Правительство
Москвы
Телефон: +7(499) 250-95-96
Отправить заявку

Генеральный план Севастополя

Предпосылки и цели

Вхождение Севастополя в состав Российской Федерации в качестве города федерального значения ставит задачу по ускоренному развитию города и формированию пространственной стратегии  развития города.

Основная проблема города обусловлена его достаточно хаотичным и фрагментарным развитием на протяжении последних двадцати лет,  связанным, с одной стороны, с отсутствием четкого целеполагания для такого развития, с другой, проблемой сбалансированного развития в условиях сложного рельефа и  множества естественных границ.

Команда института провела глубокий анализ ландшафтных и географических особенностей города, которые и объясняют в дальнейшем логику его развития.

Разделённость города бухтами, балками и холмами, из которых он состоит — мы видим в этом колоссальный потенциал в развитии города, его выхода к морю, его поворота к морю, или входа моря в город. Мы считаем, что это то фундаментальное основание, на котором может развиваться город в будущем

А.Л. Гнездилов., главный архитектор Института Генплана Москвы

Стратегическая цель развития города – сбалансированное развитие всех функций, реализация потенциала Севастополя как исторического, приморского города, города воинской славы, военно-морской базы Черноморского флота России.

Стратегическая цель генплана – создание условий для эффективного использования территорий – достигается за счет устранения дисбалансов функционально-планировочной организации. Проектное функциональное зонирование предполагает территориальное разделение гражданских и военных функций города, баланс расселения и мест приложения труда, улучшение транспортной доступности за счет развития широтных связей между районами города, обеспечение выхода к морю.

Гаражи на дне Сарандинакиной балки могут превратиться в уютную террасную застройку с бульваром

Особенности топографии и исторического развития привели к тому, что Севастополь оказался разорван на множество плохо связанных частей, которые при удалении от центра становятся всё более маргинальными. Вдали от центра есть полное ощущение потери контроля над застройкой, например, в районе Камышовой бухте или в зоне Инкермана. В жилой застройке нарушаются каркасные линии, нет тротуаров. Пространственные противоречия рождены стихийным развитием застройки, отсутствием градостроительных регламентов, проблемами управления, но всё это преодолимо.

Этапы работ

Государственный контракт на подготовку документов территориального планирования и градостроительного зонирования города Севастополя был заключен 10 декабря 2015 г. Предпроектные работы и анализ исходных данных сданы заказчику в декабре 2015 г.

К 24 марта 2016 года разработана концепция Генплана Севастополя и проведены обсуждения материалов с профильными департаментами и организациями. Концепция генплана доложена в Правительстве Севастополя.

Следующий этап — «Разработка проекта» сдан заказчику 21 июля 2016 г. в составе материалов по обоснованию и утверждаемой части генерального плана. Проект генерального плана проходит согласования с департаментами Правительства Севастополя, ресурсоснабжающими и эксплуатирующими организациями. Ведется подготовка материалов для проведения публичных слушаний. Утверждение генерального плана ожидается в начале 2017 г.

Выявление особенностей города

Для достижения целей нашей командой были определены ключевые опорные точки концепции – наиболее существенные принципы и значимые места города, которые необходимо было выявить и приумножить в ходе проектирования.

Город театр

Рельеф городской части Гераклейского полуострова представлен в нашем проекте, как театр, где основной сценой является море, а основное действие спектакля происходит в Южной, Главной и Арт бухте. Второстепенные сцены — остальные бухты. Зрительный зал – амфитеатр, формирующий  четыре пояса видовых раскрытий на море. От главной сцены вглубь зрительного зала проходят ландшафтные коридоры – балки, формирующие  комфортные пешеходные связи по всему городу.

Город балок и грив

Городские балки формируют систему парков в уникальном природном ландшафте, связывающих различные городские районы города и обеспечивающих удобный выход к морю. Холмы (гривы) дают возможность для размещения градостроительных визуальных акцентов.

Город у моря

Доступность набережных для горожан - основное достоинство приморского города. Непрерывность и разнообразие пешеходной зоны вдоль  береговой линии создает идеальные условия для прогулок вдоль моря.

Исторический город

Наследие четырех эпох и героические события, происходившие в Севастополе, придают его жителям ощущение гордости и чувство ответственности за происходящие в их городе сегодня и за его будущее. Уникальное историческое наследие создаёт высокую привлекательность для туристов разных возрастов и разнообразных интересов. Обеспечив единство музейно-исторического комплекса города (пешеходное, экскурсионно-логистическое), город может претендовать на статус исторического центра общероссийского значения.

Для подтверждения наших идей был выполнен расширенный комплексный анализ территорий с повышенным вниманием к оценке свойств рельефа.

Центральная задача нашей концепции

Решить проблему транспортной связанности города, создав в городе новую транспортную связь – рокаду, идущую с востока на запад от Инкермана до Камышовой бухты, преодолевая естественные делители — балки. Рокада станет основой нового транспортного каркаса. Она же должна выполнить роль базового элемента предлагаемой системы скоростного общественного транспорта BRT (скоростного автобуса), что позволит обеспечить 30 минутную доступность деловых и общественных центров для большинства населения в зоне новой городской транспортной артерии мы предлагаем разместить Административный деловой центр, и новые малоэтажные жилые кварталы, ориентированные в новые линейные парки в Сарандинакиной и Делагардовой балке.

Интегральная оценка ландшафтно-визуального потенциала на основе показателей удаленности от моря, видимости моря и характера мезорельефа, взвешенных коэффициентом весомости.

Концепция предлагает упорядочивание застройки районов Бамбор (Татарская слободка), Красной горки и Рудольфова хутора, застроенных жильем сельского типа и расположенных в самом центре города. Также мы считаем необходимым ввести регламенты в застройку садовых товариществ, которые со временем должны превратиться в упорядоченную часть города. Все эти градостроительные решения должны повысить урбанистическую плотность города не за счет спонтанного роста высотности и нарушения градостроительных норм, а за счет сбалансированных внутриквартальных решений, наложенных на усовершенствованный уличный каркас города.

Нами выполнено транспортное моделирование на основе графа улично-дорожной сети Севастополя, которое показало существенное увеличение связанности районов города и качественное увеличение транспортной доступности при реализации проектного решения.

Транспортное моделирование

Раскрытие исторического потенциала города мы предлагаем через создание двух современных медиа центров : военно-исторического и античного. Не менее важным считаем обеспечить  сохранность исторического центр города, являющегося блестящим образцом неоклассической послевоенной застройки. При этом необходимо раскрыть доступ к морю, открыть нижний уровень набережных в Южной бухте и связать их единым прибрежным променадом обеспечив общественными функциями. Южная бухта должна стать основным элементом пешеходного маршрута от Херсонеса Таврического до Малахова кургана. Атмосфера и масштаб застройки центра города может транслироваться дальнейшими проектными решениями на весь город.

Объекты и зоны развития города

Проектом определена локация технопарка и аграрного кластера. Не менее важно зафиксировать нераскрытый сегодня потенциал торгового порта, который в будущем может стать одним  из драйверов экономического роста, учитывая уже введённый режим порто-франко. Еще одним видом экономической деятельности мог бы стать, по нашему мнению, кинокластер, условия размещения которого в Севастополе чрезвычайно благоприятны.

Не менее важна роль в предлагаемой нами  концепции отведена развитию образовательной базы города — создание образовательного кластера в Стрелецкой бухте.

В целом проектные решения нашей концепции направлены на формирование качественной и комфортной для жителей города и приезжающих туристов городской среды.

Мы хотим, чтобы в городе через пятнадцать лет было комфортно всем его жителям.

Оставьте заявку и мы свяжемся с Вами

Используя этот сайт, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с Политикой ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы» в отношении обработки персональных данных пользователей