Правительство
Москвы
Телефон: +7(499) 250-95-96
Отправить заявку

Научно-практический семинар "Комплексное и устойчивое развитие территорий"

27-28 марта Университет Минстроя провел Всероссийский научно-практический семинар "Комплексное и устойчивое развитие территорий". В работе семинара приняли участие ведущие министерства и ведомства Российской Федерации, а также представители экспертного и научного сообществ.

В рамках мероприятия подготовлены предложения по совершенствованию и проблемным вопросам градостроительной деятельности и комплексного устойчивого развития территорий Российской Федерации.

Сотрудники Института также приняли участие в качестве приглашённых экспертов и выступили с докладами, которые с интересом были восприняты профессиональной аудиторией.

Директор Института Оксана Гармаш рассказала про «Российское градостроительство на фоне международного градостроительного опыта», в котором рассмотрела европейский и североамериканский опыт, выделила различия и схожести с российским градостроительством.

Российский градостроительный кодекс собрал в себя элементы концепции ПЗЗ из практики США, и элементы Генплана и ППТ в европейской интерпретации, как итог — получилась усложненная система градостроительной документации.

Что сделать для ее упрощения? В условиях действующего законодательства РФ, единственный способ взаимоувязать Генплан и ПЗЗ — это вести одновременно разработку и корректировку, желательно чтобы этим занималась одна команда планировщиков, считает Оксана Гармаш.

Оксана Гармаш на научно-практическом семинаре "Комплексное и устойчивое развитие территорий"

Далее начальник сектора транспортного моделирования Айрат Ахметов рассказал про «Информационное моделирование и проектное управление» особое внимание, уделив оценке градостроительной эффективности архитектурно-планировочных решений и ее основным принципам:

  • Оценка использует не только параметры внутри расчетных единиц модели, но и их взаимосвязь друг с другом. Таким образом, она более приближена к реальности современного города;
  • Оценка оперирует сравнением параметра функциональной насыщенности и территориальной связности. Насыщенность - это количество единиц в границах каждого расчетного района. Связность - это количество единиц доступных для каждого расчетного района в радиусе комфортного времени пути;
  • Радиус комфортного времени пути вычисляется по транспортной модели существующего положения с помощью анализа приближенности распределения значений расчетных районов к нормальной модели распределения;
  • Используется сравнение по двум парам значений насыщенность-связность. В первом случае связность означает количество выбора рабочих мест в радиусе доступности (для комфортного времени – 25 минут) для населения, проживающего в расчетном районе. Во втором случаем связность означает количество населения в радиусе доступности, которое может занять рабочие места в расчетном районе;
  • Оценочная матрица позволяет дать выводы для каждого варианта соотношения параметров.

В заключении Айрат Ахметов изложил, как при помощи оценки градостроительной эффективности и CIM-проектирования Институтом была разработана концепция развития генерального плана города Казани.

Доклад Дмитрия Верховского, руководителя мастерской "Планирования и анализа исторических территорий" был посвящен развитию исторических территорий. Он познакомил слушателей с основными элементами системы охраны культурного наследия и сделал упор на механизмы регенерации исторических территорий и устойчивого развития исторических поселений:

  • Управление, наделение полномочиями и вовлечение заинтересованных сторон;
  • Градостроительное развитие территории;
  • Сохранение наследия;
  • Образование и повышение компетенций;
  • Инновации, творческий потенциал и исследования;
  • Культура и идентичность;
  • Совместное проживание и взаимопомощь;
  • Экономика, устойчивое производство и потребление.

Эти механизмы должны стать основанием для корректировки градостроительной документации, документации территориального планирования, градостроительного зонирования, а также документации по землепользованию, быть публичными и формализованными, подвел итог Дмитрий.

На следующий день, 28 марта, главный архитектор Виталий Лутц подробно описал комплексный подход к территориям реновации на примере экспериментальной площадки Головинского района в рамках конкурса проектов реновации. Напомним, что проект Головинского района (Ссылка на проект) разрабатывается Институтом Генплана совместно в консорциуме с ООО «МЕГАНОМ», ООО «Хабидатум Лаб», «Дворулица».

В рамках классического комплексного подхода, был выполнен анализ отраслевых предпосылок и проектных слоев, в т.ч.: транспортной, инженерной, социальной, экологической инфраструктур, экономики и т.д. После этого разработчики выделили новый индикатор качества: «Комфортная городская среда - необходимый индикатор комплексного и устойчивого развития». Качественная система общественных пространств - основа комфортной городской среды.

Ключевые параметры качественной системы общественных пространств:

  • Формирование единого пешеходного пространства;
  • Объединение зеленого, транспортного и пешеходного каркаса;
  • Пространство неразрывно связано с фронтом застройки;
  • Четкая артикуляция приватных и публичных пространств;
  • Многофункциональность и разнообразие элементов системы.

Способ реализации качественной системы общественных пространств – проект РНГП (Региональные нормативы градостроительного проектирования) Москвы, который включает в себя:

  • Разграничение публичных и приватных территорий;
  • Улучшение проницаемости жилых территорий;
  • Оптимизация использования территории;
  • Гибкое распределение плотности застройки.

Мегаполису нужна мегакомплексность, считает Виталий Лутц, в которую помимо программы реновации жилищного фонда, входят также программы развития новых центров, транспортной системы и общественных пространств.

Руководитель НПО транспорта и дорог Игорь Бахирев рассказал про «Развитие скоростного рельсового транспорта в московском регионе», акцентировав внимание на то что, не смотря на отсутствие понятия «городская агломерация» в законодательстве, агломерационный процесс идет и его необходимо учитывать и с точки зрения транспортного планирования.

В своем докладе он рассказал про основные транспортные проблемы московской агломерации, в том числе про трудовую маятниковую миграцию, ведь ежедневно в Москву в пределы МКАД приезжают 1700 тыс. человек, из которых 1400 тыс. с трудовыми целями. Урбанизация пригородных территорий привела к увеличению нагрузки на транспортную инфраструктуру города и дефициту в развитии транспортной инфраструктуры, которая требует перегрузки транспортных коммуникаций.

В том числе для решения этих проблем была разработана программа развития транспортного комплекса московского региона, которая подразумевает взаимоувязанное развитие транспортной инфраструктуры Москвы, Московской области и Министерства транспорта РФ.

В основные приоритеты программы включено развитие рельсового транспорта:

  • Развитие метрополитена. К 2035 году предусмотрено строительство 200 км линий метрополитена, 80 станций, 11 электродепо и реконструкция действующих депо;
  • Развитие МЦК. Создание новых узлов и общественных пространств на территории прилегающих к зонам ТПУ;
  • Развитие железной дороги. Проект МЦД — московские центральные диаметры, первые на очереди два направления: Одинцово – Лобня и Нахабино – Подольск.

Все фотографии с мероприятия: Фото

Используя этот сайт, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с Политикой ГАУ «Институт Генплана Москвы» в отношении обработки персональных данных пользователей