Правительство
Москвы
Телефон: +7(499) 250-95-96
Отправить заявку

В Центральном Доме Архитектора прошла лекция Владимира Паперного

5 ноября в Центральном Доме Архитектора состоялась лекция Владимира Паперного «Тема воды и света в советской архитектуре и кино 1930-х годов». Мероприятие было организовано Институтом Генплана Москвы и Союзом Московских Архитекторов в рамках культурно-образовательной программы международного конкурса на градостроительное развитие Москвы-реки.
Известный культуролог, исследователь и публицист Владимир Паперный рассказал, каким образом идеология строительства коммунистического общества находила отражение в архитектуре и кинематографе советской эпохе. Одним из самых ярких образов была Москва-река и ее набережные, которым даже отводилась главная роль в фильме «Волга-Волга».
Примечательно, что в этой кинокартине также удалось также запечатлеть памятники и монументы, утраченные в наши дни. Так, например, на месте впадения Москвы-реки в канал им. Москвы стояли монументы Ленина и Сталина. Они были сделаны из гранита, привезенного на 36 железнодорожных составах, а вес каждой статуи достигал 100 тонн. Однако при том, что стояли эти статуи друг напротив друга, в один кадр они вместе не вошли - Сталин появляется в фильме в виде названия парахода. Все объясняется иерархией восприятия их личностей жителями Советского Союза: один строил коммунизм, другой был «нашим всем» для русского народа.
Подобно тому, как в советском кинематографе все главные мысли должны были быть выражены словами, а не кадрами, в архитектуре все главные идеи подлежали расшифровке. Два столь разных на первый взгляд рода творческой деятельности объединял один глобальный фактор – наличие мощной идеологии, которая выстаивала в одну линию все идеи, мысли и стили, придавая им неповторимую монументальность сталинской эпохи.  Именно поэтому концепция Генплана 1935 года, воплощенная пусть даже частично, на много десятилетий вперед определила архитектурный облик Москвы.
Нынешний конкурс на градостроительную концепцию территорий Москвы-реки также призван сформировать основную идеологию развития главной водной артерии столицы, увязав при этом в единую, гармоничную среду все многообразие архитектурных стилей, присущее современному мегаполису.

Используя этот сайт, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с Политикой ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы» в отношении обработки персональных данных пользователей