Генеральный план Южно-Сахалинска

О проекте

Генеральный план

Генеральный план

Администрация городского округа город Южно-Сахалинск

Существующее положение / Проект

207,3 / 355,9

121,4 / 177,5

6,83 / 12,7

32,9 / 35,7

Южно-Сахалинск — одна из точек роста Дальневосточного федерального округа, а также важный экономический и геополитический центр России. Развитие Дальнего Востока входит в список приоритетных задач правительства страны, а Сахалин активно участвует в экономических процессах региона.

Для города было разработано немало системных и внесистемных градостроительных документов, многие из этих проектов реализуются. Однако действующий генеральный план не может обеспечить необходимые условия для процветания города. Необходимо создать новый документ, который не только будет включать в себя лучшие решения прошлых лет, но и интегрирует их в систему новых приоритетов развития региона. Среди них — тенденции в зеленой энергетике, крупные экономические проекты, планы по опережающему развитию инфраструктуры.

11.05.2022 завершилась процедура публичных слушаний. 
На основании заключения о результатах публичных слушаний, а также постановления Администрации города Южно-Сахалинска от 27.07.2022 № 1745-па был доработан проект генерального плана. 

На текущий момент материалы проекта генерального плана переданы в Городскую думу Южно-Сахалинска.

Предпроектная аналитика

Генплан ориентирован на интенсивный рост городского округа и сохранение баланса между системами расселения и местами приложения труда.

Одним из важнейших аспектов при разработке была интеграция намерений всех заинтересованных стейкхолдеров, включая работу с населением города, диалог с бизнес-сообществом и непрерывные переговоры с руководством региона.

Олег Григорьев
Олег Григорьев
Первый заместитель директора Института Генплана Москвы

Институт уже давно работает в партнерстве с администрацией Южно-Сахалинска. В новом генплане мы заложили условия для развития Южно-Сахалинска на ближайшие 20 лет, объединили результаты многолетней работы администраций города и региона.

Для корректной оценки связности агломерации была произведена многофакторная оценка. Рассматривались следующие факторы:

  • Транспортная доступность территории агломерации. Построение изохрон доступности на индивидуальном автомобильном транспорте
  • Ежедневная трудовая миграция населения. Поездки, которые совершаются жителями соседних населенных пунктов, в соответствии с данными сотовых операторов
  • Эпизодическая миграция. Поездки в Южно-Сахалинск за товарами и услугами, которых не хватает в населенных пунктах соседних городских округов
  • Единые системы взаимодействия в рамках сферы туризма. Системы взаимоувязанных маршрутов, точек интереса, туристическо-рекреационные кластеры
  • Производственно-логистические связи между предприятиями. Характеристики степени экономико-правовой связности хозяйствующих субъектов городского округа город Южно-Сахалинск и окружающих населенных пунктов
  • Социологическое исследование мнения населения по поводу связанных с городом территорий. В рамках отдельного семинара был произведен аудит мнения населения по поводу предполагаемой границы агломерации

Исследование мнений жителей

На первых этапах работы Институт Генплана Москвы при участии компании «Ситимейкерс» провел исследование мнений жителей о развитии города. Исследование было разделено на несколько этапов:

  • Опрос 2 тысяч человек
  • Запуск интерактивной карты для сбора идей
  • Интервью с местными экспертами, предпринимателями и представителями городских сообществ
  • Проектные семинары с жителями
  • Круглый стол
  • Стратегическая сессия
  • Открытые лекции

Итоги работы с жителями
1882 уникальных записи

с идеями о развитии Южно-Сахалинска

1843 предложения

по развитию городского округа город Южно-Сахалинск

39 идей

по развитию насленных пунктов Троицкое, Ново-Троицкое и пляжных зон на юге и востоке региона

28,3% предложений

касаются развития транспорта

26,7% предложений

о развитии каркаса общественных пространств и природных объектов

Концепции развития Южно-Сахалинска

Используя зарубежный опыт планирования, мы руководствуемся принципами устойчивого развития и максимальной эффективности. Для Южно-Сахалинска рассматривались пять концепций развития. Чтобы понять, какая из них в большей степени соответствует этим принципам, мы провели оценку при помощи аналитических моделей. С их помощью можно прогнозировать последствия практически любых градостроительных решений.

При разработке генплана Южно-Сахалинска особое внимание было уделено построению четырех видов моделей:

  • Транспортное моделирование. Оценка загрузки каркаса улично-дорожной сети
  • Балансовое моделирование. Сравнение систем расселения и размещения мест приложения труда, обеспечение их оптимального и сбалансированного развития
  • Доступность озелененных территорий
  • Финансовая оценка. Стоимость реализации предлагаемых решений
Олег Григорьев
Олег Григорьев
Первый заместитель директора Института Генплана Москвы

Ни один документ такого масштаба мы не разрабатываем без применения современных технологий оценки эффективности проектных решений. Балансировка планировочных решений — это результат итерационного моделирования различных систем города и их взаимного влияния друг на друга.

Работа с международными экспертами

К работе Институт привлек лучших международных экспертов в сфере устойчивого развития и мастер-планирования. Испанская компания Fundacion Metropoli разработала направления развития городского округа на долгосрочный период, превышающий срок реализации генерального плана.

Разработанные направления развития упрощают понимание стратегии всеми участниками процесса развития города, формируют интуитивно понятные взаимосвязи между проектами, ориентиры для муниципального управления.

В итоге консорциум иностранных специалистов предложил три перспективных стратегических направления развития агломерации Сахалинской области

Цели пространственного развития Южно-Сахалинска

Повышение качества городской среды в сложных физико-географических условиях Сусунайской долины

С запада центральная часть города разделена железной дорогой и комплексом железнодорожно-ремонтного депо. С севера она ограничена малоэффективными производственными территориями, с востока — территорией интенсивно развивающегося горнолыжного комплекса.

Преодоление планировочных делителей центра и синхронизация с ключевыми проектами развития городской экономики направлены на качественное развитие всей территории округа.

Повышение функциональной самодостаточности периферии города и строительство нового доступного жилья

Если развитие центра предполагает редевелопмент застройки, то развитие периферии требует комплексных проектов развития. Это повысит интенсивность и эффективность использования территории и позволит разместить дополнительные общественные объекты. 

Незастроенные территории будут обеспечены инженерной и транспортной инфраструктурой в опережающем порядке, будут построены новые школы и детские сады, повысится связанность с центральными районами.

Татьяна Терехова
Татьяна Терехова
Начальник Мастерской регионального развития №1

Новый документ — это план возможностей с учетом соблюдения всех необходимых требований и ограничений. Он поможет создать качественную городскую среду и условия для самореализации жителей города.

Одна из главных задач генерального плана — оптимизация жилой, транспортной и социальной инфраструктуры города, адаптация ее к существенному росту населения (до 357 тысяч человек на расчетный срок). Планировочные решения генерального плана полностью обеспечивают этот рост с точки зрения формирования необходимых условий и размещения объектов: если говорить об основных показателях, то генеральным планом закладывается увеличение количества рабочих мест в 1,5 раза относительно текущих данных, на 86% вырастет жилой фонд и повысится жилищная обеспеченность жителей (до 35,8 кв. м на человека c учетом индивидуального жилого строительства).

Безусловным приоритетом закладываемых генеральным планом решений выступает сохранение и бережное использование природно-экологического потенциала территории в интересах жителей. В составе генерального плана разработаны предложения по формированию устойчивого природно-рекреационного каркаса города с учетом максимального сохранения естественных природных ландшафтов и с благоустройством озелененных территорий внутри ткани застройки. Обеспеченность озелененными территориями общего пользования локального значения и городского уровня увеличится почти в 2,5 раза, прогнозируется увеличение озелененных территорий общего пользования в общем балансе округа в 5 раз.

Проекты развития перспективной экономики и новой городской среды

Исходя из особенностей города разработчики генплана Южно-Сахалинска сформулировали основные принципы его градостроительного развития
Сочетание микрорайонной и квартальной застройки
Сочетание микрорайонной и квартальной застройки

Четкое разграничение приватных (внутридворовых) и публичных (внутриквартальных) территорий

Разнообразие типов жилой застройки
Разнообразие типов жилой застройки

От многоквартирных зданий до малоэтажных блокированных домов и коттеджей

Социальная инфраструктура в пешеходной доступности
Социальная инфраструктура в пешеходной доступности

Магазины, школы, детские сады, спортивные площадки, парковки, объекты обслуживания и т. д.

Высокая доля озеленения районов
Высокая доля озеленения районов

Формирование внутриквартальных скверов и бульваров

Благоустройство внутридворовых территорий
Благоустройство внутридворовых территорий

Свободные от автомобилей дворы и площадки для тихого отдыха жителей

Удобство городской среды для всех
Удобство городской среды для всех

Формирование системы общественных пространств и пешеходных связей

С использованием всех описанных инструментов и принципов в составе генерального плана была сформирована сводная карта точек градостроительного развития городского округа. Карта включает в себя основные точки роста (проекты развития) перспективной экономики и новой городской среды. План основан на конкретных градостроительных проектах, в которых изложены осязаемые приоритеты с учетом следующих факторов:

  • Реалистичность предложенных мероприятий на момент разработки генерального плана
  • Потенциальные возможности / резервы города и строительного комплекса
  • Существующие намерения по развитию территорий города, которые необходимо интегрировать в стратегию пространственного развития

Основные точки роста города

Социальные объекты

Социальная инфраструктура очень чувствительна к росту населения — с повышением численности жителей существенно возросла нагрузка на существующие объекты, обозначились дефициты на окраинах городского округа.

Согласно генеральному плану, существующая сеть школ и детских садов будет существенно расширена в зонах с высоким приростом перспективного населения как в центральной части города, так и на окраинах. Емкость школ планируется увеличить до 68 тысяч мест, детских садов — до 34 тысяч мест.

Чтобы избежать дефицитов в будущем, нагрузка на социальные объекты рассчитывалась с запасом, на основе сценария максимального прироста числа жителей (до 357 тысяч человек). С этой же целью для каждой функциональной зоны жилой застройки заранее прописана потребность в детских садах, школах и других объектах социальной инфраструктуры.

Транспортные решения

Одним из сложнейших аспектов разработки документа была работа по формированию дополнительных связей городского округа — дублеров основных городских магистралей. Часто за каждым отдельным участком УДС стояла ретроспектива проб и ошибок. Задача специалистов Института была в том, чтобы, используя комплекс сложных интерактивных моделей и оценку экономической эффективности решений, дать в каждом отдельном случае оптимальное решение.

В новом генплане предлагается активное развитие улично-дорожной сети:

  • Строительство Восточного и Западного обходов Южно-Сахалинска. Благодаря продляемым существующим поперечным направлениям (улица Пуркаева, проспект Победы, улицы Пограничная, Сахалинская, Лесная, переулок Горького), а также создаваемым направлениям (в створе улицы Мечта, улицы З-ей Строительной) автомобильный транспорт имеет возможность выходить на внешний контур улично-дорожной сети, не загружая улично-дорожную сеть центральной и периферийных частей городского образования.
  • Формирование направления проспект Победы — улица Восточная — продление улицы Лесной. Для обслуживания западных территорий и разгрузки северной части срединной территории.
  • Увеличение показателя пользования общественным транспортом с 40% до 50%. Рост автомобилизации (в прогнозе — до 400 автомобилей на 1 тысячу человек) учтен: согласно генплану, существующая магистральная улично-дорожная сеть (УДС) увеличится на 148 км и к 2040 году составит 398 км.
  • Развитие дорог на севере периферийной части города. Предлагается организовать поперечную магистральную связь общегородского значения в створе переулка Горького, а также сеть магистральных районных улиц с обеспечением их выхода на связи городского значения: улицу 2-ю Хабаровскую, переулок Горького, продление улицы Комсомольской. 
  • Трассировка продолжения улицы Горького в южном направлении проработана с учетом мнения жителей, сохранения участков собственников, прохождением по существующим улицам Зимы и Просторная.
  • Рассмотрены варианты развития железнодорожного сообщения и вариант организации автобусной линии ускоренного движения по проспекту Мира как альтернатива внутригородскому железнодорожному сообщению (рельсобусам).

Сформированный таким образом каркас улично-дорожной сети представляет собой устойчивую структуру. Наличие альтернативных связей в меридиональном и широтном направлениях обеспечивает надежность магистрального каркаса.

  • Развитие дорог на севере периферийной части города. Предлагается организовать поперечную магистральную связь общегородского значения в створе переулка Горького, а также сеть магистральных районных улиц с обеспечением их выхода на связи городского значения: улицу 2-ю Хабаровскую, переулок Горького, продление улицы Комсомольской. 
  • Сохранение варианта трассировки продолжения улицы Горького в версии действующего генерального плана.
  • Рассмотрены варианты развития железнодорожного сообщения и вариант организации автобусной линии ускоренного движения по проспекту Мира как альтернатива внутригородскому железнодорожному сообщению (рельсобусам).

Сформированный таким образом каркас улично-дорожной сети представляет собой устойчивую структуру. Наличие альтернативных связей в меридиональном и широтном направлениях обеспечивает надежность магистрального каркаса.

Природный каркас

Основные цели подготовки предложений по развитию природных и озелененных территорий в составе генерального плана:

  • Максимально возможное сохранение существующих природных ландшафтов и озелененных территорий
  • Создание новых озелененных территорий общего пользования
  • Обеспечение нормативных значений доли площади зеленых насаждений в городе и уровня обеспеченности населения озелененными территориями

Крупные проектные парки выделены в долинах рек Уюновки, Владимировки, Еланьки, Красносельский, Сусуи и Зимы. Парковые территории выделены в границах города Южно-Сахалинска, а также в границах населенных пунктов Дальнее, Ключи, Старорусское.

На основе существующих и проектируемых крупных зеленых зон сформирован непрерывный каркас озелененных территорий, связанных между собой пешеходными прогулочными пространствами — озелененными территориями, расположенными вдоль крупных магистралей и улиц («экобульвары» вдоль проспекта Мира и улицы Ленина, Сахалинской улицы и др.), линейными зелеными пространствами, расположенными вдоль крупных гидрографических объектов («экокоридоры»), а также скверами в составе жилой и общественной застройки города.

Подготовлены рекомендации по благоустройству территории, ориентированные на создание комфортной городской среды.

Экология

По результатам экодиагностики выявлено свыше 300 объектов, которым необходимо сократить зоны негативного воздействия, разработать проекты организации санитарно-защитных зон и реализовать систему природоохранных мероприятий.

  • Планируемое развитие производственных функций вынесено за пределы компактной зоны расселения, ближе к региональной объездной инфраструктуре.
  • Приоритетными задачами для Южно-Сахалинска являются техническое перевооружение и реконструкция объектов инженерно-коммунальной инфраструктуры, в том числе перевод всех предприятий теплоэнергетики на газ, а также газификация частного жилого сектора.
  • В генеральном плане разработан комплекс мероприятий, направленных на защиту и реабилитацию водных объектов и соблюдение режимов использования их водоохранных зон, прибрежных защитных и береговых полос.

Шум и загрязнение воздуха

Новые дороги, ж/д переезды и мосты разгрузят дороги в городе. Это поможет снизить вредные выборосы и уровень шумового загрязнения.

В системе общественного транспорта акцент делается на экологичные решения. Преимущественное развитие получают автобусы на альтернативных видах топлива (сжатого природного газа, сжиженных нефтяных газов и т. д.). При использовании природного газа выброс вредных компонентов сокращается в 3–5 раз.

Для борьбы с шумом планируется развивать общественный транспорт, переносить грузовое и транзитное движение на магистрали, проходящие вне жилой застройки. Огромную роль в создании благоприятной акустической среды играет формирование зон, свободных от транспорта, или зон с запрещением движения шумных транспортных средств. Особое внимание в новом генеральном плане уделено правилам градостроительного проектирования на приаэродромной территории аэродрома Южно-Сахалинск (Хомутово).

Обращение с отходами

Предлагается развитие современной инфраструктуры по сбору, транспортировке, сортировке, переработке и обезвреживанию всего объема отходов. Необходимо повысить экономическую отдачу от управления коммунальными отходами, сократив объем захоронения отходов и сведя к минимуму выбросы парниковых газов.

Сели и подтопления

Благоустройство и инженерная защита русел рек предотвратит затопление жилой застройки селевыми потоками. Новым генпланом предусмотрен переход на опережающую стратегию безопасности градостроительного освоения: прогнозирование возникновения и развития возможных негативных инженерно-геологических процессов.

Инженерное обеспечение

Главные задачи инженерного блока — обеспечение всей застройки городского округа централизованными инженерными системами и повышение эффективности и надежности их работы.

 Среди основных мероприятий:

  • Создание нового подземного источника водоснабжения — водозабора (ВЗ) «Южный»
  • Закольцовка основных ВЗ с выводом из эксплуатации неэффективных сооружений и реконструкцией с увеличением производительности сохраняемых
  • Реконструкция ОСК-7 с увеличением производительности; вывод из эксплуатации неэффективных малых ОСК с перераспределением стоков на реконструируемые крупные ОСК
  • Строительство «Южного» и «Северного» канализационных коллекторов для расширения зоны действия централизованной системы
  • Строительство очистных сооружений поверхностного стока на водовыпусках в водные объекты
  • Строительство и реконструкция, в том числе с переводом на газовое топливо, источников тепловой энергии, обеспечивающих перспективную нагрузку
  • Строительство новых электроподстанций (ПС) и линий электропередачи напряжением 110 кВ с включением в единую сеть Центрального энергорайона Сахалинской энергосистемы
  • Строительство ГРС «Южная» с закольцовкой по газопроводам высокого давления Р=1,2 Мпа с ГРС «Дальнее»

Интерактивная карта

Интерактивная карта с материалами для ознакомления с генеральным планом находится ниже.

Также информационные материалы для ознакомления с проектами генерального плана и правил землепользования и застройки размещены на официальном сайте администрации города Южно-Сахалинска.

Авторы
Концептуальные архитектурно-планировочные решения
Т.Н. Гук, О.Д. Григорьев, М.Г. Крестмейн, А.А. Котенков, Д.С. Татарников, Т.Т. Терехова, Г.М. Мустафин, И.Р. Корбел, Р.А. Меркулов, Г.А. Пиманов, О.В. Глушков, Г.Г. Романов
Социально-экономическое развитие
Д.Ю. Некрасов, Г.Б. Дзбоев, А.И. Корябкина, К.Ю. Челышева, Е.С. Осокина, Е.В. Тихомирова, О.П. Бурлина, Ю.В. Раев, С.А. Шарова, А.В. Катран, И.Д. Сергеева, А.В. Захряпина, А.Ю. Ермакова
Транспортные решения
И.А. Бахирев, Т.В. Сигаева, С.Э. Канеп, Е.Н. Боровик, О.В. Панкина, В.В. Давыдов, Ю.В. Бочкарева, О.В. Васильев, Л.Я. Гришков, Н.Ю. Кармадонова, М.А. Мигалева, Г.А. Новиков, А.Л. Дергачев, Т.И. Добрыгина, Ф.В. Костылев, Т.И. Мельникова, Н.В. Бурутина, И.А. Ершова, Н.О. Зимовская, А.А. Карасев, С.В. Овчинников, М.А. Подлегаев, Л.Ф. Прокофьева, М.В. Савочкина, М.Г. Транцева, О.Л. Фролова, В.Н. Попов, В.Э. Шамеев, М.А. Дмитриева, К.А. Зинько, М.В. Соловьева, О.Ю. Алимова, А.Р. Лазишвили, К.Р. Джамиева, Т.А. Зинько, А.Н. Родионовский, А.А. Мингазов, Н.В. Иващенко, Н.А. Иванова, В.Ю. Громченко
Инженерное обеспечение
А.С. Рябов, О.Б. Воронцова, И.И. Рябикина, А.А. Буров, С.Е. Колединский, В.М. Веткина, Н.С. Вишневский, Г.В. Ермакова, Н.С. Сладкова, М.А. Котков, И.М. Магомедова, Г.Г. Попова, А.В. Душенькина, А.С. Мишкин, О.В. Шаврин, А.В. Мехнецов, П.А. Шалыго, М.А. Рагимова, Н.В. Савченко, В.В. Рябчикова
Социальное обеспечение
Т.Г. Цивилёва, В.А. Пангина, Д.А. Аксенов, Н.Б. Бабкина, М.Н. Брюсова
Анализ исторических территорий
Д.А. Верховский, М.А. Мизун, Т.В. Лисова, М.В. Тарасова, В.Р. Кошляк, М.А. Бучулаева
Экология и ландшафтное проектирование
Е.В. Лебедева, М.А. Удрас, М.Н. Киреева, А.В. Воскова, А.С. Стельмах, М.И. Титова, М.Е. Семина, С.А. Жолудев, Л.В. Хохлова, И.А. Косарева, А.А. Рагимов, Е.И. Львовская, О.И. Соломина, С.И. Сахарова, О.Ю. Кузнецова, В.В. Караковский, И.В. Ивашкина, М.Ю. Ли, Н.К. Кирюшина, М.А. Григорьева, Т.С. Арефьева, И.А. Гончаренко, Ю.В. Росинская
ГОиЧС
А.Р. Юдинцов, А.Б. Алексеев, С.С. Шкерис, А.С. Гречина
Международный консорциум разработчиков стратегии пространственного развития
A. Vegara, F. Beltrandi, R. Bobisse, R. Crappsley, L. Ha, M. Misiewicz, A. Preti, А.А. Алмазов, Н.А. Ремизова, Р.А. Бабкин, А.А. Королева, Е.Р. Кормнова, Д.Д. Макушева, М.А. Морозова, В.И. Осташенков, Ю.А. Собченко, К.А. Трушкина, М.Б. Чеботарь, Т.Е. Левченков, А. Мухин, Д. Ивакин
При участии
З.В. Шуклин, Д.Н. Рычков, Л.В. Медведева, Ю.Г. Страшнова, В.В. Кузнецов, Н.А. Казаков, Л.С. Томс, И.Р. Корбел