Мегапроекты Москвы – БКЛ

Шаранова Елена Евгеньевна,
Руководитель Архитектурно планировочного объединения №1

Руководитель Архитектурно-планировочного объединения Института Генплана Москвы №1 Елена Шаранова рассказала в интервью журналу «Архитектурный вестник» об особенностях и перспективах реализации Большой кольцевой линии (БКЛ).

Идее создания Третьего пересадочного контура уже более тридцати лет. Как изменилось понимание роли и функций тогдашнего ТПК и нынешнего БКЛ?

Основные принципы остаются неизменными. Прежде всего, это улучшение условий транспортного обслуживания населения. Создание нового пересадочного контура позволит уменьшить загрузку центральной части метрополитена. С увеличением возможностей выбора оптимальных маршрутов следования сокращается время в пути, соответственно высвобождается личное время москвичей для досуга и отдыха. Повышаются комфортность среды и качество жизни.

И все же определенные подвижки от 1980-х к 2010-м имеют место. В последние десятилетия все большее значение приобретают такие факторы, как повышение безопасности среды, уменьшение заболеваемости, снижение смертности. Оптимизация транспортной инфраструктуры, собственно, является реакцией, в том числе на эти приоритеты.

Активное внедрение технологии транспортно-пересадочных узлов позволяет улучшить условия посадки-высадки пассажиров. Ввод же МЦК дает возможность оценить качество технологии «бесшовного рельса».

Протяженность БКЛ составит около 69 км, с размещением 31 станции, 19 из которых образуют пересадки с радиальными линиями метро, 11 с направлениями железных дорог, 4 с (МЦК) и 5 с первоочередными Московскими центральными диаметрами(МЦД) Одинцово Лобня и Подольск Нахабино. На БКЛ будет организовано не менее 20 транспортно-пересадочных узлов (ТПУ).

Концепции градостроительного развития территорий в зоне влияния МЦК

БКЛ в транспортной системе города
БКЛ в транспортной системе города

Какие конкретно плюсы город и горожане получат на выходе?

Новая скоростная кольцевая линия при пересечении с действующими и проектируемыми линиями метрополитена и железнодорожными направлениями образует пересадки – тем самым создается новый пересадочный контур. Пассажиры смогут выбирать оптимальные пути следования, минуя центральные пересадочные узлы. Благодаря чему средние затраты времени на поездку по городу окажутся меньше на 10–15 минут. Удается восстановить нормативные условия перевозки – то есть не в переполненных вагонах – в том числе в утренние и вечерние пиковые часы.

Новая линия БКЛ способна перевозить более 55 тысяч человек в час в одном направлении. В результате предполагается снижение загрузки станций, пересадочных узлов и перегонов центральных участков действующих линий метрополитена в часы пик на 15–20 %. Произойдет перераспределение пассажирских потоков. Улучшатся условия посадки-высадки пассажиров в центре города. В результате увеличится провозная способность системы метрополитена в целом.

Обеспечиваются наиболее привлекательные условия для пересадки пассажиров с наземных видов транспорта на метрополитен, что будет способствовать разгрузке центра от наземных видов транспорта. Предполагается снизить интенсивность движения наземного транспорта на улично-дорожной сети в срединных районах столицы на 10–15 %, что позволит улучшить условия дорожного движения и экологическую ситуацию в отдельных районах.

Большая кольцевая линия (БКЛ)
Большая кольцевая линия (БКЛ)


Сегодня рано говорить об эффективности интеграции БКЛ в транспортную систему, поскольку в полную силу она проявится  лишь после запуска всего кольца. Вообще, пассажирские потоки формируются и стабилизируются на протяжении 1–1,5 лет после ввода линии в эксплуатацию.Первый участок БКЛ – от Хорошево до Петровского парка – введен в строй в начале этого года. Насколько ожидания специалистов совпали с реальностью – имеются в виду пассажиропоток, активизация общественных и коммерческих функций вблизи станций и т. п.?

Тем не менее, первый отрезок уже показал свои функциональные качества. Прежде всего речь идет о новых возможностях пешеходной доступности скоростного внеуличного транспорта, пересадке в комфортных условиях, расширенном выборе навигации. При том, что запущены всего пять станций с четырьмя пересадками на радиальные линии и двумя – на МЦК.

Безусловно, мы и дальше будем наблюдать положительный эффект поэтапного запуска новых участков БКЛ до ее полного ввода, запланированного на 2023 год.

Что касается развития общественных, в том числе коммерческих, функций – это предполагает параллельный, но все же более длительный период освоения прилегающих к транспортным артериям города территорий.

Каковы особенности развития территорий, прилегающих к БКЛ, в сравнении с территориями вокруг МЦК? Есть ли исследования последствий запуска МЦК, в частности разгрузки радиальных веток, связи с пригородными железнодорожными направлениями, сокращения среднего времени в пути и проч. Можно ли спроецировать этот опыт на БКЛ, просчитав вероятные эффекты?

Особенности обоих колец определяются типами транспортных систем. МЦК – новый вид транспорта, проходит над землей. БКЛ – продолжение развития метрополитена, расположена под землей и выходит на поверхность только станциями. Для МЦК важны, прежде всего, узнаваемый визуальный образ и организация ТПУ – как с точки зрения создания градостроительных акцентов, так и оптимизации освоения территории вокруг кольца. Для подземного БКЛ образное единство не столь принципиально, как технология пересадки с созданием мощных пересадочных узлов, расширяющих возможности навигации. Эти факторы оказывают влияние на развитие прилегающих территорий.

Мониторинг последствий запуска МЦК ведется в постоянном режиме. Результаты налицо – уже за первый год эксплуатации число перевезенных пассажиров превысило 110 млн. Эти данные будут использованы при моделировании динамики транспортной ситуации после ввода БКЛ.

Предложения по функционально-планировочной организации прилегающих к БКЛ территорий
Предложения по функционально-планировочной организации прилегающих к БКЛ территорий

БКЛ, вслед за МЦК, работает на концепцию полицентрического развития города. Помимо четырех агломерационных центров, оттягивающих функциональную нагрузку из исторического ядра города, остальные проектируемые станции способны взять на себя функцию контрмагнитов второго-третьего порядка?

Безусловно, в особенности там, где это позволяют имеющиеся территориальные резервы. Помимо двух пересечений с МЦК – Нижегородской и Хорошевской, это Варшавка, куда приходит Павелецкое направление железной дороги и должен прийти дублер Варшавского шоссе. А также существующий участок, соединяющий Варшавское и Каширское шоссе, который будет включен в контур БКЛ и реконструирован.

И все же в большей степени функция разгрузки возложена на МЦК. На БКЛ это не столь очевидно, так как ее трассировка проходит преимущественно в зонах сложившейся  застройки и в границах природно-исторических зон.

Упрощая ситуацию, можно сказать, что если в случае МЦК прилегающие территории по преимуществу носили промышленный характер, то территории вокруг БКЛ – в основном жилые. Соответственно, баланс территорий другой, а значит – и подходы иные. Если на МЦК акцентированы транспортно-пересадочные узлы, пространство организовано формирующимися общегородскими центрами, то на БКЛ основной задачей является организация пешеходных связей и создание общественных пространств. Что требует более осторожной работы, чем в случае МЦК – что-то типа мелкой пластики, поскольку здесь территории исторически сложившиеся, содержащие соответствующие планировочные ограничения. Не говоря уже о жителях, которые очень по-разному относятся к появлению нового у себя под боком. Понятно, жилье необходимо насыщать рабочими местами – и такая установка присутствует, однако существуют ограничения – те самые планировочные и социокультурные, которые нельзя не учитывать. 

Если в агломерационных центрах планируется размещение объектов городского уровня, со столичными функциями, то на более низких территориальных уровнях предусмотрен набор объектов, имеющих локальную значимость – местные сети обслуживания, магазины повседневного спроса, клубы и галереи – от районного до местного значения, опять же в зависимости от места в пространственной иерархии.

Причем приоритетом является значимость узлов – освоение же площадок может идти параллельно.

Также БКЛ нацелена на увеличение связности расползающегося мегаполиса. Помимо общегородского есть еще местный уровень. Среди бенефициаров – жители близлежащих районов.

К примеру, через Варшавское шоссе или его дублер просто так не переберешься. Не спустившись в метро, невозможно перейти на противоположную сторону. Возникает задача организации пешеходных путей по регулируемому надземному или подземному переходу.

Создаются пространства, получившие название «сухие ноги». Чтобы человек, выйдя из дома, мог без труда добраться до любого объекта – транспортного, обслуживающего, культурного, с опорой на сеть маршрутов уже сложившихся, протоптанных самими жителями.

Связность предполагает еще и безопасность. Возьмем в качестве примера станцию «Балтийская» в районе Войковской. Для того чтобы попасть в метро, жителям двух кварталов по обе стороны Ленинградки надо преодолеть шоссе и железнодорожные пути. Раньше перебегали через рельсы. Сегодня же на базе ТПУ обустроен пешеходный переход, решающий эту задачу. Несмотря на неблизкие расстояния, люди активно им пользуются, т. к. это другая степень комфортности. Кроме того, исключено попадание на пути, что в связи с запуском линии скоростного транспорта весьма актуально.

Среди разработанных документов по развитию БКЛ есть схема существующих точек роста. Их довольно много, что, очевидно, свидетельствует об объективном характере данной программы, ее подготовленности, профессиональной зрелости?

Действительно, мы подготовили схему развития территорий с учетом уже принятых решений, включая проекты, пребывающие в стадии реализации. Это и территория Мневниковской поймы, и точечные жилые комплексы типа «Ривер Парка» или «Родного города», расположенные в зоне влияния кольца. Они предстают как точки опережающего развития, вполне самодостаточные, способные предъявить новое качество обустройства городской среды.

Вдоль трассы БКЛ есть также площадки с преимущественно общественной функцией – например, институтские кластеры, есть с превалирующей производственной функцией. Промышленных территорий, которые полностью меняли бы производственный профиль, практически нет – в основном это перевооружение, модернизация и т. п.

Проекты в активной фазе строительства на территориях, прилегающих к БКЛ
Проекты в активной фазе строительства на территориях, прилегающих к БКЛ

БКЛ преимущественно проходит по территориям, сформировавшимся в ходе первого этапа индустриального домостроения. Очевидно, в орбиту ее влияния попадает большое количество площадок реновации?

Действительно, площадок реновации довольно много. Из принятых в качестве первоочередных – рядом с агломерационными центрами, в районе Варшавской и Нижегородской. В последнем случае жилой квартал прилегает к территориям производственного назначения. Осложняющим фактором оказывается множественность собственников, лоскутный характер территории.

В этом случае могут ли объективные земельно-правовые обстоятельства внести свои коррективы, например задержать развитие агломерационных и локальных узлов?

Необходима заинтересованность всех сторон. Тогда можно говорить не только о согласованности сроков развития, но и решении задач финансирования.

Как изменится карта стоимости столичной земли с вводом БКЛ? Девелоперы уже ощущают прилив адреналина? Как использовать выделяемую энергию в мирных целях? К примеру, ППТ все равно должны оставаться в зоне ответственности городских властей.

Определенно, стоимость городской  земли с вводом БКЛ не уменьшится. Помимо БКЛ этому будут способствовать продолжающееся развитие транспортной инфраструктуры города, повышение качества городской среды, рост безопасности и уровня жизни горожан.

Девелоперы наверняка что-то планируют – но решение все равно за городом. Хотя не исключена вероятность привлечения коммерческих интересантов к освоению ряда площадок. В любом случае исследования, связанные с развитием территорий, в том числе находящихся в зонах влияния БКЛ, остаются именно в зоне ответственности городских властей.

Все статьи по теме
10 мин.

Похожие