Проект планировки территории микрорайонов 2 и 3 района Лосиноостровский

О проекте

Проект планировки

Район Лосиноостровский до 1960 года вместе с другими районами входил в территорию города Бабушкина. Он хранит элементы исторической идентичности: планировку улиц, уникальные парковые зоны, здания и сооружения той эпохи.

В рамках проекта планировки территории специалисты Института Генплана решили задачу по обновлению городской среды и задали новый вектор развития территории. Проект выполнен в рамках программы реновации по заказу Москомархитектуры и утвержден постановлением Правительства Москвы от 18 августа 2020 года.

Урбанизация этих мест началась в конце XIX века. В 1894 году здесь была построена станция Десятой версты Северной железной дороги — ныне станция Лосиноостровская Ярославского направления МЖД — и началось строительство дач. В 1924 году, когда официально появился город Лосиноостровск, население на этой территории выросло до 12 тысяч человек.

Активное развитие началось в 30-е годы. Здесь возник настоящий город: с парками, скверами, театрами и жилыми домами в 3–5 этажей. В 1939 году он получил название Бабушкин.

В 1960 году Бабушкин вошел в состав Москвы в качестве района Бабушкинский, сохранив исторические границы. В 1990 году он разделился на районы Бабушкинский, Лосиноостровский, Свиблово, Ярославский и Ростокино. Именно Бабушкинский район, находящийся в центре рассматриваемой территории, унаследовал дух конструктивизма и стремления к прогрессу.

Представленная планировочная концепция, послужившая основой проекта планировки микрорайонов 2 и 3 района Лосиноостровский, выполнена в функционально-пространственном контексте территорий, составлявших город Бабушкин. В ее основе — принцип «город в городе», сохраняющий историческую идентичность района и формирующий «зону самоидентификации» для его жителей.

Концепция

Главные принципы планировочной концепции:

  • Сохранение фактуры района и его исторической идентичности
  • Увеличение площади общественных пространств
  • Новая социальная инфраструктура в пешеходной доступности
  • Создание новых рабочих мест рядом с домом
  • Формирование центров притяжения, непрерывных пешеходных связей и безопасной среды
  • Соблюдение принципа исторической преемственности

Жить в безопасной среде


Чтобы улицы стали безопаснее, нужно вдохнуть в них жизнь. Первый шаг — это создание общественных пространств, которые начинают заполняться местными жителями. Высокая проходимость какого-либо места не дает ему стать закрытым анклавом, препятствует появлению тупиков. Поэтому специалисты заложили в проект увеличение территорий общего пользования.

Жить в безопасной среде


Чтобы улицы стали безопаснее, нужно вдохнуть в них жизнь. Первый шаг — это создание общественных пространств, которые начинают заполняться местными жителями. Высокая проходимость какого-либо места не дает ему стать закрытым анклавом, препятствует появлению тупиков. Поэтому специалисты заложили в проект увеличение территорий общего пользования.

Образование и спорт рядом

Доступность социальной инфраструктуры — один из главных критериев качества городской среды. В новом проекте планировки территории количество объектов социального назначения увеличено с двух до шести, а распределены они более равномерно. Подростки могут дойти в школу и на секции самостоятельно, а родителям с детьми помладше не придется ехать в детский сад на машине — он теперь рядом.

Образование и спорт рядом

Доступность социальной инфраструктуры — один из главных критериев качества городской среды. В новом проекте планировки территории количество объектов социального назначения увеличено с двух до шести, а распределены они более равномерно. Подростки могут дойти в школу и на секции самостоятельно, а родителям с детьми помладше не придется ехать в детский сад на машине — он теперь рядом.

Развлечения, покупки и работа в 15-минутной доступности

С появлением транспортных связей, ведущих в центр Москвы, местные жители стали чаще проводить досуг за пределами родного района. Но тенденции градостроительства показывают, что работа и отдых рядом с домом ценится гораздо выше городской мобильности.

Проект планировки предполагает появление районных сервисов в первых этажах домов. Они также обеспечат район дополнительными рабочими местами благодаря нотариальным конторам, стоматологическим клиникам, отделениям банков и небольшим частным предприятиям.

Возле железной дороги предполагается строительство многоуровневых гаражей с кафе и магазинами на первых этажах. Из полузаброшенной территории этот участок превратится в привлекательное и современное общественное пространство.

Развлечения, покупки и работа в 15-минутной доступности

С появлением транспортных связей, ведущих в центр Москвы, местные жители стали чаще проводить досуг за пределами родного района. Но тенденции градостроительства показывают, что работа и отдых рядом с домом ценится гораздо выше городской мобильности.

Проект планировки предполагает появление районных сервисов в первых этажах домов. Они также обеспечат район дополнительными рабочими местами благодаря нотариальным конторам, стоматологическим клиникам, отделениям банков и небольшим частным предприятиям.

Возле железной дороги предполагается строительство многоуровневых гаражей с кафе и магазинами на первых этажах. Из полузаброшенной территории этот участок превратится в привлекательное и современное общественное пространство.

Быстрее добираться

Изначально сетка улиц формировалась просеками в лесу, в которых располагалось около 1500 дачных участков. После того как в 1924 году местные поселения объединили в город, здесь стали появляться дома в 3–5 этажей, но рисунок уличной сети остался прежним.

Жилые дома с коммунальными квартирами стали естественными препятствиями для пешеходного движения, во дворах образовались тупики. Чтобы жители могли свободно передвигаться в любом направлении, специалисты увеличили площадь пешеходных зон и соединили весь район недостающими транспортными связями.

В районе появятся подземные парковки, благодаря которым во дворах станет меньше машин. Водителям это дает возможность арендовать место на охраняемой парковке и не переживать за сохранность автомобиля.

Быстрее добираться

Изначально сетка улиц формировалась просеками в лесу, в которых располагалось около 1500 дачных участков. После того как в 1924 году местные поселения объединили в город, здесь стали появляться дома в 3–5 этажей, но рисунок уличной сети остался прежним.

Жилые дома с коммунальными квартирами стали естественными препятствиями для пешеходного движения, во дворах образовались тупики. Чтобы жители могли свободно передвигаться в любом направлении, специалисты увеличили площадь пешеходных зон и соединили весь район недостающими транспортными связями.

В районе появятся подземные парковки, благодаря которым во дворах станет меньше машин. Водителям это дает возможность арендовать место на охраняемой парковке и не переживать за сохранность автомобиля.

Новая жизнь района

С появлением общественных территорий, социальных объектов и сервисов, район становится более привлекательным для жителей. Они сами решают, какие магазины им нужны, в какой кофейне вкуснее капучино и куда пойти гулять с ребенком в выходные. Все эти сервисы располагаются на первых этажах жилых домов, что гарантирует безопасность на прилегающих территориях. Вблизи самых привлекательных мест формируются центры притяжения, благодаря которым район получает второе дыхание и становится более открытым и прозрачным.

Новая жизнь района

С появлением общественных территорий, социальных объектов и сервисов, район становится более привлекательным для жителей. Они сами решают, какие магазины им нужны, в какой кофейне вкуснее капучино и куда пойти гулять с ребенком в выходные. Все эти сервисы располагаются на первых этажах жилых домов, что гарантирует безопасность на прилегающих территориях. Вблизи самых привлекательных мест формируются центры притяжения, благодаря которым район получает второе дыхание и становится более открытым и прозрачным.

Максим Гурвич
Максим Гурвич
Руководитель проекта

Лосиноостровский обладает особой фактурой, но как любой старый район Москвы он требует обновления. Нужно больше общественных пространств, социальных объектов, точек притяжения. Однако новые школы или кафе сами по себе не сформируют комфортную среду, если к ним не будет удобных подъездов и безопасной среды вокруг. Проект планировки — это комплексный план обновления территории с учетом долгосрочной стратегии развития города.

Авторы
Архитектурно-планировочное объединение №2, концептуальные решения проекта
Гурвич М.Е.
Руководитель проекта

Борисов В.Б.
Автор проекта

Соловьянова Е.А.
Автор проекта

Давиташвили Г.Г.
Автор проекта

Агафонкина А.В.
Автор проекта

Алексеева Н.М.
Автор проекта

Драган И.В.
Автор проекта

Любимова Д.Ю.
Автор проекта

Рублев В.А.
Автор проекта

Бусыгина В.Ю.
Автор проекта

Оленникова А.И.
Автор проекта
Сектор развития городских транспортных систем
Кармадонова Н.Ю.
Транцева М.Г.
Костылев Ф.В.
Мастерская инфраструктуры водохозяйственного комплекса
Пустовая А.С.
Сектор экологического проектирования
Караковский В.В.
Мастерская развития зеленого фонда и ландшафтного проектирования
Киреева М.Н.
Стельмах А.С.
Сектор историко-культурных исследований
Клычков С.Н.
Щепеткова Т.В.
Сектор проектирования мероприятий гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций
Юдинцов А.Р.
Сектор перспективного планирования развития отраслевых и территориальных образований
Орлихина О.О.
Отдел управления проектами
Смутчук Б.В.