Правительство
Москвы
Телефон: +7(499) 250-95-96
Отправить заявку

Разработка концепции пространственного развития города Иркутска

В проекте мы столкнулись с крайне интересным городом, который нужно было узнать за весьма короткий срок в несколько месяцев. Был сделан сложный анализ с применением различных зарубежных техник. Также была попытка сформировать методически верный пофакторный анализ территории.

Был проведен многофакторный анализ города, социологические опросы, проведена функциональная организация территории, обозначены "точки роста".

Иркутск — столица сильного региона, город студентов, науки и технологий, имеющий туристический потенциал.

Иркутск — столица сильного региона

Иркутск — центр крупнейшего Иркутско-Черемховского территориально-промышленного комплекса. В нем размещены штаб-квартиры ключевых холдинговых компаний. Имеется независимая от РАО «ЕЭС России» энергетическая компания стратегического значения. Производится 25% алюминия в Российской Федерации. 15% вывоза деловой древесины. Китайские инвесторы проявляют активный интерес к региону.

В концепции найдены способы использовать градостроительный потенциал региональной столичной ренты — административная функция, логистика, торговля, жильё руководителей среднего и высшего звена. Привлечь энергоемкие производства. Вывести из тени лесопромышленный комплекс. Реализовать российско-китайские инвестиционные проекты в добывающей и перерабатывающей промышленности. Поставить стратегическую задачу газификации региона для интенсификации экономики.

Иркутск — город студентов, науки и технологий

В Иркутске проходят обучение множество студентов. В городе самая высокая доля населения с высшим образованием в СФО. Концепция предусматривает использовать предоставленные возможности, ведь человеческий капитал — это залог устойчивого развития города. Концепция также предусматривает возможность создания условий для коммерциализации технологий, фокусировки на профессиях будущего, создания консалтингового сервиса для рыночных игроков, выполнение НИР по заказам индустрии, создание технологий «На заказ».

Иркутск — город с туристическим потенциалом

Иркутск стоит совсем недалеко от озера Байкал, уникального природного объекта мирового значения. Город посещают более 1 миллиона туристов в год, преимущественно неорганизованных. Имеется огромный потенциал туристического потока из Китая. Город имеет богатейшее, но недооцененное историко-архитектурное наследие.

Концепцией предусмотрен выход на качественно новый уровень системы отраслевого маркетинга (бренд города, информационное сопровождение, навигация и транспорт). Городская среда в центре, соответствующая европейским стандартам — условие задержки туристов в городе. Также необходимо сделать акцент на проведение масштабных событий международного значения в сфере экологии. Уникальные промышленные объекты также можно использовать в качестве туристических. Рекомендовано создание современного интерактивного музея на тему экологии, воды, гидроэнергетики.

Стратегия 6 городов

Иркутск по своей природе рассредоточен в пространстве, его разрезают реки и железные дороги, в городе есть районы эксклавы. Как сделать Иркутск компактным, пешеходным, удобным? Разделить его на 6 «городов». Города имеют как жесткие границы — железные дороги и реки, так и мягкие границы, где городская жизнь плавно угасает, растворяясь в природе. Территория между ними — цитоплазма города, экологический коридор, обеспечивающий гармоничное существование его частей.

Стратегия 6 городов

К каждому "городу" был выработан уникальный подход и проведен ряд мероприятий от анализа рельефа и до социологических опросов населения. Проанализированы зоны активности и ряд различных параметров, в соответствии с ними даны предложения по проводимым мероприятиям. На иллюстрации ниже обозначены некоторые рекомендации по центральной части города.

Разработка концепции пространственного развития города Иркутска: "центральный" город 

Среди рекомендаций — комплексная реорганизация территории в устье реки Ушаковки, пешеходный маршрут "Сити"—набережная Ангары–Остров Юность–Карла Маркса–"Сити", пешеходный маршрут Нижняя набережная–сквер Кирова–130 квартал–ЦПКиО–рынок–площадь Труда–Нижняя набережная. Формирование непрерывной набережной вдоль Ангары, улучшение связей с набережной в историческом центре. Выявление зеленого коридора вдоль подъема речной терассы. Порт на Байкал в Солнечном. Усиление связей Ушаковки и застройки в её долине.

Каждый «город» нуждается в своей собственной программе, для этого необходимо сделать:

  • Градостроительный анализ «городов» и их центров для выявления идентичности и потенциала;
  • Концепцию пространственного развития каждого «города»;
  • Правила землепользования и застройки на каждый «город»;
  • Проект планировки территории на каждый «город» и основные узловые центры;
  • Концепцию благоустройства главных улиц и общественных пространств.

Сине-зеленый каркас

Несомненно стоит отметить богатый природный потенциал и красоту города. Но в то же время анализ территорий выявил ряд проблем — нарушенность визуальных связей, диссонирующие территории, нарушенность единства ландшафта, недоступные берега и склоны и практически полное отсутствие круглогодичного функционального насыщения территорий около реки. Местами встречаются неухоженные, замусоренные берега, связь между городом и рекой нарушена.

При этом существующий природный потенциал берегов, рек и речных долин необходимо защитить и поддержать. Рекомендовано сосредоточиться на ряде мероприятий, которые не требуют крупных трат, но в то же время откроют городу реку заново. Необходимо реквалифицировать деградирующие территории, восстановить поврежденные речные долины и стоки, восстановить связи города с рекой, поддержать благоустройство, создать общедоступные набережные, создать и поддерживать парковые территории, в том числе вдоль рек, проложить пешеходные и веломаршруты и наполнить территории круглогодичным функциональным насыщением. Индустриальные объекты можно использовать в качестве туристических.

Также предложено развить навигацию по Ангаре, сосредоточившись на туристической, круизной, спортивной, каботажной, промысловой и транспортной навигации на Байкале, туристско-рекреационной в черте города и грузовой и транспортной навигации к Братску.

Навигация по Ангаре

На территории Иркутска выявлено десять крупных рекреационных территорий, рекомендуемых к освоению. Для оценки потенциала освоения каждой территории был выполнен сравнительный анализ по ряду критериев (таким, как занимаемая площадь, доступность от локальных центров, интенсивность использования и т.д.). В соответствии с критериями был разработан ряд рекомендаций по освоению.

Экологическое моделирование является важным инструментом для выявления проблемных ареалов, ранжирования территории по качеству окружающей среды, обоснования экологических требований к перспективному развитию города. В наибольшей мере актуальна  интегральная экологическая оценка территории для условий проживания населения, которая базируется на критериях качества среды, определяющих комфортность проживания населения. Приоритетными являются показатели состояния атмосферного воздуха, уровни загрязнения  почвенного покрова, акустический режим территории.

Экологическая модель риска  загрязнения  окружающей среды города  Иркутска

Транспортная инфраструктура

Проанализирована и транспортная инфраструктура города, внешние и внутренние транспортные связи, воздушное сообщение, железные дороги. Проведено моделирование транспортных потоков, выявлены транспортные проблемы как самого города, так и агломерации в целом. Низкая связанность различных территорий города, значительная перегрузка отдельных участков УДС, перегруженные узлы, развязки, подъезды к мостам, недостаточная транспортная связанность территорий, низкий уровень организации дорожного движения, низкий уровень безопасности движения транспорта и пешеходов.

Транспортный каркас Иркутска

Дан ряд рекомендаций в каждой сфере, позволяющих узконаправленными усилиями получить максимальные результаты. Так, например, рекомендовано построить участок рокады и мост через Ангару "Мегет—Усть-куда", что позволит разгрузить Иркутск от транзитного движения. В черте города рекомендовано сосредоточиться на формировании хордовых направлений и строительстве мостов. Основным видом общественного транспорта должен стать трамвай.

Инженерная инфраструктура

Проведен анализ всех направлений развития инженерной инфраструктуры: теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения. Также выявлен ряд проблем и предложены рекомендации по модернизации, реконструкции и строительству ряда объектов инженерной инфраструктуры.

Основным принципом по обращению с отходами производства и потребления становится 3R – от английских Reduce, Reuse, Recycle. Данный принцип предполагает максимально избегать образования отходов, минимизировать их объемы, рециркулировать и перерабатывать максимально возможное количество отходов и лишь оставшуюся малую часть захоронить.

Градостроительная политика

Также выработана дорожная карта мероприятий в сфере градостроительной политики на пяти ступенях, от организационных малозатратных мероприятий и до крупных федеральных проектов. Даны рекомендации по использованию градостроительных инструментов контроля, которые приведут к целостности планировочного каркаса, балансу параметров застройки и сохранению стратегических коридоров в красных линиях.

Ряд предложенных решений поможет экономить бюджетные средства за счет совместного использования инфраструктуры пространственных данных для ведения ИСОГД и оказания муниципальных услуг. Также легче станет выявлять и проводить профилактику правонарушений в земельно-имущественной и градостроительной сфере, обеспечение защиты имущественных интересов муниципалитета и повысить эффективность оказания муниципальных услуг путем их автоматизации.

Градостроительные регламенты

Проанализированы действующие градостроительные регламенты, в которых также найдены очевидные минусы: действующие правила землепользования и застройки фрагментарны, противоречивы, не структурированы.

Правила Землепользования и Застройки г. Иркутск

Приведенные регламенты недостаточны для обеспечения качества среды и неполны — отсутствуют разделы, касающиеся зон с особыми условиями и охраны объектов культурного наследия. Как последствие — непредсказуемые результаты архитектурно-строительной деятельности, такие как превышение этажности, нарушение принципов реставрации, неудовлетворительное физическое состояние, утрата объектов культурного наследия, нарушение визуального восприятия.

Ряд мероприятий по изменению и дополнению действующих регламентов несомненно поможет исправить данную ситуацию.

Оставьте заявку и мы свяжемся с Вами

Используя этот сайт, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с Политикой ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы» в отношении обработки персональных данных пользователей