Правительство
Москвы
Телефон: +7(499) 250-95-96
Отправить заявку

Юлия Страшнова: «Спрос на услуги в области культуры и спорта растет со стороны представителей всех возрастных групп»

С 25 по 27 сентября в «Экспоцентре» на Красной Пресне проходила II Международная выставка Build School. В рамках деловой программы мероприятия с докладом «Школа – центр общественной жизни» выступила Юлия Страшнова – руководитель мастерской «Социальная инфраструктура» Института Генплана Москвы. Юлия Геннадьевна любезно согласилась прокомментировать основные положения своего выступления.

Юлия Геннадьевна, расскажите, пожалуйста, вкратце, чему был посвящен ваш доклад?

Идея с превращением школ в центры общественной жизни возникла не случайно – на нее нас натолкнули размышления об актуальных проблемах в сфере развития социальной инфраструктуры. Дело в том, что для создания полноценной жилой среды помимо объектов образования и здравоохранения, к которым мы все привыкли, необходимы учреждения дополнительного образования, многопрофильные клубные учреждения, где дети, подростки, люди зрелого возраста могли бы общаться, творчески развиваться, получать дополнительные навыки.

Отмечается высокая потребность населения в спортивных объектах. Сейчас во многих районах Москвы открываются платные спортклубы, и то, что они появляются, – это, безусловно, благо, но в любом случае они являются объектами ограниченного пользования в силу того, что свои услуги предоставляют на коммерческой основе. Необходимо дать людям возможность заниматься спортом бесплатно. Эту мысль озвучил министр спорта РФ Павел Колобков, поставив задачу к 2024 году обеспечить для 55 % населения страны условия для регулярных занятий спортом. При этом результаты соцопросов показывают, что спрос на услуги в области культуры и спорта растет со стороны представителей всех возрастных групп.

Оценивая существующую картину, скажу, что значение показателей обеспеченности населения физкультурно-оздоровительными комплексами и объектами дополнительного образования в среднем по городу не достигает и половины от нормативного уровня. Восполнить существующий дефицит путем нового строительства социальных объектов на территории сложившейся жилой застройки практически невозможно – недостает земельных ресурсов.

Единственный способ решить эту застарелую проблему – использовать ресурсы общественной застройки. Тут мы и подумали о школах! Какой ресурс имеется в виду? Это помещения школ (спортивный и тренажерный залы, бассейн, учебные классы, актовый зал, столовая) и территории пришкольных участков (спортивная и прогулочная зоны, площадка для детских игр). Эти помещения и территории могут использоваться местными жителями в свободное от учебного процесса время. И у нас с коллегами возникла идея реанимировать тезис, прозвучавший еще тридцать лет назад в США: «Школа – центр социокультурной жизни жилого сообщества».

Какие услуги могли бы получать жители отдельных районов на базе школ?

Они могли бы регулярно тренироваться в зале, бассейне или на пришкольных стадионах, участвовать в различных спортивных соревнованиях, посещать всевозможные кружки и студии – по изобразительному искусству, языкознанию, плетению кружев и проч., – а также тематические лекционные занятия, выражать себя в театрально-фестивальной и конкурсной деятельности.

Присвоение школам общественных функций позволит разнообразить привычную досуговую программу жителей, для которых отдых сегодня в основном сводится к посещению многофункциональных торговых центров или пассивному пребыванию в квартире, переключить их внимание на активные спортивно-культурные и образовательные формы отдыха. Предварительный анализ показал потенциальную заинтересованность жителей разных возрастных групп в подобном использовании школ.

К слову, в результате активации новых социокультурных центров на базе школ наполнятся жизнью и внутридворовые территории. Естественным образом сформируются прогулочные маршруты от жилых домов к школьным зданиям, дворы превратятся в места встреч и общения жителей, а значит, станут полностью безопасными. Дополнительное благоустройство дворовых территорий и создание системы навигации завершат образ современной комфортной жилой среды.

Социальный эффект интеграции общественных функций в школу
Школа – центр общественной жизни квартала

Что такое общественная жизнь в вашем понимании?

Есть одна замечательная мудрость, сформулированная известным кардиохирургом Николаем Амосовым. Он говорил: человеку, чтобы быть здоровым и долго жить, надо ставить перед собой долгосрочные, масштабные задачи – не на одну неделю и даже не на один год. Если экстраполировать этот метод на бытовую сторону жизни, то получится следующее: чтобы человек внутренне развивался, его должны подпитывать разные источники – жизнь вне работы тоже должна быть насыщенной.

Когда мы обдумывали концепцию «школа – центр общественной жизни», то ориентировались не только на детей. Это, вообще, вневозрастной проект. Отдельно, конечно, рассматривали пенсионеров, ведь эта группа людей особенно нуждается в социализации: после активной профессиональной жизни возникает пауза, приходится долго перестраиваться, чтобы нащупать новые направления деятельности. В рамках проекта «Школа – центр общественной жизни» возможны лекционные и практические занятия по обмену профессиональным опытом с подрастающим поколением. Главный же смысл таких общественных центров мог бы состоять в том, чтобы способствовать сближению представителей разных возрастных групп.

Какие школы, одновременно являющиеся средоточиями социальной активности, вам известны, в том числе в нашей стране? Что вы рассматриваете в качестве образца?

Как я уже сказала, идея зародилась в 1980-х в США, когда встал вопрос о том, что неплохо бы социализировать детей и оторвать их от телевизоров. Казалось бы, прошло много времени, но хорошая идея просто так никуда не уходит. Позитивных примеров социально активных школ в мировой практике сегодня довольно-таки много. Можно вспомнить, например, школу в австралийском городе Аделаида. Люди самых разных возрастов приобретают там знания и навыки в области растениеводства, столь полезные с учетом условий жизни в данном конкретном регионе. Упомянутая школа также занимается деятельностью, направленной на социальную адаптацию людей с синдромом Дауна.

Школа в австралийском городе Аделаида
Школа в австралийском городе Аделаида

В своем докладе я рассказывала про общеобразовательную школу Luminary, построенную в дагестанской деревне Хрюг. Она является центром общественной жизни этого населенного пункта, да и, пожалуй, всей округи. Кроме обычных школьных занятий здесь по окончании учебного времени проходят онлайн-курсы и лекции с привлечением специалистов как из России, так и из-за рубежа. Социальный эффект от подобной деятельности выразился в том, что экономически активное население, в том числе молодежь, стало возвращаться из городов, а те, кто собирался покинуть эту деревню, остались.

Общеобразовательная школа Luminary, построенная в дагестанской деревне Хрюг
Общеобразовательная школа Luminary, построенная в дагестанской деревне Хрюг

Еще один удачный пример – общеобразовательная школа № 2116 в Москве, в районе Зябликово. Благодаря директору Александру Королеву и неравнодушному коллективу в школе проводятся различные спортивные соревнования для местных жителей, костюмированные балы, фестивали естественных наук, мастер-классы по прикладному искусству, а также военно-патриотические мероприятия, где молодежь учится азам военного искусства, встречается с ветеранами. У них все очень так, знаете, по-домашнему. Они задействуют традиции, воспитывают в детях патриотизм. Эти задачи никогда не утратят актуальность.

Общеобразовательная школа № 2116 в Москве, в районе Зябликово
Общеобразовательная школа № 2116 в Москве, в районе Зябликово
Общеобразовательная школа № 2116 в Москве, в районе Зябликово

Основная сложность теперь состоит в том, чтобы убедить в необходимости такого подхода органы исполнительной власти, потому что, без сомнения, чтобы превратить школу в центр общественной жизни, потребуются тщательно продуманные мероприятия по безопасности, дополнительный штат людей. Но эти трудности вполне преодолимы.

Теперь осталось понять, как реализовать нашу концепцию, донести ее до мэра Москвы Сергея Собянина. Сергей Семенович человек очень прогрессивный и, конечно, не упустит возможность сделать город лучше.

Нет ли у вас ощущения, что, во-первых, за годы советской власти россияне несколько подустали от общественной жизни, а во-вторых, что на фоне всеобщей компьютеризации это в принципе нерелевантно? Люди сегодня чаще общаются в интернете, чем, простите за сленг, в реале – тенденция печальная, но весьма устойчивая.

Интересный вопрос. Когда человек устает от общества, он остается дома, накрывается одеялом, спит или спокойно смотрит телевизор. Тенденция, которую вы упомянули, конечно, присутствует в нашей жизни. В Японии, например, есть специальный термин, обозначающий людей, которые просто сидят дома перед монитором, а все общение у них происходит через социальные сети, игры, – их называют «хикки». Мы тоже приближаемся к такой модели, но я думаю, что наш менталитет, наша бурлящая кровь не дадут нам полностью абстрагироваться от реального мира. Закон сохранения энергии требует компенсации за период социальной изоляции: наступает момент, когда человек начинает испытывать потребность в живом общении.

Когда мы анализировали действующие нормативы развития объектов культуры в городе, то сомневались, будут ли их посещать. Но практика показывает, что театры, музеи, выставочные залы, музыкальные и художественные школы по-прежнему пользуются популярностью – душа человека просит общения, обмена впечатлениями и эмоциями.

Используя этот сайт, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с Политикой ГАУ «Институт Генплана Москвы» в отношении обработки персональных данных пользователей