам, которые были заложены в старых схемах. Параллельно рассматривался вопрос строительства хорд, которые должны были образовывать Третий пересадочный контур.
Но в 2016 году было запущено движение МЦК, и трассировку БКЛ было необходимо изменить, чтобы маршруты не дублировались. В новом плане северную часть Большого Кольца заменили на северную часть Третьего пересадочного контура. В результате БКЛ сместилась южнее относительно центра города. Это позволило охватить больше районов города, создало условия для подключения линий, обслуживающих Новую Москву, и помогло оптимизировать маршруты.
БКЛ сегодня
Большая кольцевая линия — один из крупнейших транспортных проектов Москвы за последние 10 лет. Она соединит радиальные направления на расстоянии 10 км от Кольцевой линии.

станция
Пересадки на большую часть линий метро

километров
Самая протяженная кольцевая линия в мире

минут
Экономия времени в поездках
Вклад Института Генплана
Для жителей города БКЛ — это единый транспортный объект. Но чтобы он работал, как нужно, понадобилось разработать десятки отдельных проектов. Транспортные специалисты вели работу над трассировкой линии, разрабатывали проекты ТПУ, депо и станций, создавали условия для подвоза пассажиров на наземном транспорте.
Архитекторы занимались проектами планировки территорий, прилегающих к станциям. Здесь появятся магазины, офисы и жилье. Привлечение трафика в места расположения станций сделает территорию более комфортной для горожан и наполнит районы новыми функциями.
В 2019 году Институт проводил исследование градостроительного потенциала территорий в зоне влияния БКЛ. Специалисты разработали Концепцию градостроительного развития. В развитие идей, заложенных в Генеральном плане Москвы, она предлагала сформировать вдоль МЦК и ТПК новые зоны городской активности и развивать системы новых городских центров.
Градостроители выделили четыре центра агломерационного значения, призванных способствовать формированию полицентрической городской структуры и системы расселения агломерации в целом. Выбор мест размещения центров учитывает классификацию транспортно-пересадочных узлов по их транспортной значимости.
Почти пять лет спустя мы видим, что эти прогнозы оправдываются. На пересечениях главных транспортных артерий столицы — МЦК, МЦД и БКЛ — строятся новые жилые районы с рабочими местами и центрами притяжения городского значения.
За время работы над проектом специалисты Института разработали 23 проекта планировки территорий, связанных с БКЛ.