Музей Сахалина

О проекте

Проект зон охраны

Государственный контракт на выполнение научно-исследовательских работ по разработке проектов предмета охраны, проектов границ территорий и зон охраны 76 объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Сахалинской области

«Здание музея с каменными изваяниями львов, 1937 г.», расположено по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 29

В послевоенное время творение архитектора Ёшио Кайзука продолжало функционировать в качестве здания Сахалинского областного краеведче­ского музея. Его выделяющийся фасад к праздникам украшался портретами вождей, руководителей партии и правительства.
В послевоенное время творение архитектора Ёшио Кайзука продолжало функционировать в качестве здания Сахалинского областного краеведче­ского музея. Его выделяющийся фасад к праздникам украшался портретами вождей, руководителей партии и правительства.

История

Официально принято считать, что свою историю современный Южно-Сахалинск ведет с 1882 года,
когда на месте будущего города было основано небольшое русское селение Владимировка.

После захвата Южного Сахалина японцами в 1905 году в административном отношении он стал представлять собой губернаторство Карафуто. К 1908 году официальное управление им было перемещено из Корсакова вглубь острова, в селение Владимировку, которое было переименовано вначале в поселок, а в августе 1915 года — в город Тоёхару.

Придавая важное значение исследованию природных богатств острова и пропаганде достижений колонизации, губернаторство приступило к созданию музея в Тоёхаре.

В июле 1935 года в Тоёхаре на улице Дзиндзя-дори (ныне Коммунистический проспект) было начато строительство нового здания музея губернаторства Карафуто. Это решение было принято в рамках торжественной программы празднования 30-летия завоевания южного Сахалина в ходе русско-японской войны 1904–1905 годов.

Строительство здания музея продолжалось два года, и 1 августа 1937 года музей был торжественно открыт для посещения. Располагаясь на улице Дзиндзя-дори, ведущей к главному синтоистскому храму Карафуто, музей стал архитектурной доминантой этого уголка города. Архитектор музея — Ёшио Кайзука — решил выполнить проект музея губернаторства Карафуто в неояпонском стиле нихон-суми, впоследствии получившем назва­ние тейкан дзукури — стиль императорской короны.

В послевоенное время творение архитектора Ёшио Кайзуки продолжало функционировать в качестве здания Сахалинского областного краеведче­ского музея. Его выделяющийся фасад к праздникам украшался портретами вождей, руководителей партии и правительства.

Архитектор
Ёшио Кайзука

Ценность

Здание Сахалинского областного краеведческого музея является особенным символом истории Сахалинской области. Напоминая японский средневековый замок, здание является памятником архитектуры и градостроительства, памятником японской культуры первой половины XX века.

В советское время музею грозили две реконструкции, которые могли полностью изменить его внешний вид. Первая — в сентябре 1955 года, когда было предложено создать областную онкологическую больницу. Вторая — спустя примерно 20 лет, когда институтом «Сахалингражданпроект» был разработан проект «реконструкции и расширения областного краеведческого музея». Областными архитекторами были предложены четыре варианта решения оформления фасада, и все они должны были превратить музей в типичное общественное здание периода советской архитектуры этих годов.

К счастью, ни одна из реконструкций не реализовалась, и здание музея дошло до нашего времени в неизменном виде.

Вопрос о необходимости реставрации краеведческого музея впервые был поднят в 1998 году, когда большой группой японских специалистов при участии Губернаторства Хоккайдо было произведено обследование здания. За годы эксплуатации ни разу не проводился ремонт помещений и фасада. Здание ветшало: сильно разрушался бетон на балконах, на южной стороне практически наполовину была утрачена облицовочная плитка.

К 2009 году были завершены капитальный ремонт и частичная рестав­рация фасада и черепичной кровли здания, а также ремонт его внутренних помещений. Кроме того, главный фасад здания был открыт для обозрения со стороны проспекта, восстановлена чаша центрального фонтана, расширена экспозиция музея под открытым небом.

Примечательно, что здание музея поставлено на государственную охрану с наименованием «Здание музея с каменными изваяниями львов, 1937 г.». Однако изначально эти самые львы охраняли вход в храм Гококу-дзиндзя, на месте которого сейчас располагается городская больница, а к входу в музей они были перенесены только в 1950-х годах.
Также существует информация, что львами они названы ошибочно, и на самом деле это кома-ину — корейские псы.

Обоснование и проектные решения

Предмет охраны

Степень сохранности объемно-пространственной композиции здания музея, его интерьеров и частично — отделочных материалов очень высокая.

Сохранены внутренняя планировка здания, массивная лестница, двери, окна с первоначальной расстекловкой, частично сохранились напольные покрытия (в основном в холле и на лестнице). Внешний вид здания также дошел до нас практически в неизменном виде. Кровельное покрытие — черепица — было заменено при реставрационных работах, которые проводились японцами. Черепица сделана по той же технологии, по тем же размерам, что и оригинальная, и включена как элемент предмета охраны.

Предмет охраны указанного объекта отражает ранее проведенные научно-реставрационные работы. В предмет охраны включены планировочная структура здания, материальные элементы, являющиеся реставрационными заменами (воссозданиями) подлинных элементов объекта (например, черепица), их типологические характеристики и параметры.

Границы территории объекта культурного наследия

Музей является ценным и уникальным объектом японской архитектуры в Южно-Сахалинске. Композиционно-пространственная и планировочная структура сада музея, задуманная его архитектором Ёшио Кайзукой, сохранилась в неизменном виде — кольцевая структура сада и пешеходных дорожек, фонтаны и клумбы.

На территории сада в настоящее время разбит музей под открытом небом, включающий в себя большое количество экспонатов разного времени и назначения. Например, в северо-западной части расположены русские и японские орудия XIX и XX веков.

В северо-восточной части расположены объекты из японской истории — легкий танк «Ха-Го» с острова Шумшу и школьный павильон. Такие школьные павильоны после поражения во Второй мировой войне уничтожались на территории Японии, поэтому Сахалин – единственный регион, где могли сохраниться эти строения.

В южной части музея расположены макеты традиционных построек нивхов и их быта (например, вешал для сушки рыбы), а также постройки каторжных времен. Стилизованные постройки не имеют исторической ценности, ценны лишь как музейные экспонаты, которые знакомят посетителей с историей периода губернаторства Карафуто и русской историей.

Также на территории представлены объекты монументального искусства: бюст Б. Пилсудского (исследователя-этнографа) и каменные изваяния львов.

Указанные экспонаты музея, расположенные на территории сада, являются неотъемлемой частью объекта культурного наследия, несмотря на то, что некоторые из них не имеют исторической ценности, а лишь знакомят посетителей с русской и японской историей. Все элементы составляют единый музейный комплекс.

Учитывая высокую степень сохранности объекта культурного наследия и окружающей его территории сада, целостность планировочной структуры, включая музейные экспозиции, территория памятника устанавливается по границам участка, который непосредственно занимает существующий комплекс краеведческого музея (по земельному участку).

Зоны охраны объекта культурного наследия

Историческая застройка Коммунистического проспекта времен губернаторства Карафуто фактически не сохранилась до нашего времени, за исключением здания музея. Однако сохранилась регулярная  дорожная сеть города, вокруг музейного комплекса в том числе (судя по японским историческим картам, сетка улиц была более частая и укрупнилась во время застройки в советское время). Планировочная структура и легла в основу проектных предложений по границам зон охраны объекта культурного наследия. Проектом предлагаются к установлению зоны охраны объекта культурного наследия в составе охранной зоны объекта культурного наследия и зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности.

В охранную зону предлагается включить незастроенную территорию, сопряженную с границей территории объекта культурного наследия в пределах которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности может оказать прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность объекта культурного наследия в его исторической среде.

Часть квартала (включающая объекты по адресам: Коммунистический проспект, 27 и 31, улица Антона Буюклы, 4, 4а, 6), за исключением современной высотной застройки, расположенной западнее от музея, предлагается включить в зону регулирования застройки и хозяйственной деятельности для сохранения условий визуального восприятия объекта культурного наследия посредством регулирования существующих параметров объектов капитального строительства.

Результат работ

Разработанная документация представлена в трех томах:

  1. Предварительные работы.
  2. Материалы по обоснованию проекта зон охраны объекта культурного наследия.
  3. Проект границ территорий объекта культурного наследия. Проект зон охраны объекта культурного наследия.

Том 1 «Предварительные работы» содержит результаты предварительных работ, материалы исходно-разрешительной документации, схемы местоположения объекта культурного наследия и схемы действующих линий градостроительного регулирования.

Том 2 «Материалы по обоснованию проекта зон охраны» состоит из трех разделов.

Первый раздел «Комплексные научные исследования. Сведения об объекте культурного наследия» включает в себя историко-архивные исследования рассматриваемого объекта культурного наследия и его окружения.

Второй раздел «Отчет о проведенных историко-культурных исследованиях, включающий пояснительную записку, иллюстративный материал, материалы фотофиксации, чертежи» содержит материалы натурного обследования территории с оценкой степени его сохранности, композиционно-пространственной и ландшафтной организации объекта культурного наследия и его градостроительного окружения.

Третий раздел «Предмет охраны объекта культурного наследия» включает: пояснительную записку, описание и схему предмета охраны объекта культурного наследия.

Том 3 «Проект границ территорий. Проект зон охраны» содержит предложения по установлению границ территорий и зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах территорий и зон охраны рассматриваемого объекта культурного наследия, разрабатываемых в связи с необходимостью сохранения историко-градостроительной среды.

Проект разрабатывался в рамках государственного контракта на разработку предметов охраны, границ территории и зон охраны 76 объектов культурного наследия, расположенных на территории Сахалинской области, в середине 2018 — начале 2019 года.

Для объекта культурного наследия регионального значения «Здание музея с каменными изваяниями львов, 1937 г.», расположенного по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 29, были разработаны и в дальнейшем утверждены:

  • Предмет охраны объекта культурного наследия, утвержден Приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Сахалинской области от 27.02.2019 №3.42-9

  • Границы территории объекта культурного наследия, утверждены Приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Сахалинской области от 27.02.2019 №3.42-7

  • Зоны охраны объекта культурного наследия, утверждены Приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Сахалинской области от от 27.02.2019 №3.42-8