Правительство
Москвы
Телефон: +7(499) 250-95-96
Отправить заявку

Лекция архитектора Сергея Чобана в Институте Генплана Москвы

22 июня в конференц-зале Института Генплана Москвы в рамках программы «Лектория Генплана» прошла лекция известного архитектора, управляющего партнера бюро SPEECH Сергея Чобана «30:70. Архитектура как баланс сил». Мероприятие собрало аншлаг. Послушать выступление Сергея Энверовича пришли также директор Института Оксана Гармаш, замдиректора Марина Егорова и главный архитектор Института Виталий Лутц.

Вышеупомянутую лекцию Сергей Чобан читал неоднократно, причем не только в России. Первое выступление состоялось 27 июня 2017 года в Институте «Стрелка» и было приурочено к выходу одноименной книги, написанной Сергеем Энверовичем в соавторстве с историком архитектуры Владимиром Седовым. Авторы книги сперва погружают читателя в исторический контекст, популярно объясняя, что такое традиционный европейский город и в чем его принципиальные отличия от города модернистского, и ближе к концу плавно подводят его к основной гипотезе, отраженной, собственно, в самóм названии издания: визуально гармоничная городская среда возможна лишь при том условии, если т. н. современная, актуальная архитектура, опирающаяся на модернистский канон, будет составлять не более 30 % от общих объемов городской застройки, причем с точки зрения функции это должны быть преимущественно общественные здания – жилье, к примеру, которое уместно отнести к разряду консервативных типологий, желательно проектировать в традиционном духе. Оставшиеся 70 % Сергей Чобан и Владимир Седов именуют фоновой архитектурой, оттеняющей достоинства т. н. иконической архитектуры – тех самых 30 %.

 

Сергей Чобан — архитектор, управляющий партнер бюро SPEECH
Лекторий Института Генплана: Сергей Чобан «30:70. Архитектура как баланс сил»
Сотрудники Института на лекции Сергея Чобана «30:70. Архитектура как баланс сил»

Свое выступление Сергей Энверович начал с анализа соотношения, условно говоря, рядовой и авторской, т. е. представляющей собой яркое художественное высказывание, архитектуры в ансамбле Невского проспекта в Петербурге. По мнению спикера, из порядка ста домов, формирующих фронт застройки главной улицы Северной Венеции, лишь шестнадцать можно назвать авторскими, или иконическими. Как считает Сергей Чобан, данное обстоятельство во многом обуславливает визуальную целостность Невского проспекта.

На лекции, прочитанной в Институте Генплана, архитектор уподобил иконическую архитектуру инсталляции «Красный шар» американского художника Курта Першке – надувному красному шару 4,5 м в диаметре, который вот уже более пятнадцати лет «кочует» по миру, «приземляясь» то во дворе Пале Лоншан в Марселе, то на кровлю здания судов в Антверпене: модернистским объектам, как и шару Першке, необходим контекст, с которым они бы контрастировали – в противном случае ни то, ни другое не будет восприниматься как художественная ценность, впечатлять, эмоционально цеплять. Сергей Чобан привел аудитории фотографию инсталляции американского художника Джеффа Кунса, которая была представлена на персональной выставке последнего в Центре Помпиду, проходившей в 2014–2015 годах, – это скульптура Геракла, на плечо которой установлен ярко-синий стеклянный шар: «Это аллегория того равновесия, к которому я призываю, – Геракл – фоновая застройка в традиционных формах – поддерживает шарик – иконическую модернистскую застройку».

Изобретателями принципа «контрастной гармонии» Сергей Чобан считает русских конструктивистов, в частности Ивана Леонидова с его проектом Наркомтяжпрома на месте ГУМа, Эль Лисицкого с его проектом горизонтальных небоскребов, или «заоблачных утюгов», на Бульварном кольце, и Владимира Кринского с его проектом небоскреба ВСНХ на Лубянской площади. Данный принцип спикер противопоставил подходу Ле Корбюзье и его адептов, предполагающему тотальный снос всего старого ради создания чего-то радикально нового, – ярким примером такого подхода может служить проект реконструкции центра Парижа, т. н. План Вуазен, того же Ле Корбюзье. По мнению Сергея Чобана, контраст иконической и фоновой застройки куда как предпочтительнее такого своеобразного переписывания истории, но необходимо соблюдать баланс – 30:70.

Одним из главных преимуществ традиционной архитектуры перед модернистской Сергей Чобан назвал высокую степень ее детализации – в этом случае глазу всегда есть за что уцепиться и он не замечает каких-то строительных огрехов, несовершенств, которых, по правде говоря, почти невозможно избежать. Важно отметить, что под традиционной архитектурой Сергей Чобан понимает не стилизаторство, но создание объектов простой формы и умеренной этажности (в идеале – не более семи этажей), которые в силу своей узкой функциональности должны иметь куда более детализированные фасады, чем то допускает модернистская догма.

Описанное выступление сопровождалось показом великолепных графических работ Сергея Чобана, на которых запечатлены как сооружения времен античности и ренессанса, так и шедевры модернизма, а также демонстрацией построек самогó спикера, среди которых есть как вполне себе иконические, так и в большей степени фоновые, что создает о нем впечатление как о человеке, находящемся, что называется, над схваткой, объективном и трезвомыслящем. По большому счету, к лектору остался лишь один вопрос: почему иконические постройки непременно должны быть модернистскими, а традиционной архитектуре в предложенной им модели отведена роль Геракла, или, попросту говоря, «прислужницы»?

Используя этот сайт, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с Политикой ГАУ «Институт Генплана Москвы» в отношении обработки персональных данных пользователей