Правительство
Москвы
Телефон: +7(499) 250-95-96
Отправить заявку

Лекция архитектора Михаила Филиппова в «Доме на Брестской» в рамках летней программы «Лектория Института Генплана»

13 июля в здании Мосстройинформа, т. н. Доме на Брестской, состоялась лекция известного архитектора и художника, или архитектора-художника, что, на самом деле, точнее по смыслу, Михаила Филиппова. Мероприятие прошло под эгидой Института Генплана Москвы, в рамках летней программы «Лектория Института Генплана».

Архитектор-художник Михаил Филиппов с лекцией «Художественное градостроительство»
Любой проект М. Филиппова начинается с рисунка, карандашного или акварельного

Михаил Анатольевич озаглавил свое выступление «Художественное градостроительство». Для тех, кто знаком с творчеством мастера, в этом словосочетании нет никакой загадки – известно, что всякий проект Филиппова начинается с рисунка, карандашного или акварельного, причем это касается в том числе градостроительных проектов. Но для всех остальных это, скорее всего, парадокс: как градостроительство может быть художественным – оно ведь про красные линии, экономику, нормативы? В представлении большинства градостроительство сугубо рационально и художественной составляющей здесь не может быть по определению. Однако опыт Михаила Филиппова опровергает этот застарелый стереотип.

В рамках своей лекции Михаил Анатольевич продемонстрировал аудитории, которая в этот раз включала не только сотрудников Института Генплана, но и представителей ГлавАПУ, порядка 150 слайдов и 30-минутное видео! В итоге мероприятие продлилось почти два часа, но не заскучал никто. Да и как можно было заскучать?

На первом слайде, что символично, спикер представил свой проект 1984 года, выполненный для концептуального конкурса «Стиль 2001 года» (A Style for the Year 2001) журналов Japan Architect и A+U и удостоенный в нем первой премии. Этот «бумажный» проект уместно считать творческим манифестом Филиппова, более того, высказанным в нем идеям он остается верен и по сей день – с этой точки зрения, пожалуй, Михаил Анатольевич один из самых принципиальных и последовательных архитекторов в истории постсоветской архитектуры. Проект подан в виде своеобразного комикса, показывающего, как модернистский, или индустриальный, город с течением времени трансформируется в город традиционный – фабрики и панельные дома с безликими квадратно-гнездовыми фасадами, механически рассредоточенные по территории, постепенно уступают место церквям с луковичными главками, малоэтажной жилой застройке в историзме и уютным дворикам с плодóвыми деревьями. В своей монографии о Михаиле Филиппове известный архитектурный критик, публицист и партнер КБ «Стрелка» Григорий Ревзин приводит выдержку из пояснительной записки к этой работе, которая вполне исчерпывающе разъясняет ее суть: «Отказ от индустриальной цивилизации – это основа для формирования стиля будущего. Архитектура, наконец, вернется к тем образам, которые ценят люди, – к тому, что называется “историческими центрами городов”, которые созданы до того, как появились модернизм и остальные “измы” ХХ столетия». Сформулированную Филипповым идеологию можно окрестить романтической неоклассикой или даже архитектурным ретрофутуризмом. Так сложилось, что какой-либо школы вокруг этой идеологии не возникло – это личная утопия Филиппова, которую он, однако, вопреки конъюнктуре, сумел частично реализовать. Речь прежде всего о «Горки Городе» в Сочи и об «Итальянском квартале» в Москве.

Лекция архитектора Михаила Филиппова в Доме на Брестской в рамках летней программы «Лектория Института Генплана»

Ближе к окончанию своего выступления Михаил Филиппов продемонстрировал присутствующим упомянутые постройки на фотографиях и видео. Однако рассказу о его персональных достижениях предшествовал длинный экскурс в историю архитектуры и градостроительства – на экране мелькали аэрофотоснимки Флоренции и Рима, генеральные планы Версаля и Парижа, схемы идеальных городов эпохи Ренессанса и, разумеется, натурные зарисовки исторических городов Европы в блистательном исполнении самого мастера. Это было необходимо, чтобы максимально наглядно объяснить происхождение того самого планировочного метода, который Михаил Анатольевич назвал «художественным градостроительством». Спикер обратил всеобщее внимание на то, что за всю историю человечества были изобретены по большому счету всего два типа планировочной структуры города – радиально-кольцевой и сеточный. Совмещение, или взаимоналожение, соответствующих схем в сочетании с формированием систем городских площадей и архитектурно оформленных внутриквартальных дворов – в этом, обобщенно говоря, и состоит указанный метод.

Проектов, иллюстрирующих вышеназванные принципы, в портфолио Филиппова десятки. Самые яркие из них, не считая тех, о которых уже говорилось, – это, пожалуй, конкурсный проект реконструкции стрелки Болотного острова в Москве, а также проекты жилых районов в Омске и Московской области («Римский квартал»). Однако ключом к пониманию метода «художественного градостроительства» являются все же «Горки Город» – небольшое поселение на берегу реки Мзымта, построенное к Олимпиаде 2014 года и входящее в состав Большого Сочи, – и жилой комплекс «Итальянский квартал» на Долгоруковской улице, облик которого имитирует руину древнего амфитеатра, обстроенную разновременными сооружениями, – просто потому, что они реализованы. Последний объект заставляет вспомнить жилой дом «Королевский полумесяц» (Royal Crescent) в британском городе Бат, построенный во второй половине XVIII века, один фасад которого строго классицистичен, а второй поделен на сектора, каждому из которых жильцы придали индивидуальное оформление.

Являясь убежденным противником модернистской доктрины, Михаил Филиппов не мог не «пройтись» по хрущевско-брежневскому градостроительству, т. н. современной архитектуре и т. п. явлениям. Дома должны быть похожи на дома и иметь человеческий масштаб, дворы – на дворы, глазу должно быть за что уцепиться, средовое разнообразие – это хорошо… Казалось бы, очевидные вещи, но напоминать о них время от времени не лишне.

Заместитель директора Марина Егорова и руководитель АПО 1 Института Елена Шаранова на лекции М. Филиппова
Максим Гурвич, руководитель АПО 3 Института Генплана на лекции М.Филиппова
Лекция архитектора Михаила Филиппова в Доме на Брестской в рамках летней программы «Лектория Института Генплана»
Лекция архитектора Михаила Филиппова в Доме на Брестской в рамках летней программы «Лектория Института Генплана»

За фотоматериалы благодарим ГБУ "Мосстройинформ"

Используя этот сайт, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с Политикой ГАУ «Институт Генплана Москвы» в отношении обработки персональных данных пользователей