Пусть ветер воет, ливень льет, я все равно пойду вперед

Летом текущего года специалисты Института Генплана Москвы приступили к исследованию 76 объектов культурного наследия на территории Сахалина и Курил. Эту работу, заказанную Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Сахалинской области, выполняет профильное подразделение института – мастерская планирования и анализа исторических территорий под руководством Дмитрия Верховского.

Маршрут экспедиции предполагает, что сотрудники мастерской должны преодолеть в общей сложности 2,3 тыс. км. Часть пути уже пройдена. Настал черед рассказать уважаемым читателям о путешествии специалистов Института в города Холмск и Северо-Курильск, а также на остров Шумшу. Текст будет сопровождаться выжимками из путевых заметок одного из участников экспедиции, инженера II категории мастерской планирования и анализа исторических территорий Владислава Кошляка.

Холмск и Чертов мост

Первым остановочным пунктом был портовый город Холмск. В самóм населенном пункте объектов культурного наследия не так много – они представлены преимущественно военными мемориалами, монументами и братскими могилам. Исследовав их, экспедиция направилась к Холмскому перевалу и железнодорожной станции «Николайчук», где находится мемориальный комплекс «Братская могила советских воинов, павших в августе 1945 года в боях при освобождении Южного Сахалина от японских милитаристов». В годы русско-японской войны здесь проходили ожесточенные бои за тоннель, через который пролегала железнодорожная ветка, связывавшая административный центр региона – Южно-Сахалинск – и незамерзающий морской порт федерального значения – Холмск. Протяженность железной дороги составляла почти 84 км. Главной ее особенностью являлась нетрадиционная для России ширина рельсовой колеи – 1067 мм, тогда как стандартом в нашей стране всегда считались 1520–1524 мм. Почти 80 % линии тянулись через горы, крутые спуски и подъемы. Наиболее сложным был западный участок трассы в районе станции «Николайчук», где для прохождения горных склонов и глубоких ущелий пришлось построить несколько тоннелей и мостов, в том числе знаменитый Чертов мост, на котором железная дорога делает полную круговую петлю. Благодаря этому необычному инженерному решению мост стал одной из достопримечательностей Сахалина, куда ежегодно приезжают сотни туристов.

Соединительная железнодорожная ветка «Южно-Сахалинск – Холмск» уже давно закрыта – ее обслуживание пришлось прекратить в 1990-е, когда возникла необходимость в ремонте путей, тоннелей и мостов, а также прилегающей инфраструктуры. С экономической точки реконструкция была невыгодной, и пассажирскую и грузовую перевозку взяло на себя проходящее рядом шоссе. Однако небольшой участок железной дороги по этому направлению все же действует – японский дизельный электропоезд ходит до станции «77-й километр» два раза в день в летний период, чтобы перевозить дачников.

«Конечно, нужно понимать, что железная дорога между Холмском и Южно-Сахалинском уже никогда не будет функционировать. Сейчас на Сахалине заканчиваются работы по перекладке колеи под общероссийскую, поэтому уцелевшая “узкоколейка” потенциально может стать объектом культурного наследия», – рассуждает Владислав Кошляк.

Северо-Курильск и «Гипанис»

Далее исследовательская группа взяла курс на город Северо-Курильск, где проживают порядка 2,5 тыс. человек. Землетрясения для этой местности – явление довольно частое, по причине чего бóльшую часть городской застройки занимают двухэтажные деревянные дома, обладающие высокой сейсмостойкостью. В последние годы в городе ведется активное строительство – то тут то там вырастают новые дома, в том числе кирпичные. Отжившие свой век бараки сносят, в некоторых деревянных домах проводят капитальный и косметический ремонт. Достраивается многофункциональный спортивный центр.

«Добраться до Северо-Курильска – целое испытание. Дорога на пароме “Гипанис” составляет чуть более двадцати часов. К сожалению, его расписание всегда плавающее –  и дату отъезда спланировать абсолютно невозможно. Всему виной погодные условия, которые диктуют морскому транспорту, когда он сможет выйти из Авачинской бухты. Отставание от графика может составлять от четырех дней. Мне повезло: паром вышел с опозданием всего на пятнадцать часов», – делится своими воспоминаниями Владислав Романович.

По прибытии группа отправилась на гидроэлектростанцию, где находится один из объектов исследования – могила Михаила Семеновича Альперина (1900–1952), управляющего Северо-Сахалинским госрыбтрестом, погибшего во время цунами при спасении социалистической собственности.

В ходе поездки на Северные Курилы требовалось посетить не только Северо-Курильск, но и расположенный в нескольких километрах к северо-востоку остров Шумшу, где развернулась последняя крупная битва Второй мировой войны в ходе Курильской десантной операции в августе 1945 года.

Остров Шумшу и встреча с медведем

«До Шумшу мы добирались на небольшой пятиместной лодке. По плану на обследование отводилось два дня. Подплывая к острову, я сразу увидел памятник морякам-тихоокеанцам, павшим в августе 1945 года в боях при освобождении Курильских островов от японских милитаристов. На берегу нас встретили участники общественной организации “Поисковое движение России”, с которыми мы отправились на гору Северную, или “165-ю высоту”, где находятся четыре значимых памятника истории: могилы восемнадцатилетнего Петра Ильичева и двадцатисемилетнего старшины I статьи Николая Вилкова, дот-место (долговременная огневая точка) и братская могила советских воинов. Расположенные вокруг танки, уничтоженная японская военная техника, а также окопы и укрепленные огневые точки напоминали о развернувшихся здесь в августе 1945 года ожесточенных боях, когда японские десантники высадись на берег с целью захвата высоты. Петр Ильичев и Николай Вилков, закрывшие своими телами амбразуру вражеского дзота, были посмертно награждены званиями Героев Советского Союза», – рассказывает Владислав Кошляк.

Общероссийская общественная организация «Поисковое движение России» с 2013 года занимается увековечением памяти советских солдат, погибших в сражениях Второй мировой войны

На следующий день было запланировано посещение братской могилы советских моряков десантного судна «554», павших в августе 1945 года в боях при освобождении Курильских островов от японских милитаристов и других объектов культурного наследия.

«На ночлег мы остановились в гостевом доме у маяка на мысе Курбатова. Проснувшись в 6 утра, я увидел, что солнца нет – накрапывал дождь, дул сильный ветер, стоял густой низкий туман. Невзирая на непогоду, я решил отправиться в путь. Спускаясь к песчаному берегу, по которому мне предстояло идти к братской могиле, в тумане я увидел силуэт, который ни с чем другим перепутать было невозможно. Это был медведь. К памятнику, конечно, не пошел – жизнь дороже.

Добраться до горы Северной пешком не позволяли погодные условия, которые со временем только ухудшились. Подвезти меня до места любезно согласились гости хозяев маяка – у них были квадроциклы.

Обследовав памятник на горе, я попытался дозвониться до людей, которые могли бы меня забрать, но сотовая связь не работала. Пришлось рассчитывать на свои силы – предстояло преодолеть около 30 км пешком сквозь туман и мóрось.

Ко второй половине дня я наконец дошел до другого берега Шумшу, где в заброшенном поселке Козыревское мне оставалось найти еще один исторический памятник. К сожалению, я так и не смог его обнаружить, поскольку погода снова начала портиться, к тому же спустились сумерки, и я решил, что пора возвращаться обратно в село Байково, откуда уплывают лодки в Северо-Курильск.

По прибытии в порт на нас обрушился дождь вперемешку с пеплом, а ночью в городе произошло землетрясение. “Всего лишь 4 балла, идите спать”, – сказали мне в гостинице. Больше я уже ничему не удивлялся», – завершил свой рассказ Владислав Кошляк.

Продолжение следует.

Институт Генплана Москвы Исследование Южно-Сахалинск Сахалинская область Дмитрий Верховский Сахалинский областной краеведческий музей мастерская планирования и анализа исторических территорий Сахалин Сахалинский областной государственный художественный музей Архитектура история Владислав Кошляк Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Сахалинской области Курильские острова Курилы Холмск Северо-Курильск остров Шумшу Южный Сахалин памятник истории и культуры культурное наследие памятник монумент экспедиция военный мемориал братская могила могила советские воины Вторая мировая война Чертов мост железная дорога Авачинская бухта Михаил Альперин Общероссийская общественная организация «Поисковое движение России» «Поисковое движение России» гора Северная «165-я высота» моряки-тихоокеанцы советские моряки Николай Вилков Петр Ильичев Герой Советского Союза мыс Курбатова
Все статьи по теме
8 мин.

Похожие