Правительство
Москвы
Телефон: +7(499) 250-95-96
Отправить заявку

Agile-коуч Алексей Ян в рамках «Лектория Института Генплана» рассказал об управленческой методике Agile и причинах ее популярности

27 июля в рамках летней программы «Лектория Института Генплана» Алексей Ян, Agile-коуч консалтинговой компании OnAgile, выступил в Институте Генплана Москвы с лекцией «Что такое Agile и почему это так популярно», поведав аудитории об основных принципах Agile-организации рабочего процесса и преимуществах соответствующей методики перед традиционными управленческими моделями.

Внимание российской общественности к теме «гибкого» управления привлек президент Сбербанка Герман Греф, выступая на Гайдаровском форуме в 2016 году. Тогда он сделал громкое заявление: «Те, кто не освоят Agile сегодня <…>, – лузеры завтра». В последние годы идеология Agile увлекла многих бизнес-гигантов. Среди ее адептов такие компании, как Сбербанк, Google, PayPal, Facebook, Яндекс, Mail.ru, Zappos, Dropbox и Saab.

Алексей Ян представился аудитории, как профессиональный Agile-коуч, который стоял у истоков Agile-трансформации Сбербанка, был инициатором этого процесса. «Я занимаюсь тем, что помогаю организациям переходить на Agile-рельсы», – пояснил спикер. В настоящий момент он сосредоточен на проблеме адаптации Agile-подхода к управлению проектами в различных сферах. Алексей консультирует компании в части применения современных методов управления, основанных на изменении стиля лидерства, поощрении инициативы и осознании каждым сотрудником своей личной ответственности за качество конечного продукта. Спикер поделился с присутствующими собственным бесценным опытом по внедрению Agile-методики и в двух словах рассказал о том, как она работает.

Прежде чем углубиться в тему, лектор счел необходимым разъяснить значение самого слова agile. С английского его можно перевести как «проворный», или «шустрый». Почему не «гибкий»? «Потому что Agile – это история не про то, как быстро организация умеет реагировать на внешние раздражители, а про то, как быстро она умеет принимать решения», – добавил Алексей. В бизнес-обиход слово agile вошло в феврале 2001 года, когда в американском штате Юта семнадцать специалистов (консультантов и практиков из ведущих IT-компаний) собрались и выпустили т. н. Манифест Agile (Agile Manifesto).

Алексей Ян
Agile-коуч консалтинговой компании OnAgile

Agile – это философия, борьба за здравый смысл, основанная на желании сделать хороший продукт, а не выполнить формальный план

«Так почему же только сейчас, спустя пятнадцать с лишним лет, Agile-подход стал по-настоящему актуальным?», – задался вопросом лектор. В качестве аргумента своего тезиса об актуальности Agile Алексей привел график, показывающий среднее время  пребывания компании (за последние 60 лет) в индексе S&P 500 – это фондовый индекс, в корзину которого включены 500 избранных акционерных компаний США, имеющих наибольшую капитализацию. Если проанализировать упомянутый график, то можно сделать вывод, что многие компании перестали успевать за происходящими в мире изменениями. «Раньше крупные компании могли держаться в этом индексе долгие годы, не прикладывая к тому никаких усилий, а сейчас они уже через пару-тройку лет запросто вылетают оттуда, разорившись», – констатировал спикер. Далее Алексей обратил всеобщее внимание на то обстоятельство, что темпы практического внедрения новых технологий заметно ускоряются. Если компании не будут успевать реагировать на вызовы современной реальности, если они не будут первыми выходить на вновь открывающиеся рынки, которые возникают все быстрее и быстрее, то они проиграют в конкурентной борьбе.  

Чтобы понять принцип действия Agile-методики, нужно вспомнить, как обычно планируется проект: мы что-то изучаем, анализируем, рождаем идею, как-то ее реализуем, затем тестируем результат и поставляем потребителю. Проблема описанного подхода в том, что он требует серьезных временных затрат, так что если на последнем этапе реализации проекта возникнут какие-то непредвиденные сложности, их будет очень трудно устранить. По сути, в этом случае люди развивают проект, слепо веря в то, что все пойдет именно так, как запланировано, и не учитывая потенциальные риски. А на завершающей стадии внесение любых изменений чревато существенными издержками, поскольку это требует составления нового плана, что долго. К сожалению, в момент запуска любого проекта мы вынуждены принимать множество сложных решений, обладая при этом минимальным количеством  знаний, и если применять стандартный подход, опасность «промазать» довольно высока. По статистике порядка 80 % бизнесов разоряются в первый же год своего существования. «Важно отметить, что Agile-подход не противоречит традиционным методам управления, просто они работают в разных плоскостях», – добавил Алексей.

Agile-подход предполагает инкрементальное, т. е. пошаговое развитие проекта. «Можно разбить продукт на множество частей и постоянно улучшать каждую из них. При этом нет нужды тратить время на планирование – достаточно определить направление движения, чтобы уже потом действовать», – уточнил Алексей. Спикер сакцентировал внимание аудитории на том, что, поскольку у каждого свой собственный опыт ведения проектов, свое специфическое видение, без постоянных коммуникаций, без получения обратной связи практически невозможно получить результат, который устроит и исполнителя, и заказчика. Чем в данном случае может быть полезен метод Agile? «Работа по такой схеме дает больше пространства для маневра: как вы понимаете, проще менять части продукта, чем продукт целиком, к тому же, когда мы получаем обратную связь не в самом конце, а в процессе работы, то и изменений приходится вносить куда меньше», – добавил Алексей. В качестве аргумента своей позиции лектор привел статистику от Standish Group CHAOS Report 2016, которая свидетельствует о том, что компании, применяющие методику Agile, работают эффективнее прочих.

Переход на Agile подразумевает отказ от структуры отделов, размывание иерархии. Сотрудники собираются в команды, объединенные общей целью – создать качественный продукт. Когда специалист сфокусирован на чем-то одном, то погружение в проект куда глубже, нежели когда он вовлечен сразу в несколько процессов. В отличие от традиционных моделей управления, которые называют «водопадным», потому что все решения как бы текут сверху вниз, Agile предполагает тесное взаимодействие сотрудников разных уровней.

В ходе своего выступления Алексей Ян привел массу примеров практического применения Agile-методики, что можно считать доказательством ее универсальности и эффективности. «Agile – это философия, борьба за здравый смысл, основанная на желании сделать хороший продукт, а не выполнить формальный план», – подытожил спикер.

Используя этот сайт, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с Политикой ГАУ «Институт Генплана Москвы» в отношении обработки персональных данных пользователей