Правительство
Москвы
Телефон: +7(499) 250-95-96
Отправить заявку

Итоги круглого стола «ТПУ – территория притяжения»

23 ноября 2017 г. Институт Генплана Москвы и Институт региональных исследований и городского планирования  НИУ ВШЭ провели круглый стол «ТПУ – территория притяжения».

На повестке дня стояли вопросы градостроительного развития территорий, прилегающих к ТПУ Московского центрального кольца, применение комплексного подхода по разработке и реализации проектов в районах размещения ТПУ, социальные и экономические эффекты от реализации проекта МЦК и ТПУ, а также нормативное обеспечение процесса разработки документации по планировке территории ТПУ.

В обсуждении этих вопросов приняли участие эксперты из Института Генплана Москвы, НИУ «Высшая школа экономики», ОА «МКЖД», ООО «Мосинжинвест», НИУ МГСУ, «Архитектурное бюро Тимура Башкаева», ГУП «Мосгортранс», ГУП «Московский метрополитен» и другие представители профильных строительных и эксплуатирующих организаций.

Круглый стол «ТПУ – территория притяжения»
Круглый стол «ТПУ – территория притяжения»

С приветственным словом к участникам выступила директор Института Генплана Москвы Оксана Гармаш: «Благодарю Высшую школу экономики за продолжение нашего плодотворного сотрудничества в организации круглых столов на самые актуальные для Москвы темы. Транспортно-пересадочные узлы перестали быть просто местом, которые люди используют для пересадки с одного транспорта на другой. Они стали «местом притяжения», где люди могут жить, общаться, реализовывать себя, работать, активно проводить время». 

Оксана Гармаш, директор Института Генплана Москвы
Приветственное слово директора Института Генплана Москвы Оксаны Гармаш

Ирина Ильина, директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ «Высшая школа экономики»: «Мы давно работаем давно с Генпланом, три года проводим подобные семинары, которые пользуется популярностью, потому что мы обсуждаем важные вопросы судьбы города.  Сегодня мы обсуждаем проблемы развития ТПУ. Это одна из ключевых тем на повестке развития города. Уверена, что именно такие встречи позволяют находить правильные для города решения».

Ирина Ильина, директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ «Высшая школа экономики»
Ирина Ильина, директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ «Высшая школа экономики»

Советник директора Института Генплана Москвы по научным вопросам Александр Колонтай напомнил, что Институт сыграл очень важную роль в развитии транспортно-пересадочных узлов. В 2005 году Институтом была разработана «Концепция строительства транспортно-пересадочных узлов», которая в 2011 году была детализирована в Отраслевой схеме. С 2008 года Институт активно вел работы по подготовке преобразования станций Малого кольца Московской железной дороги и прилегающих территорий в будущие транспортно-пересадочные узлы со станциями метрополитена и территории нового инвестиционного строительства Москвы. После разработки бизнес-плана, подготовленного ЗАО «Интегрированные транспортные системы» при участии Института Генплана была подготовлена сначала градостроительная Концепции развития МК МЖД, а затем в 2011 году «Территориальная схема зон развития, прилегающих к МК МЖД». Параллельно шли работы по модернизации и развитию всей транспортной инфраструктуры московского региона. Для этого в 2010 году с участием Правительства Москвы, Московской области и федерального министерства транспорта был создан специализированный Координационный совет для разработки Программы развития Московского транспортного узла до 2020 года, которая в 2013 году была актуализирована Институтом Генплана. В соответствии с этой программой планировалось сформировать в Москве 255 транспортно-пересадочных узлов, в том числе 31 на МК МЖД, 58 на новых станциях строящегося метро, 47 ТПУ на связях железнодорожных радиусов и существующих линий метрополитена.

«В настоящее время идет реализация проектов планировки транспортно-пересадочных узлов и прилегающих территорий, разработанных Институтом. Сегодня на круглом столе мы представим опыт Института, накопленный за последние 12 лет по теме ТПУ, а также заслушаем результаты исследований по фактической работе запущенного в 2016 году Московского центрального кольца», – резюмировал А.Колонтай.

Александр Колонтай, советник директора Института Генплана Москвы по научным вопросам
Александр Колонтай, советник директора Института Генплана Москвы по научным вопросам

Ключевой докладчик круглого стола – руководитель НПО №5 «Транспорта и дорог» Института Генплана Москвы Игорь Бахирев рассказал о комплексном подходе по разработке и реализации проектов в районах размещения ТПУ на примере Малого центрального кольца и Третьего пересадочного контура.

«Наш Институт разработал концепцию развития территорий, прилегающих к МЦК и ТПК, и радиальных направлений железной дороги. В рамках выполнения этих работ мы провели исследование. В феврале 2017 года, через полгода после запуска мы опросили около 400 пассажиров всех станций МЦК, на основе чего оценили транспортный потенциал территорий, прилегающих к МЦК, фактически территорий транспортно-пересадочных узлов», – сообщил Игорь Бахирев.

Он пояснил, что в основном МКЦ пользуются молодые люди от 20 до 40 лет – больше 50%, основная цель поездки – рабочая. Мы видим, что 34% респондентов, которые пользуются МЦК пришли к станциям пешком, этот путь составляет порядка 1,7-3 км. Результаты обследования также показали, что 30% пассажиров экономят время поездки, в среднем поездка по МЦК составляет 16 минут, а время общей поездки с учетом использования метрополитена и других видов транспорта 40 минут.

И. Бахирев также добавил, что по результатам исследования было выявлено, что 15-минутные изохроны и являются зонами влияния конкретного ТПУ, эту территорию мы и рассматриваем для дальнейшего градостроительного развития. С другими результатами исследования вы сможете ознакомиться позже, следите за новостями на сайте.

Круглый стол «ТПУ – территория притяжения»
Игорь Бахирев, руководитель НПО «Транспорта и дорог» Института Генплана Москвы

Научный сотрудник Елена Кончева также представила результаты исследования Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ транспортных и градостроительных последствий МЦК.

Московское центральное кольцо в настоящее время загружено неравномерно, загрузка отдельных перегонов на севере и западе превышает загрузку перегонов на юго-востоке более чем в 1,5 раза. Выделяются станции МЦК, для которых характерно преобладание прибытий в утренний час-пик: станции, вблизи которых сосредоточены офисные и торговые центры, а также станции, где преобладают отправления. В частности, станции, на которых осуществляется пересадка на МЦК с пригородных электропоездов.

Число жителей, проживающих в радиусе пешеходной доступности, в случае большинства станций МЦК в 2 и более раз ниже, чем число жителей, проживающих в пешеходной доступности от станции метрополитена (в среднем). Это свидетельствует о потенциале использования территорий вблизи МЦК для размещения жилья. В 2016 – 2017 гг. наблюдалось сокращение нагрузки на ряд перегонов метрополитена, в том числе в связи с введением МЦК. На отдельных перегонах сокращение нагрузки составило 5-10%, без учета изменений, обусловленных вводом участка Люблинско-Дмитровской линии.

Согласно результатам социологического опроса, около половины пользователей МЦК добираются до станций пешком, еще около четверти – на метрополитене. Доля пользователей, использующих личный автомобиль в комбинации с МЦК, не превышает 5%.

Более половины поездок, совершаемых респондентами, приходится на рабочие поездки, еще около трети составляют поездки по личным и семейным делам. В качестве основных преимуществ МЦК пользователи выделяют удобство, скорость, комфорт, близкое расположение станций, сокращение числа пересадок и др.

Пуск МЦК оказал неоднозначное влияние на изменение цен аренды жилой недвижимости.  В 2016 – 2017 гг. наблюдалось снижение цен аренды недвижимости в жилых районах, где до открытия МЦК имелись станции метрополитена. При этом в районах, где до открытия МЦК не было станций метро, арендные ставки возросли.

 Елена Кончева, научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ

Руководитель Архитектурно-планировочного объединения № 41 Института Генплана Москвы Елена Шаранова рассказала о градостроительном развитии территорий, прилегающих к ТПУ МЦК.

«Открытие пассажирского движения по МЦК и его интеграция в систему городского пассажирского транспорта существенно улучшили привлекательность и градостроительный потенциал прилегающих территорий, строительство ТПУ с организацией удобных пересадок на метрополитен, радиальные направления железной дороги и наземный транспорт усилили положительное влияние от запуска МЦК», – сказала Е. Шаранова.

Строительство ТПУ МЦК стало катализатором развития и реорганизации прилегающих к ним территорий. Процесс реорганизации существующих территорий уже начался. Разрабатываемая Институтом документация закладывает реорганизацию неэффективных производственных территорий, внедрение общественной и жилой застройки, превращение прилегающих территорий в многофункциональную зону.

Высокая градостроительная роль ТПУ МЦК является предпосылкой формирования общегородских центров с современной инфраструктурой, способных стать новыми местами притяжения населения спальных районов Москвы и пригорода. Развитие новых городских центров в зонах ТПУ позволит разгрузить исторический центр, сократить время пути от дома до работы за счет создания в них новых рабочих мест и объектов обслуживания.

Дальнейшее развитие территорий, прилегающих к ТПУ МЦК, должно быть направлено на повышение качества городской среды, развитие системы пешеходных связей, обеспечивающих удобную и комфортную доступность к жилым кварталам.

Елена Шаранова, руководитель Архитектурно-планировочного объединения № 41 Института Генплана Москвы
Елена Шаранова, руководитель Архитектурно-планировочного объединения № 41 Института Генплана Москвы

Антон Татарчук, директор по ТПУ ООО «Мосинжинвест» представил планировочное решение узла агломерационного значения – ТПУ «Рязанская». «Данный ТПУ является одним их самых крупных в Москве по количеству транспорта и пассажиропотоку. ТПУ позволит осуществлять комфортную и быструю пересадку между двумя сдвоенными станциями «Нижегородская улица» (линии метро «Кожуховская» и ТПК), Московским центральным кольцом, платформой «Карачарово» Горьковской железной дороги и наземным городским общественным транспортом. ТПУ «Рязанская» является мощнейшим драйвером для развития прилегающей территории», – сказал А. Татарчук.

Он добавил, что АО «Мосинжпроект» как ответственный исполнитель городской программы по строительству транспортно-пересадочных узлов реализует ТПУ «Рязанская».

Татарчук Антон, директор по ТПУ, Мосинжинвест
Тимур Башкаев, «Архитектурное бюро Тимура Башкаева» рассказал о проблемах и перспективах развития ТПУ в Москве.
Башкаев Тимур, архитектурное бюро Тимура Башкаева

Тема выступления Дениса Власова – заместителя руководителя Научно-проектного объединения транспортно-пересадочных узлов и научно-организационного сопровождения развития транспортной инфраструктуры Института Генплана Москвы посвящена Своду правил ТПУ, который разрабатывается Институтом. Заказчиком выступает Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве.

«Мы не единственные разработчики, но основные. Свод готовился совместно с ЗАО «Промтрансниипроект», МАДИ, с привлечением специалистов ЦНИИП Градостроительства и МГСУ.  На сегодняшний день документ полностью разработан, опыт, положенный в разработку документа – это  наш опыт в разработке московских ТПУ. Институтом выполнено и утверждено порядка 90 проектов планировки ТПУ. В своде мы постарались максимально учесть проблематику и региональных ТПУ», – подчеркнул Денис Власов.

Он добавил, что сейчас заканчивается техническое редактирование документов, в начале 2018 года он будет утвержден. Основная идея – комфорт и удобство пассажиров, который переплетает все линии при проектировании ТПУ.

Доклад Дениса Власова, заместителя руководителя НПО «ТПУ и научно-организационного сопровождения развития транспортной инфраструктуры» Института Генплана Москвы
Денис Власов, заместитель руководителя НПО «ТПУ и научно-организационного сопровождения развития транспортной инфраструктуры» Института Генплана Москвы

Преподаватель кафедры градостроительства НИУ МГСУ Анна Шагимуратова отметила, что определение приоритетных направлений развития системы транспортно-пересадочных узлов является важнейшей задачей для повышения эффективности функционирования транспортного комплекса. При этом проведение мероприятий по формированию пересадочных узлов должно обеспечивать устойчивое развитие городской среды с целью наиболее рационального и эффективного использования ее потенциала.

Модернизировать одновременно все ТПУ и реализовать одновременно все проекты невозможно и нецелесообразно. Одновременно, в связи с усилением роли использования железнодорожного транспорта для городских пассажирских перевозок, перспективным направлением является развитие ТПУ железнодорожного транспорта.

Приоритетность развития ТПУ ЖД в условиях сложившейся городской застройки предложено оценивать, комплексно сравнивая узлы между собой по множеству параметров и устанавливая их в ранжированный перечень по приоритетности реализации. Выявлены наиболее значимые градостроительные, планировочные, земельно-правовые, транспортно-технологические, социально-экономические параметры, оказывающие влияние на развитие ТПУ ЖД.

Система оценки может быть использована для определения приоритетных направлений развития системы ТПУ ЖД, разработки нормативной базы градостроительного проектирования ТПУ, при реализации крупных градостроительных проектов комплексного развития ТПУ ЖД и прилегающих территорий.

Шагимуратова Анна, преподаватель кафедры градостроительства НИУ МГСУ, кандидат технических наук

Благодарим всех участников круглого стола за плодотворную дискуссию, до новых встреч!

Используя этот сайт, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с Политикой ГАУ «Институт Генплана Москвы» в отношении обработки персональных данных пользователей