Три концепции пространственного развития города Уфы

О проекте

Градостроительная концепция

В апреле 2019 года Институт Генплана Москвы выиграл конкурс на разработку нового генерального плана Уфы до 2040 года, нормативов градостроительного проектирования и правил землепользования и застройки Уфы.

Уфа сегодня – один из крупнейших в РФ административных и экономических центров, средоточие уникальных объектов культуры и туризма, синергия науки и производства, образовательный центр и ядро столичной городской агломерации.

В апреле 2019 года Институт Генплана Москвы выиграл конкурс на разработку нового генерального плана Уфы до 2040 года, нормативов градостроительного проектирования и правил землепользования и застройки Уфы.

Ранее, в 2018 году, Институт Генплана Москвы принял участие в подготовке Стратегии социально-экономического развития Уфы и создании плана мероприятий по ее реализации. По словам Александра Котенкова, руководителя архитектурно-планировочного объединения территориального развития Института Генплана Москвы, за время работы над стратегией проектной группе удалось основательно изучить город, собрать и актуализировать существующую информацию. Полученные данные легли в основу разработки трех вариантов концепции пространственного развития Уфы, на базе которых в дальнейшем будет строиться весь проект:

Вариант 1 – «Единство автономий». Полицентричный
Вариант 2 – «Комплексный». Рассредоточенный
Вариант 3 – «Уфа в Уфе». Компактный.

Руководители проекта: 

Александр Котенков – руководитель архитектурно-планировочного объединения территориального развития

Максим Викулин – начальник архитектурно-планировочной мастерской № 4

Сотрудники архитектурно-планировочной мастерской № 4:

Наталья Чернышова
Ольга Беговатова
Наталья Рыхлицкая
Екатерина Старикова
Константин Здышев
Анна Нуждова
Ярослав Нестеренко
Анна Воронина

Сотрудники сектора развития городских транспортных систем:
Наталья Кармадонова
Наталья Зимовская

Сотрудники сектора градостроительного проектирования территорий зеленого фонда:
Татьяна Левина
Наталья Чадина

Начальник мастерской планирования и анализа исторических территорий – Дмитрий Верховский 

Начальник сектора мониторинга исторических территорий – Константин Иванов

За прошедший период был выполнен цикл работ по сбору и обработке статистической информации, уникальных данных сотовых операторов, а также были проведены натурные обследования и социологические опросы.

При подготовке проекта:

  • проанализированы успешные примеры зарубежного и российского опыта
  • выполнен анализ информации с выявлением проблем, предпосылок, ограничений и направлений развития Уфимской городской агломерации
  • учтены утвержденные и разрабатываемые документы стратегического и территориального планирования
  • проведена оценка эффективности использования производственных территорий, в т. ч. предприятий науки и промышленности
  • осуществлено транспортное и градостроительное моделирование

Все три концепции ориентированы на максимальный вариант демографического прогноза численности населения Уфы и учитывают направления градостроительной политики и задачи, которые сейчас стоят перед столицей Башкортостана:

  • развитие экономики города на основе использования научного и производственного потенциала
  • создание условий для реализации социальных задач и амбиций
  • формирование инженерной и транспортной инфраструктур, природно-экологического каркаса, в том числе обеспечение связанности с прилегающими регионами Зауфимья и Забелья

Все варианты концепций с разной степенью детальности и обоснованности описывают существующую проблематику пространственного развития города. Наиболее подробно специалисты Института проработали концепцию «Единство автономий». Полицентричный».

«Единство автономий». Полицентричный

Концепция «Единство автономий». Полицентричный» разработана с учетом положений стратегии социально-экономического развития городского округа Уфа до 2030 года, в которой были утверждены направления пространственного развития и формирования комфортной городской среды, схемы развития агломерационных процессов, транспортной инфраструктуры и территорий приоритетного развития.

Приоритетные направления развития города легли в основу формирования ключевых городских точек роста в составе Концепции. Концепция содержит предложения по повышению эффективности использования территории каждого района, учитывающие сложившиеся морфотипы застройки и планировочные структуры. И предлагает варианты освоения неиспользуемых и затапливаемых территорий со сложным рельефом.

Предпосылки пространственного развития

Уфа – город-миллионник – занимает 10-е место среди городов РФ по численности населения и одновременно является важнейшим транспортным узлом страны. Лидирующие позиции в РФ по нефтепереработке и нефтехимии, а также в области фундаментальных и прикладных исследований, проектно-конструкторских разработок Поволжья и Урала, позволяют городу сохранять высокие рейтинги инвестиционной привлекательности.

Уфа – многопрофильный научно-образовательный комплекс федерального уровня с развитой системой подготовки высококвалифицированных кадров. Также это город с благоприятными природно-климатическими условиями. Но, несмотря на все положительные характеристики города, существует ряд проблем, связанных с его пространственным развитием.

Концептуальные предложения

Согласно вышеобозначенным предпосылкам пространственного развития, базовыми принципами этого варианта концепции стали:

  1. Полицентричное развитие
  2. Сбалансированное развитие центра и периферии
  3. Эффективная транспортная связность территорий
  4. Комплексные и уникальные планировочные решения для каждого района
  5. Опережающее развитие транспортной, социальной и инженерной инфраструктур
  6. Смешанный характер функциональных зон
  7. Приоритетная протекция зеленого пояса
  8. Гармония архитектурных инноваций и наследия

Концепция предлагает:

  • Создание 17 кластерных точек роста
  • Выработку стратегий развития для урбанизированных и неосвоенных территорий
  • Сохранение и развитие природного каркаса
  • Районирование территории для целей концептуального анализа и проектирования
  • Выявление плюсов и минусов развития укрупненных планировочных районов и территорий
  • Развитие социальной, инженерной инфраструктуры
  • Формирование комплексной системы центров
  • Развитие производственных территорий
  • Комплексную трансформацию Лихачевского промузла и территорий Старой Уфы
  • Развитие района Нижегородка в существующей планировочной структуре
  • Формирование общественных центров на периферии
  • Единый методический подход к существующему и проектному функциональному зонированию

Природный каркас – сохранение и развитие

Природный ландшафт Уфы имеет продольную структуру с резкими перепадами высот, что создает некоторые сложности в освоении территории. Полуостров отделен от остальной части города реками и зеленым поясом, некоторые территории подвержены затоплению и карстовым процессам, местами наблюдается уязвимость природно-рекреационного комплекса. Концепция обосновывает необходимость подготовки и утверждения нормативного акта о системе природных и озелененных территорий общего пользования.

Предложения по сохранению и развитию природно-рекреационного каркаса заключаются в:

  • комплексной инвентаризации объектов природно-рекреационного комплекса и интеграции природных объектов в городскую среду
  • развитии и благоустройстве новых рекреационных территорий
  • сохранении ценных пойменных ландшафтов в Заречье
  • интеграции городских лесов в структуру рекреационных территорий с созданием локальных рекреационных центров на прилегающих к лесам территориях
  • сохранении городских лесов в зонах фаунистического покоя и на особо защитных участках
  • сохранении основных природно-экологических связей (водно-зеленого диаметра и пр.)
  • сохранении и развитии основных пешеходных связей между ключевыми элементами каркаса

Развитие транспортной инфраструктуры

Город необходимо обеспечить надежными транспортными связями. При этом транспортный каркас должен удовлетворять потребностям населения в передвижениях, способствовать экономическому росту, улучшению качества жизни в городе и ограниченно влиять на состояние окружающей среды.

Мероприятия по развитию транспортной системы города предложены исходя из выявленной на стадии анализа специфики города. Кроме того, во внимание принимались уже принятые городом решения по развитию транспортной инфраструктуры. На стадии разработки ставилась задача сбалансированного развития всех элементов транспортной инфраструктуры с учетом оптимизации капиталовложений.

Предложенная структура улично-дорожной сети сформирована исходя из следующих принципов:

  • разделение городских и транзитных транспортных потоков
  • разгрузка существующей улично-дорожной сети
  • развитие широтных связей
  • усиление связей между частями города и внешними направлениями
  • обеспечение территорий удаленной периферии связями с основным городским образованием
  • обеспечение территорий удаленной периферии кратчайшими межрайонными связями без захода на территорию основного городского образования

Для повышения связности улично-дорожной сети с магистралями регионального и федерального значения и международными транспортными коридорами будет сформирован ряд широтных и лучевых направлений

Для улучшения обслуживания и охвата большего количества потенциальных пассажиров предусмотрен ряд мероприятий по развитию системы наземного пассажирского транспорта:

  • развитие внеуличных и легких рельсовых транспортных систем – линии трамвайного сообщения
  • автобусные и троллейбусные линии
  • внутригородская линия железной дороги
  • линии скоростного автобусного сообщения
  • формирование 19 транспортно-пересадочных узлов, а также строительство четырех новых остановочных пунктов

Данные подсистемы предлагается связать в единую сеть посредством удобных, кратчайших пересадок и транспортно-пересадочных узлов.

По результатам транспортного моделирования выявлена потребность в разгрузке Уфимского железнодорожного узла от транзитного грузопотока. Это предлагается сделать путем строительства железнодорожного обхода Дема – Благовещенск. Транспортное моделирование также показало востребованность всех предложенных мостовых переходов.

Точки роста – Единство автономий

Предлагаемые точки роста – зоны приоритетного развития, которые обеспечивают повышение качества городской среды в каждом из районов и в городе в целом. Принцип полицентричности способствует более сбалансированному развитию территорий, помогает решить проблему разорванности полуострова и периферии, увеличивает внутреннюю связанность агломерации.

При этом для каждого планировочного района города предусмотрена своя стратегия развития:

  • Создание планировочных связей с соседними районами
  • Создание общественно-деловых кластеров
  • Развитие альтернативных транспортных видов связей
  • Формирование уникальных видовых точек
  • Создание культурно-делового центра
  • Трансформация прибрежного пояса, замещение неэффективной застройки общественно-деловыми функциями
  • Возможное развитие срединной части в рамках сложившейся планировочной структуры
  • Многофункциональное развитие территории
  • Усиление туристско-рекреационной функции
  • Формирование общегородского центра притяжения
  • Раскрытие визуально-ландшафтного потенциала склонов
  • Функционально-планировочная трансформация центральной зоны Лихачевского промышленного узла
  • Планировочное объединение районов Сипайлово и Инорс
  • Восстановление и трансформация контактных зон – на границах района
  • Усиление роли пассажирского ж/д транспорта в жизни района
  • Сохранение промышленной специализации территории, размещение высокотехнологичных производств
  • Территориальный резерв размещения специальных функций
  • Потенциал для компенсации лесных массивов с особым статусом
  • Развитие производственно-логистического кластера
  • Наличие территориальных резервов в случае увеличения инвестиционного спроса
  • Потенциал усиления связей с центром за счет железнодорожного сообщения
  • Формирование самодостаточного функционально-планировочного образования
  • Формирование многофункционального ядра агломерационного значения
  • Развитие торгово-логистической функции
  • Развитие индивидуально-жилого строительства
  • Формирование самодостаточного планировочного образования
  • Разработка совместной стратегической документации сектора и территорий соседних муниципальных образований
  • Разработка комплексного подхода при планировании
  • Стадийность освоения территорий и синхронизация развития с введением новых мостовых связей
  • Насыщение территории «якорными проектами» с нежилой функцией для стабилизации развития территории
  • Открытие новой пассажирской стации с пешеходной доступностью до жилых районов, что будет связывать район с центром города
  • Реализация экологоориентированных проектов
  • Формирование производственно-логистического кластера «Романовка»
  • Сбалансированное агломерационное развитие
  • Формирование нового общественно-культурного центра агломерационного значения
  • «Новый фасад» города с доминантой второго берега
  • Формирование единой компактной планировочной структуры и набережной как центра притяжения района
  • Многофункциональное развитие
  • Создание студенческого кампуса
  • Мостовая связь между районом Затон и центральной частью города
  • Постепенное и комплексное развитие территории
  • Организация общественных пространств
  • Насыщение территории общественно-деловыми функциями

Формирование комплексной системы центров

Вариант предлагает формирование комплексной системы центров, предполагающее: сохранение существующего городского центра с регулярной планировкой, развитие городского центра в районе Старой Уфы и создание нового городского центра на территории Затона.

Территория района Затон имеет потенциал стать новым фасадом города. В границах территории предлагается разместить городскую доминанту, знаковый якорный объект (Кампус/Стадион/Сити). Главным принципом освоения территории является формирование единой компактной планировочной структуры и набережной как центра притяжения района вместо существующего подхода развития района как транзитной магистрали. Предлагается дополнительная мостовая связь с центральной частью города.

Особый акцент в развитии территории делается на организации общественно-жилого квартала Белоречье, который выступает в качестве общественного центра района. Территория обладает положительным набором качеств для размещения университетских корпусов: кратчайшая транспортная доступность центра города, пешеходная доступность общественно-культурных функций, организованные рекреационные и открытые общественные пространства.

Комплексное сохранение уникального наследия Уфы

Основная цель концепции в части сохранения исторического наследия Уфы, с одной стороны, – выявление и бережное сохранение не только отдельных объектов культурного наследия, но и их историко-градостроительной среды. С другой – возможное уплотнение среды, насыщение ее дополнительными общественными функциями, создание современного качественного благоустройства.

Уникальная особенность города – наличие сразу трех исторических ядер со своими особенностями пространственно-планировочного развития.

Большая часть объектов культурного наследия расположена в историческом центральном ядре, сформировавшемся в XIX в.

Разработка проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия для данной территории позволит:

  • отменить действие защитных зон объектов культурного наследия
  • установить зоны охраны объектов культурного наследия, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон
  • обеспечить прозрачные и равные условия освоения территории
  • повысить инвестиционную привлекательность территории

Другая часть города – Старая Уфа. Данная территория представляет большую ценность своей пространственно-планировочной структурой и сохранившимися ландшафтными характеристиками. Это последний представитель самого распространенного до середины XX века морфотипа индивидуальной жилой застройки с постановкой дома по красной линии улицы.

Установление статуса достопримечательного места для данной территории обеспечит:

  • сохранение ценных ландшафтных и природных характеристик территории (путем их внесения в предмет охраны достопримечательного места)
  • детальное регулирование предельно допустимых и архитектурно-стилистических параметров застройки
  • сохранение уникальной историко-градостроительной среды Старой Уфы

Наконец, третье историческое ядро Уфы – район Черниковка (ранее город Черниковск). Уникальность этой территории – в высокой степени сохранности не только планировки, но и застройки, отдельных элементов благоустройства, малых форм. Район Черниковка – один из лучших представителей застройки в стиле неоклассицизма 1940–1950-х годов в общероссийском контексте.

Для дальнейшего сохранения и преемственного развития данной территории целесообразно установить для нее статус достопримечательного места, который позволит:

  • сохранить уникальный комплекс жилых, общественных зданий середины XX века
  • устранить правовые неопределенности, связанные с возможностью установления защитных зон в случае внесения выявленных объектов культурного наследия в реестр объектов культурного наследия
  • сформировать стабильные и прозрачные требования к развитию территории, при условии сохранения ее уникальных характеристик комфортной городской среды

Разработка проекта зон охраны и проекта достопримечательных мест должна вестись параллельно с разработкой центрального плана города Уфы. Это позволит избежать конфликта между необходимостью сохранения объектов культурного наследия и возможностью развития исторической среды города.

Функциональное зонирование

Для целей стратегического планирования созданы особые смешанные и многофункциональные зоны, наиболее адаптированные к рыночным отношениям и оставляющие вариативность перспективного использования территорий. К таким зонам относятся:

  • зона смешанного размещения общественно-деловой и жилой застройки
  • зона смешанного размещения общественно-деловой, производственной и коммунально-складской застройки
  • зона смешанного размещения общественно-деловой, жилой, производственной и коммунально-складской застройки

Согласно концепции, реорганизация функциональной структуры города происходит за счет территорий с перспективной стратегией развития: «трансформация», «развитие» и «новое строительство». В целях повышения качества городской среды эти территории планируется уплотнять и насыщать дополнительными общественно-деловыми функциями.

Также при установлении функциональных зон рекомендуется детализировать проектные предложения в среднесрочной и долгосрочной перспективе, так как в будущем это позволит избежать внесения регулярных изменений в утвержденный документ территориального планирования.

«Комплексный». Рассредоточенный

Концептуальные предложения

Концепция направлена на восстановление территориальной целостности города путем развития центров отдельных районов, объединенных в общую многоядерную структуру, и предполагает создание устойчивых связей между складывающейся срединной зоной и периферийными территориями. Мероприятия по обновлению городской ткани Уфы направлены как вовнутрь – на городские территории, так и вовне – на пригородную зону. В результате преобразований будет создан единый общественно-деловой каркас, аккуратно вплетенный в планировочную структуру города.

В основе концепции – три ключевых принципа развития:

  • Формирование центрально-городской системы – комплекса, состоящего из коммуникационных и прилегающих к ним общественных пространств
  • Агломерационный – город развивается не автономно, а является основным ядром Уфимской агломерации и связан с прилегающими территориями транспортно-коммуникационным каркасом
  • Экологическая безопасность и развитие природно-рекреационного каркаса

Природный каркас

Природно-рекреационный каркас основан преимущественно на создании непрерывной системы озелененных пространств и взаимосвязи с природным окружением. Ядрами каркаса служат особо охраняемые природные территории, городские леса и лесопарки, озелененные территории общего пользования. Предусмотрено также создание и новых публичных озелененных территорий.

Зеленый пояс можно условно разбить на четыре парка:

  • «Затонский»
  • «Ольховый»
  • «Белый»
  • «Уфимский»

Все парки объединяются в единую композицию долинами рек Белой и Уфы, тесно вплетаются в городскую ткань озелененными придорожными территориями, развитой внутригородской системой лесопарков, парков, садов, скверов, бульваров.

В рекреационный каркас входят и крупные спортивные объекты: горнолыжные центры, спортивно-оздоровительный комплекс.

Развитие транспортной инфраструктуры

В рамках развития транспортного каркаса предлагается строительство:

  • транспортной связи запад – восток, северной обходной дороги с организацией выхода на трассу М5 «Урал»
  • транспортной связи север – юг, продолжения скоростной автомобильной дороги (проспект Салавата Юлаева) от улицы Сипайловской до северного обхода
  • транспортной связи центра и района Затон
  • транспортной связи центра и района Дема
  • полукольца транспортной связи района Затон – района Дема – улицы Цветы Башкирии – микрорайона Зеленая Роща – улицы Менделеева, со строительством моста через реку Белую
  • транспортной связи север – юг, от Бирского тракта до трассы М5 «Урал»
  • внутригородской транспортной связи запад – восток, продолжения автомобильной дороги от Затонского шоссе до улицы Менделеева и далее до микрорайона рядом с деревней Федоровка

Также концепция предполагает реконструкцию основных общегородских магистралей.

Точки роста

Концепцией предусматривается трансформация территории – развитие общегородских столичных функций в теле города:

  • Регенерация исторической среды и формирование исторического центра района Черниковка
  • Создание Межвузовского студенческого кампуса «Уфимский университет» на 5 тысяч студентов с жилой зоной для сотрудников в Лихачевском промузле
  • Градостроительное освоение Западного заречья, формирование многофункционального спортивно-рекреационного комплекса агломерационного значения на правом берегу реки Белой за Затонским мостом
  • Создание благоустроенной Уфимской набережной
  • Создание экопарка «Затонский»
  • Нижегородка – новый общественно-административный столичный центр, создание культурно-исторического парка «Нижегородка»
  • Формирование ТПУ на базе железнодорожного вокзала (скоростное железнодорожное сообщение Москва – Екатеринбург)
  • Размещение автовокзала в районе Демы
  • Формирование жилых районов на территории Кузнецовского затона, в излучинах рек на территории Зеленой рощи и Инорса, в районе Нагаевского шоссе, развитие жилого района Цветы Башкирии

Предложения по развитию исторических территорий

Для наиболее эффективного сохранения исторической среды центральной части города и сложившегося характерного облика предлагается:

  • сохранение исторической планировочной структуры города, сформированной по плану 1819 года и ограниченной улицами: Гафури – на западе, Революционная – на севере, Айская – на востоке, Кавказская – на юге
  • сохранение и восстановление элементов исторической планировочной структуры, определяющих характер и облик территории
  • развитие планировочных направлений регулярного города, их связи с прилегающими территориями
  • развитие исторически сложившихся трасс главных въездных направлений, их связей с другими районами города, с производственными территориями и рекреационными зонами.

Для наиболее эффективного сохранения исторической среды центральной части города и объектов культурного наследия, а также исключения хаотичного строительства на данной территории, необходимо разработать проект комплексной регенерации исторической среды в границах города по регулярному плану 1819 года.

На стадии концепции при определении композиционно-пространственных типов застройки в историческом центре предлагается руководствоваться режимами и градостроительными регламентами утвержденных зон охраны объектов культурного наследия. Для территорий, на которые зоны охраны не утверждены, необходимо применять композиционно-пространственные типы застройки, вписывающиеся в контекст городской среды: без превышения габаритов зданий объектов культурного наследия по высоте и протяженности, учитывающие их архитектурные и цветовые решения.

В районе Старой Уфы, по обе стороны реки Сутолоки наряду с дорегулярной планировкой предлагается сохранить одно-двухэтажную застройку; в местах утраченной застройки – восстанавливать характерный тип зданий, гармонирующий с окружающей средой, сохранившимися храмами и застройкой Старой Уфы.

Исключить применение многоэтажной застройки за застройкой вдоль старинных улиц.

Необходимо дальнейшее проведение работ по разработке и утверждению границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия. 

Функциональное зонирование

  • Вариант концепции предполагает перепрофилирование существующих территорий сельскохозяйственного использования, сосредоточенных преимущественно в микрорайоне Елкибаево, в зону индивидуальной жилой застройки.
  • По остальной территории округа перепрофилирование происходит в незначительных объемах, преимущественно примыкающих к основному городскому ядру. Изменение функционального зонирования связано с развитием периферии и образованием целостного пригорода.

«Уфа в Уфе». Компактный

Концептуальные предложения

Концепция направлена на улучшение связанности территорий существующей застройки, сшивание городской ткани в границах полуострова и предполагает следующие шаги:

  • преодоление пространственных разделителей
  • опережающее развитие инфраструктуры и коммуникаций по отношению к застройке
  • развитие, ориентированное на общественный транспорт, создание вело- и пешеходных связей
  • разнообразие элементов улично-дорожной сети, публичных пространств
  • устойчивость развития города
  • создание развитого природно-экологического и водного каркасов путем организации разнообразных публичных, рекреационных пространств и природно-экологических «коридоров»
  • Оптимизацию использования ресурсов (в т. ч. земельных), правильную организацию городской ткани путем высвобождения неэффективно используемых закрытых городских территорий и возвращения их городу; трансформацию бывших промышленных и коммунально-складских зон вдоль рек в рекреационные, парковые территории
  • адаптивную реконструкцию городской ткани с опорой на культурное наследие
  • создание новых, аутентичных районов с локальными центрами

Природный каркас

Данная концепция предполагает:

  • прекращение процесса разрастания города вовне, на территории за реками Белой и Уфой, в Заречье (в отличие от того, как предлагает действующий генплан) – организацию компактного города на холмах между рек
  • «обращение города лицом к реке» – Белая и Уфа становятся обрамляющими, внешними водоемами города. Малые реки и ручьи включаются в природно-экологический каркас. Увязывание в единую структуру природно-экологического и планировочного каркасов города
  • формирование зеленых незастроенных коридоров между реками для создания дополнительных широтных связей и для проветривания города
  • использование внутренних территориальных ресурсов межречья
  • фиксирование зон и границ greenfield – brownfield на перспективу 20 лет
  • в черте города – контроль и мониторинг состояния русел рек, дренаж, укрепление и благоустройство набережных. На основе прудов – создание естественных очистных сооружений для ливневой канализации

Развитие транспортной инфраструктуры

В данной концепции предлагается:

  • уплотнение планировочного каркаса, в т. ч. на юге основного ядра города (в историческом центре и Старой Уфе) и его севере (в Черниковке)
  • прохождение ж/д трассы Транссиба в обход города, формирование на данных путях маршрутов городской электрички
  • перемещение главного ж/д вокзала в Дему, формирование на его базе городского ТПУ, совмещающего в себе ж/д вокзал, автовокзал, станцию городской электрички, соединяющей аэропорт с основными районами города
  • постепенное замещение трамвайных маршрутов выделенными полосами электробусов
  • восстановление речных транспортных маршрутов – пассажирских туристических и грузовых
  • формирование магистрального каркаса улично-дорожной сети города предлагается организовать на базе существующих и вновь создаваемых участков проспекта Салавата Юлаева и Затонского и Демского шоссе

Также предлагается строительство ряда новых магистралей и развязок, в том числе:

  • двух новых мостовых переходов через реку Белую в юго-западной и западной части города
  • сдвоенного мостового перехода через русло реки Уфы в восточной части города, северо-восточнее Сипайлово
  • новых магистралей 1-го класса вдоль реки Белой и реки Уфы
  • новой магистрали с южной стороны от ж/д путей станции Черниковка

Точки роста

Предлагается локальное заполнение застройкой несформированных фрагментов городской ткани на всей территории срединной части города вокруг рассредоточенного полифункционального общегородского центра.

В дополнение к существующим общегородским центрам на юге и севере города (исторический центр, Старая Уфа и Черниковка) формируются новые основные градостроительные узлы – территории опережающего развития, которые расположены в:

  • Лихачевском промузле (инновационный технологический кластер и деловой центр)
  • Срединной части города (распределенный полифункциональный центр – городской административный, культурный, торговый, образовательный, медицинский, рекреационный, спортивный в сочетании с новой качественной среднеэтажной жилой застройкой)
  • Нижегородке (новый образовательный кластер и студенческий кампус Уфимского университета в сочетании с элитной малоэтажной и индивидуальной жилой застройкой)

Функциональное зонирование

Реорганизация функциональной структуры города в данной концепции касается:

  • существующих территорий сельскохозяйственного использования – садово-огородных участков (трансформация в ИЖС)
  • неиспользуемых участков территории – затапливаемых и со сложным рельефом (освоение)
  • производственных, коммунально-складских и режимных объектов из жилых зон (вынос)

Предложения по развитию исторических территорий

Наличие двух сложившихся качественных городских образований с плотной регулярной сеткой улично-дорожной сети, квартальной панировочной структурой и периметральной застройкой на юге (исторический город, Старая Уфа) и на севере (Черниковка, Инорс) Уфимского полуострова создают условия для обеспечения устойчивого развития территорий с опорой на историческое наследие, преемственность, сохранение и продолжение ценных планировочных, а также композиционно-пространственных решений, в т. ч. в срединной части города на Уфимском полуострове.

Вариант концепции предусматривает выделение территорий сохранения в историческом центре города, Черниковке, поскольку здесь сохранилась качественная историческая регулярная планировка и элементы застройки.

Исторический центр города: территория, расположенная на возвышенности, ограниченная с севера улицей Революционной, а с трех остальных сторон – складками рельефа и имеющая ярко выраженную регулярную квартальную планировку. 

Общие выводы

Наиболее целесообразные и обоснованные предложения разработанных концепций будут положены в основу разработки проекта генерального плана города Уфы.

В дальнейшей разработке проекта генерального плана базовым приоритетом пространственного развития станет сбалансированное взаимодействие территории Уфимского полуострова и формирующихся периферийных районов Заречья. А именно:

  • координация темпов жилищного строительства
  • создание диверсифицированных и равномерно расположенных мест приложения труда
  • экологоориентированное развитие производственных объектов
  • внедрение доступных технологий
  • сохранение и развитие исторических ядер города