Генплан Казани (до 2040 года)

О проекте

Генеральный план

Казань

существующее положение/проект

1252 /1430

626,6 / 810,0

32,2 / 46,3

25,7 / 30,5

Предпосылки

Казань – один из самых динамично развивающихся городов-миллионников России: численность населения и объем туристического потока еще в 2013 году опередили прогнозы предыдущего генплана. 

Кроме того, в последние несколько лет были обновлены основные стратегические документы города и региона, поменялось законодательство о техническом регулировании (в т. ч. относительно  инженерных коммуникаций и приаэродромных территорий). Все эти изменения привели к необходимости пересмотреть текущий генеральный план с учетом новых реалий.

Цели нового генплана

Генплан предусматривает для города сбалансированное, устойчивое и полицентрическое развитие – с новыми точками роста и деловой активности. Это поможет сократить среднее время поездки по городу и снизить нагрузки на его транспортную инфраструктуру.

Полицентрическая структура подразумевает и комплексность: Казань будет уходить от монофункциональных районов за счет создания новых точек роста, в том числе на периферии.

Максим Викулин
Максим Викулин
начальник архитектурно-планировочной мастерской №4

На отдаленные от центра территории направлено особое внимание – незастроенные территории будут обеспечены инженерной и транспортной инфраструктурой в опережающем порядке, а в существующих районах будут построены новые школы и детские сады, повысится связность с центральными районами

Одна из главных задач генплана – оптимизация жилой, транспортной и социальной инфраструктуры города, адаптация ее к существенному росту населения (до 1,43 млн к 2040 году). Планировочные решения генплана учитывают этот рост: если говорить об основных показателях, то почти на треть увеличится количество рабочих мест, на 44% вырастет жилой фонд и повысится жилищная обеспеченность жителей (до 30,5 кв. м на человека).

Кроме развития инфраструктурных проектов, в приоритете сохранение и бережное использование экологического потенциала в интересах жителей. В составе генплана разработан детальный природно-рекреационный каркас города (ПРК), который на 12% увеличил площадь зеленых территорий города.

Казань и не только

При разработке генплана особое внимание уделялось экономико-географическому положению города относительно основных региональных центров и соседних муниципалитетов.

Казань рассматривалась не только в своих административных границах. Ключевой задачей было определение границ агломерации – для того, чтобы очертить зону влияния города и оценить реальную численность населения, которое живет и работает в нем. Для расчета плотности населения, рабочих мест и объема маятниковой миграции использовались данные сотовых операторов. Объективную картину расселения и трудовых миграций было важно увидеть, чтобы в дальнейшем учесть ее в моделировании, а затем и в принятии планировочных решений.

Картосхема границ агломерации
Картосхема границ агломерации

Моделирование – математическая основа для принятия решений

Разработка долгосрочной стратегии для такого большого города как Казань – большая ответственность, поэтому за всеми планировочными решениями нового генплана неизбежно стоят математические модельные расчеты.

Григорьев Олег Дмитриевич
Григорьев Олег Дмитриевич
заместитель директора Института Генплана Москвы

Моделирование позволяет нам максимально учесть факторы, влияющие на те или иные процессы в городе, спрогнозировать результат изменений и предложить сбалансированное решение.

До разработки утверждаемой части генплана рассматривалось несколько вариантов развития города, включая два варианта, подготовленных казанскими архитекторами. Оценить объективно достоинства и недостатки каждого варианта и сформировать итоговый как раз позволило прогнозное моделирование и оценка последствий принимаемых решений.

Еще примеры: на основе территориально-коммуникационной модели для каждой функциональной зоны устанавливался максимальный объем жилого фонда, который можно построить при заданной транспортной обеспеченности. Модель транспортных потоков и их прироста использовалась для прогноза самых загруженных мест и планирования новых транспортных связей. Новые точки роста разрабатывались с использованием модели соотношения расселения и мест приложения труда и модели инвестиционной привлекательности.

Точки роста для полицентричного города

Один из основных приоритетов – полицентричность – находит отражение в функциональном зонировании. 

Были выделены потенциальные точки роста – приоритетные для развития территории и зоны: центры деловой и культурной активности, в которых появятся рабочие места для жителей соседних районов. В качестве таких точек выбирались как ключевые для города места (исторический центр), так и территории с нераскрытым потенциалом (зона речного порта) или используемые неэффективно (промышленные объекты центральной и срединной зон города). Развитие точек роста вовлекает в использование малоэффективные и закрытые территории и оттягивает на себя часть активности (и, соответственно, поездок) из центрального района.

Основные точки роста:

  1. Зона исторического центра города, с ограничениями на застройку и на другие виды деятельности
  2. Промышленные объекты центральной и срединной зон города (реорганизация)
  3. Зона грузового речного порта
  4. Центры на периферии (на «восточной дуге», в районах Салават Купере, Салмычи)

Социальные объекты: устранение дефицитов

Социальная инфраструктура очень чувствительна к росту населения – с повышением численности жителей существенно возросла нагрузка на существующие объекты, обозначились дефициты на окраинах города. 

Согласно генплану, существующая сеть школ и детских садов будет существенно расширена, в особенности в районах наиболее острой нехватки – на периферии Советского и Кировского районов. Емкость школ планируется увеличить до 360 тысяч мест, детских садов – до 171 тысячи.

Чтобы избежать дефицитов в будущем, нагрузка на социальные объекты рассчитывалась с запасом, на основе сценария максимального прироста числа жителей (1,52 млн человек). С этой же целью для каждой зоны жилой застройки заранее прописана потребность в детских садах, школах и других объектах социальной инфраструктуры.

Транспорт: опережающее развитие для растущего города

Наибольшее число изменений коснулось транспортного сектора: как и социальная, существующая транспортная инфраструктура испытывает повышенные нагрузки. Вместе с тем новый генплан сохраняет преемственность с Генпланом-2007: все дополнения разработаны с учетом сложившихся планировочных условий.

Карта планируемого размещения линейных объектов местного значения
Карта планируемого размещения линейных объектов местного значения

Одна из главных задач, которая стояла перед планировщиками, – добиться изменения структуры пассажирских перевозок в сторону большей доли общественного транспорта. Предполагается, что благодаря новым маршрутам наземного транспорта доля поездок на личном транспорте сократится с существующих 40% до 34%.

Однако неизбежный рост автомобилизации (в прогнозе – до 413 автомобилей на 1 тысячу человек) тоже был учтен: согласно генплану, существующая улично-дорожная сеть (УДС) увеличится на 355 км и к 2040 году составит 2152 км.

Существующие и потенциальные узкие места УДС определялись с помощью транспортной модели: потоки рассчитывались с учетом активного развития агломерации и потенциальных нагрузок со стороны западного (Иннополис) и юго-восточного (Лаишевский узел) секторов.

Соответственно, первая очередь дорожного строительства направлена на наиболее острые проблемы: разгрузка уличной сети центра и Горьковского шоссе, транспортное обслуживание микрорайонов Салават Купере, Салмачи, Лаишевский узел, опережающее развитие УДС в строящихся кварталах на юго-востоке и западе города.

Проект структуры УДС на 2040 год
Проект структуры УДС на 2040 год

В дальнейшем планируется развивать новые радиальные магистрали на западе, северо-востоке и юго-востоке. Вместе с радиальными трассами будут созданы полукольцевые связи – это позволит сократить перепробеги и повысит доступность периферийных районов. К 2040 году, вместе с замыканием Большого Казанского кольца (БКК), окончательно сформируется транспортный каркас центра города, разгрузятся радиальные вылетные магистрали. Важной составляющей проекта станут новые мосты через Казанку, благодаря которым северо-восточные части города наконец будут связаны

Как уже было сказано, большая роль отводится городскому наземному транспорту. В генплане основной акцент был сделан на развитие экологичного электротранспорта – трамваев, городской электрички и, в перспективе, метро.

Существенное развитие получит скоростной трамвай – в первой очереди запланировано закольцевать по БКК маршрут трамвая №5, еще одна линия пройдет до отдаленного микрорайона Салават Купере. Трамвайные маршруты проходят через общегородские и районные транспортно-пересадочные узлы, поэтому пассажиры смогут быстро пересесть с одного вида транспорта на другой. Основные ТПУ запланированы у ж/д вокзалов Казань-1 и Казань-2, станций метро «Проспект Победы» и «Кремлевская», Компрессорного завода, в районе автовокзалов Восточный и Южный и у ж/д станции 804-й км.

Эти узлы будут выполнять не только транспортные функции – на базе каждого из них планируется создать новые общественные центры и благоустроить территорию вокруг.

По сравнению с высокоскоростным трамваем развитие метрополитена требует значительных инвестиций и поэтому заложено на более дальнюю перспективу – после 2040 года. Однако уже в Генплане-2040 зарезервированы участки для будущих линий и станций. Первоочередное развитие получит линия от улицы Рихарда Зорге до улицы Академика Сахарова.

Еще один немаловажный проект – интеграция внутригородской железной дороги в общую систему общественного транспорта. Предполагается кольцевой маршрут: ж/д вокзал Казань-1 – Новое Аракчино – Восстания – Компрессорный – Ометьево – Вахитово – Казань-1. Городская электричка пройдет через основные ТПУ и перехватит часть пассажиропотока с зеленодольского и арского направлений.

В целом, с учетом всех заложенных мероприятий, передвижение по городу станет значительно более комфортным, быстрым и вариативным. Среднее время поездки по городу сократится на 3 минуты (до 30 минут), а дальность, наоборот, увеличится – с 7 до 9 км. Общая протяженность сети наземного городского пассажирского транспорта через 15 лет должна вырасти почти в 1,8 раза: с 420 до 778 км.

Экологический потенциал. Сохранение и бережное использование

Сохранение и развитие экологического потенциала в условиях быстро развивающегося города – сложная комплексная задача. Однако для устойчивого развития города экологическая составляющая – одна их ключевых.

В новом генплане учтен баланс сохранения ценных ресурсов (чистого атмосферного воздуха, водных объектов, зеленых насаждений) и раскрытия их рекреационного потенциала.

Комплексная оценка показала наиболее уязвимые зоны в городе – те, в которых нагрузка на окружающую среду максимальна. Это производственные территории и участки вокруг загруженных магистралей. Именно в этих зонах будут происходить изменения: благодаря новым транспортным связям и маршрутам общественного транспорта магистрали частично разгрузятся, часть промышленных территорий ждет модернизация.

В перспективе доля воздействующих, то есть создающих нагрузку на окружающую среду, комплексов снизится до 14% от всей территории города (сейчас – 19%).

Доля природных комплексов повысится за счет новых зеленых территорий – парков, скверов, бульваров. Масштабный природно-рекреационный комплекс будет создан на севере города – в долине реки Казанки.

Для учета всех природных территорий города в дополнение к стандартной утверждаемой части была создана карта природно-рекреационного комплекса Казани: на нее нанесены все природные и озелененные территории, начиная с районных скверов и заканчивая ООПТ. Такая фиксация позволит установить ограничения на использование этих территорий и сохранить уже существующий природный каркас.

Использование таких комплексов не должно истощать природный и рекреационный ресурс места, но в то же время чересчур строгие ограничения приведут к недоиспользованию живописных территорий (не каждый город может похвастаться двумя речными акваториями и лесом в городской черте!).

Выход – организация экологичной мобильности в парках и лесах, создание пешеходных, велосипедных, водных маршрутов. В качестве примера можно привести маршрут по реке Казанке

Инженерное обеспечение

Главные задачи инженерного блока – обеспечить всю застройку городского округа централизованными инженерными системами. Среди основных мероприятий:

  • создание нового подземного источника водоснабжения «Столбищенский» в Лаишевском муниципальном районе,
  • модернизация биологических очистных сооружений канализации,
  • строительство сооружений термомеханической обработки осадков и рекультивации иловых площадок,
  • переустройство воздушных линий электропередач в кабель.

Диалог с экспертами и жителями

Итоговый вариант генерального плана – результат активных дискуссий как в экспертной и управленческой среде, так и в диалоге с горожанами. В ходе двух экспертных сессий удалось сформулировать принципиальные стратегические направления для города с учетом внешних и внутренних факторов.

Обсуждения проекта генплана с горожанами проходили дважды и в разных форматах. Публичные слушания прошли в мае – июне 2018 года, а затем был использован и успешно реализован новый формат – общественные обсуждения онлайн (август 2019 года). В онлайн-обсуждении поучаствовали полторы тысячи человек, а итоговое заключение по замечаниям содержит 2008 пунктов на 6,6 тысячи страниц.

Ольга Беговатова
Ольга Беговатова
главный архитектор проекта, архитектурно-планировочная мастерская №4 Института Генплана Москвы

Генеральный план очень важен для любого города, и мы в свою очередь старались разработать документ, максимально гибкий, но в то же время четко определяющий пространственное развитие и инфраструктурное обеспечение Казани. 

Концептуальные архитектурно-планировочные решения:

Т.Н. Гук, О.Д. Григорьев, М.Г. Крестмейн, М.С. Викулин;

Н.А. Чернышова, О.Е. Беговатова, Н.Б. Рыхлицкая, А.В. Нуждова, Е.В. Старикова, Я.Я. Нестеренко, А.А. Воронина

Социально-экономическое развитие:

Д.Ю. Некрасов, А.И. Корябкина, К.Ю. Челышева

Инженерное обеспечение:

А.С. Рябов, О.Б. Воронцова, В.М. Веткина, И.И. Рябикина, А.А. Буров, Н.В. Шадикян, Н.С. Сладкова, И.В. Владимирова, О.Н. Пивоварова, С.Е. Колединский, А.С. Мишкин, М.А. Котков, И.М. Магомедова, М.А. Рагимова, А.Р. Юдинцов, П.А. Шалыго, Н.В. Савченко, А.Б. Алексеев, С.С. Шкерис

Социальное обеспечение:

Ю.Г. Страшнова,Т.Г. Цивилёва, В.А. Пангина, Д.А. Аксенов, Н.Б. Бабкина

Анализ исторических территорий:

Д.А. Верховский, К.В. Иванов, Н.И. Сафина 

Транспортные решения:

И.А. Бахирев, Т.В. Сигаева, С.Э. Канеп, Е.Н. Боровик, Н.Ю. Кармадонова, Ф.В. Костылев, Д.Н. Власов, О.В. Панкина, О.В. Васильев, А.М. Ивкина, Г.А. Новиков, А.П. Родионова, М.А. Мигалева, Т.И. Мельникова, Т.И. Добрыгина, А.Л. Дергачев, В.В. Давыдов, В.В. Давыдов, Л.Я. Гришков, М.А. Дмитриева, И.А. Ершова, А.А. Карасев, Г. А. Макурина, М.Г. Транцева, Е.В. Чернашкина, В.А. Шумилина, Ю.В. Бочкарева, Е.А. Иванова, С.В. Овчинников, Ю.А. Фролова, Л.Ф. Прокофьева, О.Л. Фролова, В.Э. Шамеев, Н.В. Бурутина, А.П. Етрухин, Н.О. Зимовская, М.А. Подлегаев, Е.А. Хохлова, Е.Е. Семеновых,М.В. Савочкина, С.А. Каряева, А.А. Мингазов, А.В. Мехнецов, О.В. Стручков, В.Ю. Громченко         

Экология и ландшафтное проектирование:

Е.В. Лебедева, Львовская, О.И. Соломина, Н.К. Кирюшина, С.И. Сахарова, И.А. Харченко, Т.С. Арефьева, О.Ю. Кузнецова, А.И. Пузакова, М.А. Таратута, О.В. Герасимова, А.М. Токарева, И.А. Гончаренко, Е.С. Радчикова, А.А. Минин, А.В. Воскова, В.А. Щёкотова, М.Е. Семина, А.К. Ромахина, М.А. Григорьева, Н.А. Голованова, М.А. Дроздова