Правительство
Москвы
Телефон: +7(499) 250-95-96
Отправить заявку

Москва постоянно меняется: столица прирастает новыми территориями, старые районы благоустраиваются и реконструируются, ширится улично-дорожная сеть и, как следствие, множится число урбанонимов, т. е. городских топонимов. Давая названия улицам, площадям, паркам и географическим объектам, важно осознавать свою ответственность перед историей и стремиться к тому, чтобы новые наименования так или иначе отражали дух места, т. е. учитывали связанные с ним события, отсылали к определенным людям, участвовавшим в этих событиях, или каким-то образом передавали его уникальный характер.

1 августа 2018 года вышло постановление правительства Москвы N 869-ПП о присвоении названий нескольким линейным транспортным объектам столицы, включая безымянные проезды в Даниловском районе. Например, участок проектируемого проезда № 4965 от набережной Марка Шагала до улицы Мустая Карима, ставший проспектом Ивана Лихачева, увековечил имя одного из отцов отечественного автопрома, руководившего АМО ЗИЛ на протяжении четверти века. А проектируемый проезд № 7018 нарекли Зиловским бульваром – в честь легендарного автозавода, основанного еще в 1916 году на месте Тюфелевой рощи (к слову, недавно этот дореволюционный топоним был возрожден)

Главный архитектор Института Генплана Виталий Лутц на встрече с ветеранами АМО ЗИЛ
Главный архитектор Института Генплана Виталий Лутц на встрече с ветеранами АМО ЗИЛ

Приведенный в документе перечень улиц довольно длинный, так что мы решили прокомментировать лишь два наименования, т. к. они имеют для Института Генплана Москвы особую значимость. Впервые предложение о присвоении названий проектируемым проездам на территории бывшего автозавода имени Лихачева прозвучало 18 марта 2018 года в ходе встречи главного архитектора Института Генплана Виталия Лутца с ветеранами АМО ЗИЛ. По итогам состоявшейся дискуссии стороны пришли к согласию относительно того, что при выборе наименований следует руководствоваться прежде всего историей места. «Мы сидели с ветеранами ЗИЛа и писали названия прямо на карте территории. Их возмущали попытки девелопера назвать одну из главных улиц на территории бывшего завода именем Павла Филонова. Помню, я подумал: “Как забавно, фамилия Филонов, при всем моем уважении к этому замечательному художнику, созвучна глаголу ‘филонить’. А тут ЗИЛ, трудовые подвиги – как-то эти вещи совсем не вяжутся”», – вспоминает Виталий Лутц.

Далее Виталий Рудольфович выступил с уже готовым предложением на заседании Комиссии по наименованию территориальных единиц. Инициатива получила одобрение, и вскоре на карте города появились проспект Ивана Лихачева и Зиловский бульвар. А 10 августа мэр Москвы Сергей Собянин открыл движение по проспекту Ивана Лихачева с путепроводом через Московское центральное кольцо.

Для Института Генплана это не просто территория и не просто линейные объекты, обретшие названия, ведь в свое время в стенах Института был разработан проект планировки территории (ППТ) ЗИЛа (ЗИЛ Север, ЗИЛ Юг). При подготовке ППТ ЗИЛа мы стремились насытить территорию не только разнообразными функциями, но и смыслами. Для нас очень важно, что заложенное нами на этапе проектирования предложение о создании центральной улицы – “транспортного хребта” – оказалось реализовано. Главная транспортная артерия района построена, и зовется она теперь проспект Ивана Лихачева», – сказал Виталий Лутц.

Используя этот сайт, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с Политикой ГАУ «Институт Генплана Москвы» в отношении обработки персональных данных пользователей