Концепция по развитию связности территорий вдоль реки Яузы

О проекте

Градостроительная концепция

Концепцией предлагается объединить все рекреационные территории вдоль Яузы в единый парковый комплекс за счет создания удобных пешеходных путей и веломаршрутов в наиболее проблемных точках территории.

Местоположение территории
Местоположение территории

На Северо-Востоке Москвы находится немало рекреационных зон. Самые протяженные из них частично или полностью располагаются вдоль Яузы. Они активно развиваются и благоустраиваются, однако существуют автономно друг от друга.

Объединение этих зон в масштабную рекреационную территорию благодаря созданию системы связей на участке от МКАД до Краснобогатырской улицы поможет раскрыть потенциал красивейших парков столицы.

Антон Перфильев
Антон Перфильев
Главный архитектор проекта

Хотелось бы отметить, что в концепции предлагается не благоустройство парков – они сейчас в Москве развиваются неплохо – а решения проблем комфортных связей между парковыми территориями, которые нередко выпадают из поля зрения проектировщиков. При осмыслении парковых территорий вдоль Яузы как единого пространства именно проблемы «стыков» мы вывели на первый план работы с территорией.

Эффекты от реализации проекта

Повышение доступности
Повышение доступности

Улучшение локальной пешеходной связности территорий

Развитие длинных маршрутов
Развитие длинных маршрутов

Возможность для продолжительных путешествий 

Появление зон отдыха
Появление зон отдыха

Комфортный досуг на природе для посетителей разных возрастов

Развитие сферы услуг
Развитие сферы услуг

Создание фудкортов, игровых и спортивных площадок, кафе

Спортивная инфраструктура
Спортивная инфраструктура

Стимул для занятий спортом (велосипед, скейтборд, самокат)

Безопасность
Безопасность

Повышение безопасности объединенной территории 

Объединенная парковая территория

Единый рекреационный комплекс будет включать в себя самые известные и популярные парки северо-востока Москвы, в том числе «Сокольники», Главный ботанический сад РАН и ВДНХ, а также те, что появились недавно: парки «Акведук» и «Сад будущего», парк спорта «Яуза» и другие.

Площадь объединенной рекреационной территории северной части Яузы составит 2070 га.

Проблемы территории

Основная причина разобщенности этих территорий – отсутствие между ними комфортных пешеходных связей, в особенности на пересечении с транспортными магистралями и рекой.

Согласно концепции, в наиболее проблемных точках территории вдоль реки появятся удобные пешеходные пути и веломаршруты, что обеспечит связанность зеленых зон Москвы как между собой, так и с прилегающими городскими территориями.

Развитие основных маршрутов территории

В рамках концепции предлагается сформировать основную группу пешеходных, беговых и велосипедных маршрутов вдоль реки Яузы. Они пройдут по озелененным природным территориям и свяжут парки «Лосиный остров», «Сокольники» на юго-востоке и территории ВДНХ, Ботанического сада, и парки северной части Яузы на северо-западе. Для каждой из основных групп посетителей (бегунов, велосипедистов, пешеходов) здесь появится необходимая инфраструктура.

Также, согласно концепции по развитию связности территорий вдоль Яузы, станут более удобными для активного отдыха и занятий спортом длинные туристические маршруты, такие как «Дорога в Лавру» и «Зеленое кольцо Москвы». На «Зеленом кольце» появится велопешеходная дорожка из Ботанического сада в парк «Лосиный остров», в «Северную Яузу» и «Сокольники» длиной 4,6 километров. На части маршрута «Дорога в Лавру» от Проспекта Мира до «Северной Яузы» вдоль реки будет создана велопешеходная дорожка длиной 2,7 километров. 

Зеленое кольцо Москвы – кольцевой маршрут протяженностью 160 километров, который проходит по озелененным и парковым территориям на периферии Москвы (за Третьим транспортным кольцом). Рассчитан на пешеходов и велосипедистов.

Дорога в Лавру – линейный маршрут от Московского Кремля до Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом посаде, созданный на основе исторического паломнического маршрута. Его протяженность составляет 120 километров.

Основные маршруты вдоль Яузы:

  • «Ботанический сад – Сокольники/Лосиный остров »
  • «Пойма северной части Яузы – ВДНХ»
  • «Пойма северной части Яузы – Сокольники/Лосиный остров»
  • «ВДНХ – Сокольники/Лосиный остров»

Проектные предложения

На карте показаны границы разработки концепции, зоны проектных предложений по улучшению связности территории, а также протяженный пешеходный маршрут, который появится в долине реки Яузы после реализации концепции.

Ниже – краткое описание проектных предложений по связи территорий, они обозначены на карте номерами. 

1. Парки северной Яузы — Леоновская роща

  • Велопешеходная инфраструктура под мостами МЦК и проездом Серебрякова

  • Пешеходные, велосипедные и беговые маршруты между Лосиным островом и парками северной части Яузы

  • Эко-мосты над низменной (затапливаемой) частью Леоновской рощи

2. Район Отрадное — Ботанический сад

  • Пешеходный тротуар на Сельскохозяйственной улице под мостом МЦК 

  • Наземный пешеходный переход через проезд Серебрякова на перекрестке с Сельскохозяйственной улицей 

3. Леоновская роща — парк «Сад будущего»

  • Пешеходные и велосипедные связи Леоновской рощи и парка «Сад будущего» 

  • Безопасный пешеходный переход через улицу Вильгельма Пика

  • Продление велодорожки и беговой дорожки от ВДНХ к парку «Сад будущего»

4. «Сад будущего» — парк спорта «Яуза»

До
До
После
После
  • Комфортное пространство для пешеходных, велосипедных и беговых маршрутов между парками в долине реки Яузы
  • Реконструкция проезда № 690
  • Велопешеходные мосты через Яузу 
  • Кафе на пустующих участках города

5. Парк спорта «Яуза» — парк «Акведук»

  • Расширение трамвайного моста на Проспекте Мира
  • Трамвайная остановка у входа в парк спорта «Яуза» 
  • Платформа на свайных опорах вдоль берега Яузы 
  • Велопешеходный спуск под Ростокинский автомобильный мост 

6. Велопешеходные связи в зоне Акведука

До
До
После
После
  • Комфортное пешеходное пространство, аван-площадь у южного входа в Акведук с павильоном сопутствующего обслуживания
  • Реконструкция Ярославской улицы с размещением пешеходного тротуара и велодорожки, упорядочиванием парковочных мест
  • Расширение пешеходного спуска к мосту через Яузу
  • Велодорожка и пандус у моста для заезда колясок и велосипедов

7. Парк «Акведук» — «Лосиный остров»

  • Продление велодорожки до парка «Лосиный остров» 
  • Пешеходный проход вдоль реки через ж/д мосты МЦД-5
  • Поднятие уровня пешеходного пространства
  • Габионный барьер под ж/д мостами МЦД-5

8. «Лосиный остров» — «Сокольники»

  • Велопешеходные маршруты между парками «Лосиный остров» и «Сокольники»
  • Велопешеходный эко-мост через Яузу 
  • Пешеходные дорожки на южном берегу Яузы
Виталий Лутц
Виталий Лутц
начальник управления перспективных проектов Института Генплана Москвы

Мы придерживаемся принципа «локальные меры – глобальный эффект» и предлагаем деликатные, точечные преобразования, результатом которых станет объединенная парковая территория, в зоне влияния которой будет проживать около 800 тысяч человек

Проект разрабатывается по заказу и при поддержке Москомархитектуры.

Авторы
Авторы концепции:
Лутц В.Р., Лебедева Е.В., Львовская Е.И., Бахирев И.А., Сигаева Т.В., Канеп С.Э., Мигалева М.А., Рябов А.С., Верховский Д.А., Мизун М.А., Никифор А.С, Некрасов Д.Ю., Страшнова Ю.Г. , Иванова А.А.
УПП, генпроектировщики:
Перфильев А.Н., Родикова Ю.О., Скред Р.В., Маркус М.В.
НПО «Экология», НПО МООС:
Арефьева Т.С., Кузнецова О.Ю., Кирюшина Н.К., Караковский В.В., Росинская Ю.В.
НПО «Экология» МРЗФиЛП:
Удрас М.А., Киреева М.Н, Стельмах А.С., Косарева И.А., Минина Т.Е., Жолудев С.А., Гордеева Т.А., Хохлова Л.В., Старостина Ю.В., Ракова Н.Н., Пшичкова Е.К., Коваленко Т.А., Рагимов А.А.
ТИЦ, НПО ТиД:
Дергачев А.Л., Иващенко Н.В., Боровик Е.Н., Давыдов В.В., Шамеев В.Э.
ПОИИ:
Воронцова О.Б., Рябикина И.И., Буров А.А., Колединский С.Е., Вишневский Н.С., Веткина В.М., Пустовая А.С., Владимирова И.В., Пивоварова О.Н., Колединский С.Е., Сладкова Н.С., Ермакова Г.В., Магомедова И.М., Мишкин А.С., Шаврин О.В., Шалыго П.А., Мехнецов А.В.
НПО КиСР:
Корябкина А.И., Жидков М.Л., Осокина Е.С., Гулько В.В., Соколова Е.А., Челышева К.Ю., Орлихина О.О. , Караванова С.В. , Пащенко Ю.В.
НПО «Социальная инфраструктура»:
Страшнова Л.Ф. , Макарова И.Е. , Баженова С.В. , Клочкова Ю.С.
МПиАИТ:
Лисова Т.В., Тарасова М.В., Кошляк В.Р.
Сектор 3-D моделирования:
Беляев С.И., Щербань И.Ю.
При участии:
Максютова И.Р., Рагимова М. А., Савченко Н.В.