Комплексное развитие территории Восточной дуги

Комплексное развитие территории Восточной дуги

О проекте

«Восточная дуга» – один из главных земельных резервов развития Казани, при этом сосредоточенный в руках одного владельца. Институт Генплана Москвы разработал концепцию комплексного освоения этой территории, основанную на аналитической транспортной модели, которая позволит создавать комфортную жилую среду, новые центры притяжения и рабочие места.

Тип проекта

Мастер-план

Категория проекта

Архитектура

Заказчик

Группа компаний ASG invest

В 2020 году Институт Генплана Москвы разработал генплан Казани до 2040 года. Столица республики выбрала путь полицентричного развития: наряду с уплотнением компактного города также стоит задача освоения периферийных районов, где все еще много свободной земли, не обремененной ограничениями.

До недавнего времени этот процесс шел если не стихийно, то достаточно вольно: так, на западной окраине города, со стороны Зеленодольска, растут плотные жилые комплексы высотой в 17 и 25 этажей, часто с «отстающими» дорогами и минимальной социальной нагрузкой в виде типовых школ и детских садов. «Салават Купере», «Залесный Сити» – родные «братья» спальных районов многомиллионного Петербурга, при том что сейчас в Казани, напомним, живет 1,3 миллиона человека.

С восточной стороны тоже есть неосвоенные гектары бывших сельскохозяйственных угодий, так называемая «восточная дуга». Она вошла в состав города после утверждения генплана 2007 года, после чего Казань в этой части приобрела структуру «слоеного пирога»: плотная историческая застройка постепенно растворяется в советской, которую сменяет пояс современных кварталов, за ним – «пышная» прослойка ИЖС и, наконец, «восточная дуга», которой суждено стать «корочкой» новейшей архитектуры.

Положение в структуре города
Положение в структуре города

Сейчас «дуга» – это незастроенные просторы с оврагами, лесами, ручьями и редкими промышленными объектами. Генплан не закрепляет за этой территорией конкретные параметры и объемы застройки. При этом 10 000 га «восточной дуги» оказались сосредоточены в руках одного лица, группы компаний ASG invest. Это дает шанс не повторить путь западной части города и создавать жилую среду, достойную столицы Татарстана, который в последние годы не перестает удивлять архитектурными проектами и событиями.

Потенциал «Восточной дуги»
Потенциал «Восточной дуги»

Институт генплана Москвы не первый, кто работал с «восточной дугой». Но его ресурсы и опыт позволили учесть наработки предшественников и сформулировать комплексное предложение, основанное на принципах современной урбанистики и подкрепленное аналитическими расчетами.

Территория сложившейся застройки в соответствии с генпланом
Территория сложившейся застройки в соответствии с генпланом
Предпосылки развития территории «Восточной дуги»
Предпосылки развития территории «Восточной дуги»

Одна из ключевых статей, определяющих развитие будущего микрорайона – транспорт. Основу каркаса сформируют существующие и новые общегородские  магистрали. Одна из основных – Мамадышский тракт, который соединяет территорию с центром города и трассой М-7. Поскольку сейчас это магистраль непрерывного движения, Институт генплана Москвы предлагает модернизировать развязки и примыкания, организовать дополнительные остановки общественного транспорта. Вторая – строящийся Вознесенский тракт – новая вылетная магистраль, которая придаст большой импульс развитию всей восточной части города. Третье ключевое решение – это новая хордовая магистраль, которая будет пересекать территорию «дуги» с севера на юг и обеспечивать единую связь между формирующимися жилыми районами и общественными центрами.  

Этапы застройки строго соотносятся с развитием улично-дорожной сети: каждую стадию Институт проверял с помощью компьютерного моделирования. Обеспечивать доступность будущего района в перспективе будут также линии метрополитена и трамвая, заложенные в генплане.

Планируемое развитие улично-дорожной сети
Планируемое развитие улично-дорожной сети

Территория проектирования делится на девять участков разной площади, для которых Институт разработал концепции и впоследствие – проекты планировки территории. Каждый будущий микрорайон самодостаточен, поскольку насыщается социальной инфраструктурой, торговыми и бизнес-центрами, спортивными и культурными объектами, бульварами и парками, а также объектами инженерной и транспортной инфраструктуры. В каждом микрорайоне появится деловое ядро, зоны отдыха и досуга. Плотность застройки при этом будет несколько ниже, чем в «срединном поясе» Казани, сформированном в советский период, или сопоставимой с ними на отдельных узловых территориях, и будет примерно в полтора раза ниже, чем в постсоветских районах.

Этап разработки ППТ
Этап разработки ППТ

Территории будут дополнять друг друга и создадут полицентричную систему: в одном районе может располагаться крупный спортивный объект, в другом – культурный. Поскольку в этой части города есть инвестиционный интерес к логистическим объектам и филиалам производств, планируется строительство нескольких индустриальных парков. Кроме того, по другую сторону трассы М-7, которая служит границей «дуги» и города, уже действуют Кощаковский кирпичный завод, иные производственные объекты и логистические центры. Таким образом, жилью будут сопутствовать рабочие места, что снизит трудовую миграцию в центр города и нагрузки на дороги.

Концепция «Восточной дуги»
Концепция «Восточной дуги»

Еще одно отличие «Восточной дуги» – большой процент озеленения. Существующие леса и отдельные участки ценных природных ландшафтов планируют сохранять и превращать в парки и скверы. В этом будет отличие новых районов от остальной Казани, которую нельзя назвать очень зеленой. В «восточной дуге» есть все предпосылки для создания единого зеленого каркаса с разнообразными рекреационными зонами, ландшафтами и экологическими маршрутами. Есть и сложности – например, рядом с будущим микрорайоном «Южный парк» сейчас располагается свалка твердых бытовых отходов. Но в перспективе эта проблема видится решаемой, поскольку  город и республика понимают необходимость переноса данного объекта и рекультивации действующего полигона и постепенно прорабатывают различные варианты соответствующих решений для нормализации экологической ситуации в восточном секторе города как одном из ключевых для перспективного развития. Учитывая, что в прошлом году Татарстан был признан самым экологичным регионом России в соответствии с индексом «устойчивого развития», в позитивный исход можно поверить.

За всестороннюю аналитику и комплексный подход «Восточная дуга» была признана лучшей градостроительной концепцией на форуме «Казаныш-2022». Планируется, что реализация проекта начнется в 2023 и займет около 30-40 лет. В первую очередь будут освоены территории, прилегающие к Мамадышскому и Вознеенскому тракту – «Тихая гавань» и «Самосырово». Освоение территорий «Восточной дуги» позволит вводить от 150-300 000 м2 жилья ежегодно.

Авторы
Руководитель проекта
Викулин М.С
Разработка единой планировочной концепции
Лутц В.Р., Плеханов А.М., Перфильев А. Н., Маркус М. В., Сырова О.И.
Главный инженер проекта
Рыхлицкая Н.Б.
Экономист
Зенина Ю.С.
Архитекторы
Воронина А.А., Нуждова А.В., Нестеренко Я.Я., Журавлев А.В.
Транспорт
Канеп С.Э., Кармадонова Н.Ю., Савочкина М.В., Костылев Ф.В., Алимова О.Ю.
Транспортное моделирование
Овчинников С.В.
Инженерия
Рябов А.С., Веткина В.М., Рябикина И.И., Попова Д.М., Колединский С.Е., Антипова А.А., Вишневский Н.С., Котков М.А., Чекушин А.В.
Социальная инфраструктура
Цивилева Т.Г.
Природно-рекреационной комплекс
Воскова А.В., Семина М.Е.
Экология
Ивашкина И.В.
ГОЧС
Юдинцов А.Р., Шкерис С.С., Алексеев А.Б., Иванов В.А.

Оставьте заявку

и мы свяжемся с вами

Написать нам

Контактные данные отправителя обращения

Содержание обращения

Отправить сообщение