Общественное обсуждение проекта Генерального плана развития Воронежа до 2041 года

Сегодня Воронеж – культурный, экономический и образовательный центр крупнейшей агломерации центральной России, динамично развивающийся город с населением более 1,3 млн человек. Генплан Воронежа от 2008 года уже не учитывал современное положение города и агломерации, поэтому встал вопрос разработки нового документа.

Проект нового генплана, который разработал Институт Генплана Москвы, нацелен в первую очередь на устойчивое развитие города. Он учитывает активный рост населения Воронежа, новые социально-экономические связи внутри агломерации и запросы горожан на качественную городскую среду.

Основная концепция нового генплана – «компактный город» – предполагает первоочередное развитие основного городского ядра (5-километровая зона от исторического центра), с учетом комплексного развития отдельных периферийных территорий.

Полную версию Утверждаемой части можно скачать на сайте мэрии, а с 28 августа по 29 сентября экспозицию разместят на ресурсе «Активный электронный гражданин».

С основными блоками генплана (функциональными зонами, транспортной и социальной инфраструктурой) можно ознакомиться на интерактивной карте ниже.

Функциональное зонирование
Транспорт
Социальная инфраструктура

Карту удобнее просматривать в полноэкранном режиме. Перейти в него можно, кликнув на кнопку в правом-нижнем углу. Обращаем внимание, что карта в цифровом виде приведена для ознакомления и может содержать технические неточности. Полная информация содержится в проекте Генерального плана на официальном сайте Администрации города.

Функционально-планировочная структура города

Формирование планировочной структуры города происходило с опорой на уже сложившиеся зоны: историческое ядро, срединный пояс и периферийные районы. В зоне исторического центра и срединном поясе развитие осуществляется путем комплексной реорганизации жилых, общественных и производственных территорий, в периферийном поясе – за счет комплексного освоения новых территорий.

Основные задачи проектного функционального зонирования – сокращение времени поездки до работы, формирование новых точек социальной, культурной и производственной активности, более эффективное использование территорий в срединном поясе, опережающее развитие транспортной и инженерной инфраструктуры на территориях нового освоения и сохранение природно-рекреационного комплекса города.

Транспортная инфраструктура: приоритет общественного транспорта

Одна из главных задач в этой сфере – развитие общественного транспорта и системы транспортно-пересадочных узлов, которые будут интегрировать основные городские маршруты.

Предполагается, что в результате реализации генплана до 70% всех поездок будут осуществляться на общественном транспорте.

Еще одна задача – повышение надежности и устойчивости городского транспорта. Запланированные кольцевые и полукольцевые направления УДС повысят связность между районами и берегами, разгрузят уже существующие дороги (в том числе и в центре) и позволят жителям передвигаться по городу быстрее (длительность одной поездки не должна будет превышать 40 минут).

Модернизации и развитию железных дорог также уделено большое внимание. Так как роль агломерации в жизни города существенно повысилась (трудовые миграции, производственные связи), в генплане заложено развитие пригородного сообщения, в том числе организация экспрессного движения поездов.

Велосипедная инфраструктура, согласно генплану, тоже будет развиваться: планируется создать целостную общегородскую систему велодвижения.

Социальная инфраструктура: доступность и разнообразие

Принимая во внимание высокие темпы роста числа жителей Воронежа, важно было учесть обеспеченность каждого горожанина необходимыми социальными услугами. Поэтому одна из ключевых задач представленного генплана – устранение дефицитов объектов социального обслуживания. За счет строительства новых объектов будут ликвидированы вторые смены, повысится доступность детских садов и школ. Городская среда станет более разнообразной за счет создания общественных центров, в которых будут сочетаться коммерческие, культурные и социальные функции.

Реализация проекта генплана рассчитана на две очереди: первая намечена на 2020–2026 годы, вторая – на 2026–2041 годы.

За всеми проектными решениями, которые предлагает Институт, стоит большая экспертная работа: полевые исследования, расчеты пассажиропотоков, транспортное моделирование и работа с большими данными, опросы жителей, а также широкое обсуждение в профессиональной среде.