Правительство
Москвы
Телефон: +7(499) 250-95-96
Отправить заявку

Концепции градостроительного развития территорий в зоне влияния Московского центрального кольца (МЦК) и Третьего пересадочного контура метрополитена

Институт разрабатывает Концепции развития территорий в зонах Московского центрального кольца и Третьего пересадочного контура метрополитена (Заказчик – Москомархитектура, генпроектировщик – АО «Мосинжпроект»)

В Концепциях рассматриваются территории, прилегающие к МЦК и ТПК в зоне пешеходной доступности (около 1 км), формирующие зоны влияния колец: МЦК - площадью 10800 га и ТПК – площадью 11000 га, что в сумме составляет 1/5 территории города в «старых» границах.

Значительная площадь, уникальное местоположение в срединной зоне города, обеспеченность скоростным внеуличным транспортом превращают эти территории в важнейшие для развития Москвы в части развития транспортного каркаса, формирования новых общественных центров, повышения эффективности использования городских территорий. 

Уже сегодня, после открытия в сентябре 2016 г. пассажирского движения по МЦК и интеграции его в систему городского пассажирского транспорта за счет организации пересадок на метрополитен и радиальные направления железной дороги, прилегающие территории, получили новый статус. Запуск МЦК позволил превратить прилегающую территорию из «городских задворок» в значимую часть города, потенциально привлекательную для жителей и бизнеса. Это уже оценили и застройщики, которые заинтересованы в новых проектах вдоль МЦК и уже начинают их реализовывать. В ближайшей перспективе планируется поэтапной запуск участков и станций ТПК метрополитена, что существенно увеличит потенциал и территорий, прилегающих к ТПК.

МЦК в  транспортной системе города

Существующая ситуация

Существующее использование территорий не соответствует их уникальному местоположению в городе. Территория вдоль МЦК исторически сначала развивалась, как загородные усадьбы (Покровское-Стрешнево, Михалково, Леоново, Измайлово), впоследствии вдоль железной дороги стали развиваться производства, использующие дорогу, как наиболее дешевый и удобный способ перевозки грузов. В результате, к середине ХХ века территория сложилась, как промышленный пояс города. В настоящее время в зоне влияния МЦК производственные территории составляют наибольшую долю – 1/3. Более половины производственных территорий имеет предпосылки к реорганизации в связи с неэффективным использованием зоны с высоким градостроительным потенциалом под складские и коммунальные функции, хаотичную застройки низкой плотности с низким качеством капитальных объектов и благоустройства. Часть жилой застройки, примерно 1/4 жилого фонда составляет 5-ти этажная застройка, примерно половина из которой, низкого качества и вошла в программу реновации жилого фонда.

Особенностью зоны влияния ТПК, которое в отличие от МЦК еще не реализовано и является размещение преимущественно в зоне сложившихся жилых территорий. Они составляют наибольшую долю - 37% всей территории Доля 5-ти этажного фонда около 20%, из них более половины низкого качества и вошло в программу реновации. При этом доля производственных территорий, являющихся потенциальным ресурсом реорганизации, тоже достаточно велика – 22%.

Цели и задачи

Одна из основных целей Концепций – повышение градостроительной роли и эффективности функционирования территорий в зонах влияния МЦК и ТПК.

Достижение этой цели возможно за счет за счет комплексной реорганизации территорий и формирования оптимального функционирования взаимосвязанной системы «жилье – места приложения труда – обслуживание». Оптимизация размещения объектов, связанных с людскими и транспортными потоками с трудовыми, культурно-бытовыми и рекреационными целями, позволит перераспределить нагрузку на транспортную систему города, «оттянуть» транспортные и пассажирские потоки с различными целями в эту зону и, таким образом, разгрузить центральное ядро города.

Методическое обеспечение. Моделирование.

Предложения по оптимизации размещения мест приложения труда, проживания и обслуживания населения подготовлены на основе моделирования работы транспорта, с учетом численности населения и рабочих мест в расчетных районах транспортной модели Москвы и Московской области, площади жилого и нежилого фонда в каждом районе. В качестве исходных данных учтены данные по существующему положению и принятые решения – утвержденные проекты планировки и ГПЗУ, определяющие перспективное территориальное распределение жилого и нежилого фонда застройки.

В рамках моделирования проведено моделирование работы транспортной сети Москвы и Московской области в утренний «час пик», с использованием лицензионного программного комплекса Citilabs CUBE определены связности расчетных районов по населению и по местам приложения труда (предельное комфортное время поездки до 45 минут).

Рекомендуемые для улучшения транспортной доступности параметры застройки отражают направленность ее изменения в различных частях города и определены в целях оптимизации связности районов по населению и местам приложения труда, обеспеченности населения рабочими местами и рабочих мест населением.

На основании проведенного анализа сформулированы рекомендации по оптимизации взаиморазмещения жилого и нежилого фонда застройки в различных частях зонах влияния МЦК и ТПК.

Предложения по оптимизации размещения мест проживания и приложения труда на основе транспортного моделирования

Предложения.

Полученные в результате моделирования результаты, положены в основу предложений по перспективной функционально-планировочной организации территорий. При этом учтены действующие планировочные ограничения и имеющиеся резервы реорганизации.

Основные направления развития территорий, прилегающих к МЦК и ТПК

В Концепции, в развитие идей, заложенных в Генеральном плане Москвы, предлагается формирование вдоль МЦК и ТПК новых зон городской активности, развитие системы новых городских центров, включая 4 центра агломерационного значения, призванных способствовать формированию полицентрической городской структуры и системы расселения агломерации в целом. Выбор мест размещения центров учитывает классификацию транспортно-пересадочных узлов по их транспортной значимости. На базе ТПУ регионального значения формируются наиболее значимые центры. За счет расположения в срединной части города, хорошей транспортной доступности и размещения объектов многофункционального назначения, включающих высокотехнологичные рабочие места, инновационные производства, современные объекты обслуживания, эти центры призваны стать как «секторальными» центрами притяжения для жителей города, так и новыми центрами агломерации, способными перехватить и аккумулировать центростремительные транспортные и пассажирские потоки. Благодаря высокому уровню доступности этих территорий, в их составе могут размещаться объекты федерального значения, обеспечивающие выполнение Москвой столичных функций и способствующие проведению международных мероприятий – административно-деловых центров, штаб-квартир компаний, объектов науки, культуры, гостиниц.

Классификация ТПУ МЦК иТПК по значимости

Городские центры - узлы функционально-планировочного и транспортной-коммуникационного каркаса

Концепциями планируется:

  • развитие территории за счет реорганизация неэффективно используемых производственных территорий с сокращением их доли и формированием смешанных производственно-деловых зон;
  • активное внедрение общественной и жилой функции на реорганизуемых производственных территориях;
  • формирование многофункциональной среды - нового типа застройки «смешанного общественно-жилого типа» с различным соотношением жилой и общественной застройки;
  • создание дополнительных транспортных связей, увеличение доли территории транспортной инфраструктуры;
  • увеличение транспортной и пешеходной проницаемости территорий, формирование новых общественных пространств, преимущественно в зонах пешеходной доступности транспортно-пересадочных узлов, строительство дополнительных пешеходных переходов через МЦК для преодоления обособленности частей территории, разделенных кольцом;
  • развитие архитектурно-пространственной структуры территории за счет формирования нового силуэта и акцентирования новых городских центров, в том числе за счет размещения высотных доминант.

В Концепциях определены общие направления развития территории и выделены территории для последующей, более детальной проработки. Над этими территориями сейчас идет работа. 

Оставьте заявку и мы свяжемся с Вами
Используя этот сайт, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с Политикой ГАУ «Институт Генплана Москвы» в отношении обработки персональных данных пользователей