Правительство
Москвы
Телефон: +7(499) 250-95-96
Отправить заявку

Ольга Панкина: «Если линия построена и открыта для пассажиров, для нас это просто счастье»

Рады представить вам следующее интервью из серии «Люди Генплана», в которой мы знакомим читателей с членами команды Института Генплана Москвы, рассказываем об их профессиональном опыте, взглядах, жизненных принципах и т. п. В «эфире» Ольга Панкина – начальник мастерской развития пассажирского транспорта Института.

Ольга Владимировна, какой вуз вы окончили?

Я окончила МИСИ – Московский инженерно-строительный институт имени В.В. Куйбышева. Изначально я планировала поступать в архитектурный, но «не дотянула рисунок», который требовалось сдавать на вступительных экзаменах. А факультет градостроительства МИСИ показался мне очень интересным, т. к. открывал огромный пласт знаний об основах формирования города, о его последующем развитии, о том, как создать такую городскую среду, в которой хотелось бы жить. К тому же некоторые мои друзья, поступившие в МИСИ, настолько хорошо отзывались о преподавательском составе факультета, об атмосфере, царящей в стенах института, что сомнений в верности выбора у меня почти не было.

Ольга Панкина – начальник мастерской развития пассажирского транспорта Института Генплана Москвы
Коллектив мастерской развития пассажирского транспорта Института Генплана Москвы

Что вы вынесли из обучения в МИСИ?

Я научилась слушать, мне также привили навык рассматривать любую задачу сразу с нескольких сторон, применять в работе комплексный подход, прощупывать разные варианты. За время учебы я научилась работать самостоятельно и в команде, использовать любой подручный материал, благо в институте их было в избытке, –  это и учебники, и конспекты по лекциям (свои и не свои) – много всего, в общем. Сиди и работай – было бы желание и здоровье. Эти умения мне очень пригодились в жизни, в моей профессиональной деятельности, особенно в коллективной работе.

Кто из преподавателей оказал на вас наибольшее влияние, и в чем проявилось, по-вашему, это влияние?

Вы удивитесь, но на градостроительном факультете моим самым любимым предметом была философия, которую преподавал обожаемый мной профессор Дашниц – царствие ему небесное. Его способность заглянуть в суть вещей, показать молодым, еще «не оперившимся» ребятам важность того, что все в жизни должно быть уравновешено, что необходимо помнить о причинно-следственной связи, думать о том, как твои решения, принятые здесь и сейчас, повлияют на будущее, сыграла значительную роль в формировании моего мировоззрения. Ну и, конечно, я очень любила архитектуру, начертательную геометрию, нравилась теоретическая механика…

Расскажите, что привело вас в Институт Генплана Москвы?

Распределение и мой личный выбор. Когда я заканчивала институт, а было то в 1987 году, у студентов, к счастью, была еще возможность в плановом порядке устроиться на службу, причем учащиеся могли из предложенного перечня самостоятельно выбрать организацию, где хотели бы работать. Я к этому вопросу подошла основательно. Изучив перечень предприятий, я поняла, что, покуда существует Москва, будет существовать и Институт Генплана Москвы. Без этой организации, которая определяет стратегию развития города, никакие позитивные изменения попросту невозможны.

Сначала я пришла сюда на практику, потом защищала диплом у Елены Николаевны Боровик – моего первого учителя в стенах Института. Мы делали диплом вдвоем с подругой. Тема звучала так: «Транспортное обслуживание многофункционального комплекса в городе Химки». Помню, как Елена Николаевна тогда сказала: «Начнем с главного: кто туда поедет? Проект-то мы с вами разработаем, но нужно же понять, кто будет пользоваться этим комплексом, и в каком количестве»? Это было очень интересно. И до сих пор, приступая к очередному проекту, я в первую очередь спрашиваю себя: «Для кого делаем? Каким будет спрос»? 

В рамках своей дипломной работы мы подготовили анкеты и опросили около полутора тысяч человек – пользователей объектов культурно-бытового назначения – о бассейне «Москва», которого уже нет, спорткомплексах, концертных залах, кинотеатрах и музеях. И пока мы проводили опрос, возникло ощущение прямой связи между тем, что мы делаем, придумываем, обосновываем, доказываем и повседневной жизнью жителей нашего города.

После успешной защиты диплома я снова пришла в транспортную мастерскую Института, но пора уже было определяться с профилем. На тот момент ее руководителем был Юрий Васильевич Коротков. Помню, как мы зашли с подругой к нему в кабинет, сели за стол, а на пороге уже стоят ГИПы – главные инженеры проектов, – смотрят на нас и думают, кого бы к себе взять, прицениваются. Тогда я еще не знала, какую специализацию выбрать – метро, дороги или что-то еще. Но заниматься только наукой желания не было. Я хотела, чтобы моя работа носила прикладной характер, и я могла видеть результат своего труда при жизни. Для меня это важно. Например, сейчас, когда утверждается постановление по проекту планировки какой-нибудь линии метрополитена, мы с моими коллегами ликуем. А если линия построена и открыта для пассажиров, то для нас это просто счастье!

Юрий Васильевич поступил просто, сказав, что мою судьбу решит монета: «Если выпадает орел – идешь в метро, если решка – в дороги». И выпал орел. Тут Маргарита Николаевна Заневская, мой ГИП, которая приняла меня, как родную, подошла ко мне и обняла: «Олька, работаем вместе»! И понеслось: сидела со мной рядом, учила всем базовым вещам, без которых в проектировании просто шагу нельзя ступить. В нашем деле много тонкостей – что-то нужно просто почувствовать. Я часто вспоминаю Маргариту Николаевну – мы с ней долго дружили, до конца ее дней. Я очень благодарна ей и всем моим последующим учителям – это и Наталья Ивановна Власова, и Александра Петровна Родионова, и Лариса Михайлова Копылова. Все это корифеи, с которыми мне посчастливилось работать. А сейчас уже я сижу плечом к плечу с молодыми девочками, пришедшими к нам в сектор развития скоростного внеуличного транспорта, и стараюсь успеть передать им все, что знаю сама.

Как вы поддерживаете свои профессиональные компетенции? Что бы вы посоветовали молодым сотрудникам?

Нужно, что называется, постоянно держать руку на пульсе, ведь жизнь не стоит на месте. Практика, наработанный опыт – это хорошо, но любопытство – основа основ: узнавать о последних тенденциях в сфере градостроительства, в сопредельных отраслях, о развитии видов транспорта, осваивать законодательную базу – все это тоже нужно. Существует много источников получения специализированной информации – среди них и интернет, и научно-исследовательская литература. Очень помогают поездки в другие города и страны, будь то командировки или просто отпуск. Иногда впечатления от увиденного становятся своего рода путеводной звездой. А главное, нужно больше общаться с коллегами – профессиональное общение и обмен опытом крайне важны. Я стараюсь мониторить интересующие меня темы по развитию транспортных систем, видов пассажирского транспорта, слежу в том числе за отчетными данными и технико-эксплуатационными показателями, предоставляемыми такими организациями, как Московский метрополитен, РЖД и др. Без этого никуда.

Над какими проектами вы в настоящий момент работаете?

Программа развития столичного метрополитена предусматривает дальнейшее продление линий в сложившиеся районы Москвы и сооружение новых линий на присоединенных территориях и в южном секторе города. В настоящее время мы практически закончили разработку градостроительной документации по всем участкам Третьего пересадочного контура, готовим проекты планировки участков Люблинско-Дмитровской линии на отрезке от станции «Селигерская», которую недавно открыли, до Лианозово и далее – в район Северный, а также новой линии, которая придет на территории Троицкого и Новомосковского административного округов – мы ее называем Коммунарская  – и соединит станции «Улица Новаторов» Большой кольцевой линии и «Столбово». На очереди Бирюлевская линия метрополитена, продление Арбатско-Покровской линии в район Гольяново. Разработка градостроительной документацией по ним пока не начата, но правительство Москвы видит в этом необходимость, и это главное.

У вас есть какой-то девиз, с которым вы идете по жизни?

Мой девиз: «Делай, что должно, никогда не опускай руки, и все будет хорошо»! С декабря прошлого года у нас «год метрополитена» – работы уйма. Правительство города всерьез взялось за его развитие: продлеваются существующие линии, строится Большая кольцевая, Кожуховская и другие линии… Работаем мы, как вы понимаете, не от звонка до звонка, в общем, нарушаем трудовую дисциплину. Когда я ухожу с совещаний, меня спрашивают:  «Ты куда?» – «Я домой пошла» – «В смысле?» – «Ну, в 610-ю комнату». Это мой дом и моя прописка на ближайшее время.

Для меня очень важно, чтобы на работе и мне, и моим дорогим коллегам было также комфортно, как дома, чтобы атмосфера была дружеской. Это залог успеха. Здóрово, когда мы можем быть естественными, обсуждать насущные проблемы, просто говорить о жизни, советоваться… Мы друг друга знаем давно, съели не один пуд соли, и у нас все отлично!

Теги: Институт Генплана Москвы мастерская развития пассажирского транспорта Ольга Панкина «Люди Генплана» серия интервью МИСИ Московский инженерно-строительный институт имени В.В. Куйбышева Московский инженерно-строительный институт программа развития метрополитена развитие метрополитена метрополитен метро Московский метрополитен транспортное обслуживание транспорт пассажирский транспорт многофункциональный комплекс проектирование Елена Боровик Юрий Коротков Маргарита Заневская Александра Родионова Лариса Копылова Наталья Власова Люблинско-Дмитровская линия станция «Селигерская» Лианозово район Северный станция «Физтех» ТиНАО Троицкий и Новомосковский административные округа правительство Москвы станция «Улица Новаторов» Большая кольцевая линия БКЛ станция «Столбово» Бирюлевская линия Арбатско-Покровская линия Гольяново градостроительная документация градостроительство документация присоединенные территории главный инженер проекта ГИП
Используя этот сайт, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с Политикой ГАУ «Институт Генплана Москвы» в отношении обработки персональных данных пользователей