Правительство
Москвы
Телефон: +7(499) 250-95-96
Отправить заявку

Институт Генплана Москвы принял участие в заседаниях рабочих групп по «Умному городу»

17 мая в Малом Конюшковском переулке, в коворкинг-центре «Точка кипения» Агентства стратегических инициатив, прошли заседания рабочих групп «Доступная, экологичная и безопасная среда», «Цифровое строительство» и «Транспорт» направления «Умный город» правительственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым в июле 2017 года.

Организатором мероприятия выступило Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, курирующее упомянутое направление. Институт Генплана Москвы, участвующий в перечисленных рабочих группах, на встрече представляли:

  • заместитель директора Александр Колонтай;
  • советник директора по вопросам ценообразования Сергей Головин;
  • советник директора Владимир Голубев;
  • руководитель мастерской развития городских транспортных систем и организации дорожного движения НПО транспорта и дорог Сергей Канеп;
  • ведущий инженер сектора информационно-аналитического обеспечения территориального планирования НПО «Экология» Ирина Харченко.

Один из ведущих мероприятия Юрий Линьков, руководитель направления «Умный город» офиса проектов цифровой экономики в «Ростелекоме», озвучил ключевые принципы формирования «умного города»:

  • ориентация на человека;
  • технологичность городской инфраструктуры;
  • качество управления городскими ресурсами и эффективное городское планирование;
  • комфортная и безопасная городская среда;
  • ориентация на экономическую эффективность.

Вслед за этим на суд аудитории были представлены: проект дорожной карты по направлению «Умный город» на период с 2018 по 2024 годы, подготовленный еще в 2017-м, но требующий доработки; план подготовки финальной версии соответствующего документа, а также программы мероприятий до 2020 года в рамках дорожной карты – в качестве крайнего срока подачи перечисленных материалов на утверждение было озвучено 1 июля 2018-го. Модераторы встречи призвали собравшихся высказать комментарии по поводу имеющихся наработок, а также, сославшись на жесткий тайминг, попросили экспертов в недельный срок сформулировать предложения по усовершенствованию дорожной карты.

Владимир Голубев и Ирина Харченко на заседании рабочей группы «Доступная, экологичная и безопасная среда»
Юрий Линьков, руководитель направления “Умный город” «Ростелекома», озвучил ключевые принципы формирования «умного города»
Заседание рабочей группы "умного города" по транспорту
Сергей Канеп отметил, что формирование «умного» города едва ли возможно без развитой и надежной системы мониторинга функционирования транспортной инфраструктуры
Константин Трофименко на заседании рабочей группы "умного города" по транспорту
Сергей Головин на заседании рабочей группы «Цифровое строительство»
Александр Колонтай и Сергей Головин на заседании рабочей группы «Цифровое строительство»
"Важно подходить к рассмотрению “Умного города” комплексно, с учетом его основных функций и подсистем, опираясь на конкретные методические подходы, выработанные международными организациями", — Колонтай

Вопреки тому, что темы встречи рабочих групп были обозначены более чем конкретно, присутствующие интересовались в основном организационными и процедурными вопросами, как-то: список городов для реализации пилотных проектов в рамках направления «Умный город»; структура основных блоков дорожной карты – это «“Умное” ЖКХ», «Цифровое строительство», «Координация реализации», «Транспорт», «Инновационная инфраструктура» и «Доступная, экологичная и безопасная среда» – и возможность выделения существующих подблоков, например «Территориальное планирование», в отдельные блоки; способы вовлечения в процесс обсуждения «Умного города» простых горожан и обеспечения максимального учета их интересов; координация действий с другими заинтересованными сторонами из числа федеральных органов исполнительной власти; и т. д.

Заместитель директора Института Генплана Александр Колонтай, участвовавший в совещании рабочей группы «Цифровое строительство», в какой-то момент все же попытался направить разговор в профессиональное русло: «Мне кажется, прежде чем заниматься “цифровизацией” строительства, неплохо бы нам разобраться с содержанием планирования. Не дай бог мы сделаем компьютерную модель на базе нашей действующей документации! – это будет не самое умное решение. Проблема содержания и взаимоувязки ключевых градостроительных документов, т. е. оптимизации градостроительного процесса, остается профессиональной проблемой
№ 1. Надо отдавать себе отчет в том, что “цифровизация” автоматически не сделает работу за всех остальных, не решит базовые проблемы градостроительной деятельности. Весь смысл политики “Умного города”, как я это понимаю, в том, чтобы убрать посредников между предоставляемой услугой и потребителем. Я частично согласен с тем, что этот процесс надо автоматизировать, но его ни в коем случае нельзя пускать на самотек. Не менее важно подходить к рассмотрению “Умного города” комплексно, с учетом его основных функций и подсистем, опираясь на конкретные методические подходы, выработанные международными организациями, вроде ISO/TC 268». Юрий Линьков пообещал учесть замечание Александра Николаевича.  

Несколько более содержательным было совещание рабочей группы по транспорту, в результате которого были определены пять основных задач на ближайшее время:

  • внедрение «умных» транспортных средств, включая объекты общественного транспорта;
  • создание «умной» транспортной инфраструктуры;
  • развитие сервисов для пользователей на платформе Mobility as a Service;
  • управление «умным» транспортом с помощью моделирования и online-регулирования дорожного движения;
  • правовое и нормативное регулирование.

Сергей Канеп отметил, что формирование «умного» города едва ли возможно в отсутствие развитой и надежной системы мониторинга функционирования транспортной инфраструктуры, а также системы оценки ее эффективности и потенциала на базе моделирования. В свою очередь, внедрение «умного» управления, по мнению специалиста Института Генплана, позволит повысить мобильность и безопасность транспортной системы.

По окончании мероприятия ведущий инженер НПО «Экология» Института Генплана Ирина Харченко любезно прокомментировала для нас итоги заседаний: «Проект “Умный город”, безусловно, будет способствовать формированию комфортной и безопасной городской среды на территории всей страны, но лишь при условии комплексного взаимодействия всех служб – как на федеральном, так и на местном уровнях – и вовлечения в процесс активного населения. Для Института Генплана как разработчика документов территориального планирования важен комплексный подход к развитию города, анализ всех компонентов городской среды.

Внедрение систем экологического мониторинга, анализа и прогнозирования состояния окружающей среды, а также открытость и доступность соответствующей информации и ее своевременная актуализация помогут следить за развитием территории в целом. Кроме того, данную информацию можно использовать и для принятия решений, контроля за качеством окружающей среды, а также в иных управленческих, контролирующих, проектных и научных целях».

Используя этот сайт, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с Политикой ГАУ «Институт Генплана Москвы» в отношении обработки персональных данных пользователей