Проект планировки территории микрорайонов 67, 68 кварталов 103, 104, 105, 106 района Котловка

О проекте

Уникальность Котловки  — это редкое сочетание различных городских сред. С одной стороны, здесь много мест для отдыха и занятий спортом, река Котловка и Коршуниха, парк «Сосенки», Коробковский сад, горнолыжный склон на территории соседнего Нагорного района.

С другой — территория расположена в срединной части города, а это подразумевает хорошую транспортную доступность к другим районам и центру Москвы. В основе планировочной концепции проекта лежит принцип «Город в городе». То есть в перспективе жители смогут получить все необходимое для работы и жизни в границах своего района.

Проект планировки территории микрорайонов 67, 68 кварталов 103, 104, 105, 106 района Котловка выполнен в рамках программы реновации по заказу Москомархитектуры*.

История района

Первое упоминание о населенном пункте на этой территории относится к концу XIV века. В то время на реке Котловке стояло великокняжеское село Котлы, которое было местом встреч людей, прибывавших в Москву. В дальнейшем село разделилось на Верхние и Нижние Котлы.

В середине XIX века с появлением железной дороги портрет Котловки меняется. Активное развитие города и наличие путей сообщения способствовало появлению промышленных производств. Уже в 50-е годы XIX века в районе открылся кирпичный завод Торгового дома Помеловых, лако-красильные фабрики Залеткиной и Гвоздева и кожевенно-сыромятная фабрика Зайцева, а также шелкокрутильная фабрика торгового дома «Катуар и сыновья». Представители известного рода Катуар жили в районе с 1871 года. Катуаровское шоссе, которое вело к их усадьбе, с 1940 года известно как Нагорная улица.

Появление Нагорной улицы — это одно из главных планировочных решений в истории района. Она была заложена в генплане кооперативного поселка Никольское, который разработали известные архитекторы братья Веснины.

При разработке этого проекта архитекторы опирались на популярную в то время концепцию «города-сада». Такая планировочная структура была призвана оградить людей от вредного влияния мегаполисов, при этом обеспечивая все социально-экономические потребности жителей. Работать и отдыхать они должны были внутри своего небольшого поселения.

Проект так и не осуществили, но его планировочная структура дошла до наших дней и отразилась уже в нашем проекте. Нагорная стала главной улицей «города в городе», а от нее ответвляется регулярная сетка улиц, перпендикулярная главной улице и руслу реки Котловки. Улицы выстроены так, чтобы обеспечить жителям доступ к паркам и другим природным территориям.

Проект планировки опирается на концепцию «города-сада» братьев Весниных. Он сохраняет регулярную сетку улиц, а территория органично сливается с природой и насыщается городскими функциями.

Концепция «Город в городе»

Главные принципы планировочной концепции:

  • Сохранение исторической идентичности района
  • Соблюдение принципа исторической преемственности
  • Увеличение площади общественных пространств
  • Новая социальная инфраструктура в пешеходной доступности
  • Создание новых рабочих мест рядом с домом
  • Формирование новых центров притяжения, пешеходных связей и безопасной среды
  • Создание новых комфортных связей между рекреационными зонами района 

Рядом с природой

При формировании городского ландшафта разработчики проекта обратили особое внимание на взаимодействие центров городской активности и природного комплекса. Будущая инфраструктура района взаимодействует с природными зонами, подчеркивая экологическую составляющую района. Создаются не просто пешеходные, а комфортные рекреационно-озелененные связи с парком. Парк прорастает в город, город входит в парк. Отдельно стоит упомянуть парк «Сосенки» — одно из любимых мест отдыха жителей Котловки. Проектом предусмотрено небольшое увеличение площади парка, при этом он останется закрытым для движения автомобилей, сохраняя статус общерайонной рекреационной зоны.

Безопасность

Система общественных пространств формирует единую пешеходную структуру района. Проектом предусматривается увеличение системы общественных пространств на 55%. Каждый элемент пешеходной структуры благоустроен и имеет набор необходимых функций для комфортного и безопасного пребывания на открытом воздухе. Все дорожные покрытия устроены по принципу безбарьерной среды для комфорта маломобильных групп населения. Система общественных пространств имеет архитектурное освещение, соответствующее статусу и функциональному назначению пространства.

Создавая комфортные пешеходные связи между зелеными зонами района, мы строим комфортную среду с новыми точками притяжения, где можно безопасно и интересно проводить свободное время, отдохнуть от городской суеты и насладиться природой.

Близкое расположение общественных пространств, зеленых зон и спортивных площадок мотивирует людей больше времени проводить на свежем воздухе, поможет им вести более здоровый образ жизни.

Система общественных пространств формирует единую пешеходную структуру района. Проектом предусматривается увеличение системы общественных пространств на 55%. Каждый элемент пешеходной структуры благоустроен и имеет набор необходимых функций для комфортного и безопасного пребывания на открытом воздухе. Все дорожные покрытия устроены по принципу безбарьерной среды для комфорта маломобильных групп населения. Система общественных пространств имеет архитектурное освещение, соответствующее статусу и функциональному назначению пространства.

Создавая комфортные пешеходные связи между зелеными зонами района, мы строим комфортную среду с новыми точками притяжения, где можно безопасно и интересно проводить свободное время, отдохнуть от городской суеты и насладиться природой.

Близкое расположение общественных пространств, зеленых зон и спортивных площадок мотивирует людей больше времени проводить на свежем воздухе, поможет им вести более здоровый образ жизни.

Удобно подъехать

Транспортная система района оптимизируется, появляются новые проезды, дополнительные места для парковок и подземные гаражи. Благодаря созданию подземных парковок, будут организованы дворы без машин, а также освободятся проезды и проходы к рекреационным зонам района, чтобы жителям было проще получить доступ к зеленым зонам. Новые проезды расположены компактно из соображений удобства подъезда к застройке автомобилей и специального транспорта.

Транспортная система района оптимизируется, появляются новые проезды, дополнительные места для парковок и подземные гаражи. Благодаря созданию подземных парковок, будут организованы дворы без машин, а также освободятся проезды и проходы к рекреационным зонам района, чтобы жителям было проще получить доступ к зеленым зонам. Новые проезды расположены компактно из соображений удобства подъезда к застройке автомобилей и специального транспорта.

Сервис и работа рядом

На первых этажах размещаются магазины, аптеки, банки. Появляются новые офисы, школы, детские сады, центры досуга. Количество рабочих мест увеличится почти в два раза.

Задача проекта — формирование гармоничной среды, удобной для жизни. Район живет как самодостаточный город: с рабочими местами, магазинами и местами отдыха, из которого не захочется выезжать без лишней необходимости.

На первых этажах размещаются магазины, аптеки, банки. Появляются новые офисы, школы, детские сады, центры досуга. Количество рабочих мест увеличится почти в два раза.

Задача проекта — формирование гармоничной среды, удобной для жизни. Район живет как самодостаточный город: с рабочими местами, магазинами и местами отдыха, из которого не захочется выезжать без лишней необходимости.

Район для жизни

Городские улицы, насыщенные рекреационными озелененными пространствами, ресторанами, кафе, магазинами начинают жить новой жизнью. Формируется система центров городской активности, разных по масштабу и функциональному назначению. Комфортная благоустроенная безопасная среда и активные первые этажи застройки делают город привлекательным и удобным для жизни.

Новый проект планировки обеспечивает взаимодействие зеленого каркаса района, его исторически сложившихся градостроительных структур и вновь возникающих функций.

Проект направлен на решение следующих задач:

  • Создание безопасной и комфортной среды
  • Насыщение района новыми точками притяжения
  • Создание непрерывных связей во всем районе 
  • Преобразование неактивно используемых участков и включение их в структуру района
  • Структурирование и оптимизация общественных пространств района

Городские улицы, насыщенные рекреационными озелененными пространствами, ресторанами, кафе, магазинами начинают жить новой жизнью. Формируется система центров городской активности, разных по масштабу и функциональному назначению. Комфортная благоустроенная безопасная среда и активные первые этажи застройки делают город привлекательным и удобным для жизни.

Новый проект планировки обеспечивает взаимодействие зеленого каркаса района, его исторически сложившихся градостроительных структур и вновь возникающих функций.

Проект направлен на решение следующих задач:

  • Создание безопасной и комфортной среды
  • Насыщение района новыми точками притяжения
  • Создание непрерывных связей во всем районе 
  • Преобразование неактивно используемых участков и включение их в структуру района
  • Структурирование и оптимизация общественных пространств района
Максим Гурвич
Максим Гурвич
Заместитель директора Института Генплана Москвы

Котловка вобрала в себя огромное разнообразие городских ландшафтов: жилые микрорайоны с застройкой разной этажности, крупные парки, реки, рядом есть горнолыжный склон. Наш проект дает возможность этим территориям взаимодействовать друг с другом и сформировать единую среду. Мы опираемся на историю района и градостроительные решения, благодаря которым Котловка должна была стать городом-садом. Сохранить это планировочное наследие было одной из наших главных задач.

Преимущества проекта

Новые социальные объекты
Новые социальные объекты
  • Школа на 400 мест
  • Школа на 550 мест
  • Детский сад на 200 мест
  • Детский сад с бассейном на 300 мест
Реконструкция ценных зданий
Реконструкция ценных зданий

4-этажный дом реконструируется и будет выполнять административно-деловую функцию
 

Новые инженерные объекты
Новые инженерные объекты

Проектом предусмотрено строительство локального очистного сооружения

Новые рабочие места
Новые рабочие места

Увеличение колчества рабочих мест с 3 до 5 тысяч

Авторы
Архитектурно-планировочное объединение № 2, концептуальные решения проекта
Гурвич М.Е.
Руководитель проекта

Борисов В.Б.
Автор проекта

Алексеева Н.М.
Автор проекта

Драган И.В.
Автор проекта

Рублев В.А.
Автор проекта

Бусыгина В.Ю.
Автор проекта

Алексеева И.С.
Автор проекта

Селезнева М.В.
Автор проекта

Дмитриева А.О.
Автор проекта
Отдел управления проектами
Смутчук Б.В.
Сектор экологического проектирования
Уколова Е.В.
Мастерская инфраструктуры объектов производственно-коммунального и транспортного назначения
Магомедова И.М.
Сладкова Н.С.
Сектор градостроительного проектирования территорий зеленого фонда
Титова М.И.
Фокина С.Д.
Сектор историко-культурных исследований
Клычков С.Н.
Щепеткова Т.В.
Сектор экономики градостроительных решений
Соколова Е.А.
Сектор проектирования мероприятий гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций
Шкерис С.С
Мастерская развития зеленого фонда и ландшафтного проектирования
Киреева М.Н.
Стельмах А.С.
Мастерская развития планировочной структуры улично-дорожной сети
Новиков А.В
Фролов Н.Н.

*Программа реновации жилищного фонда была утверждена в 2017 году. Жильцы 5175 домов имеют право на улучшение жилищных условий и получение новой квартиры в том же районе. Для переезда будет построено 350 тысяч новых квартир с улучшенной отделкой. В программе примет участие более 1 млн человек. Программа реновации в Москве рассчитана на срок до 2032 года.