Правительство
Москвы
Телефон: +7(499) 250-95-96
Отправить заявку

Когда данные стали большими

15 ноября в конференц-зале Института Генплана Москвы прошла лекция бывшего декана Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ, основателя и президента компании Habidatum, географа и урбаниста Алексея Новикова на тему «Опыт использования Больших данных в разработке мастер-планов». Мероприятие состоялось в рамках осенней программы «Лектория Института Генплана».

Алексей Викторович начал с того, что Большие данные сами по себе, в отсутствие визуализации и интерпретации, – не более чем информационный шум. «Когда я впервые столкнулся с проблемой практического применения Больших данных, то понял одну простую вещь – работать с ними возможно только в том случае, если их визуализировать», – констатировал спикер.

Лектор отметил, что современный город порождает огромное количество неструктурированной информации. Для городских планировщиков, людей, управляющих коммерческой недвижимостью, да и для самих телекоммуникационных компаний это огромный ресурс и в то же время нетривиальная творческая задача – переработать этот поток данных в некий осмысленный продукт. Затем Алексей Викторович рассказал о том, как эта задача может быть решена, – на примере цифровой платформы, разработанной компанией Habidatum: «Мы создали платформу Chronotope, которая аккумулирует всевозможные данные, а затем обрабатывает и визуализирует их, облегчая пользователям – среди них и планировщики – задачу по их осмыслению».

Алексей Новиков, президент компании Habidatum
Алексей Новиков, президент компании Habidatum
Алексей Новиков, президент компании Habidatum
Алексей Новиков, президент компании Habidatum
Алексей Новиков, президент компании Habidatum

Какие данные собирает платформа? По словам господина Новикова, основной процент оседающей там информации – «спонтанные данные», как-то: данные мобильных операторов, информация с сайтов недвижимости, семантические данные из социальных сетей, открытые данные от компаний, занимающихся городским прокатом велосипедов, данные платежных систем, различные данные мобильных приложений и т. д. И возникает т. н. Data Market Place – единая платформа, агрегирующая различного рода информацию, которая категоризируется по принципу принадлежности к тем или иным территориальным ячейкам, или «сотам», размеры которых варьируются в зависимости от гранулярности информации. Стандартный рабочий размер –
200 на 200 м.

Следом лектор продемонстрировал, как выглядит сама платформа: она представляет собой 3D-изображение в виде карты в горизонтальной плоскости с вертикальной шкалой времени. То есть с помощью Chronotope можно узнать, как со временем менялось значение выбранного показателя (допустим, концентрация людей) в рамках конкретной территориальной ячейки.

Далее Алексей Викторович перешел к самой захватывающей части своего выступления, а именно – к обзору проектов, которые реализовывались с помощью Chronotope, и описанию тех открытий, которые позволила сделать визуализация Больших данных.

Сперва господин Новиков рассказал про «Археологию периферии» – пожалуй, первое масштабное исследование Москвы на основе Больших данных (данные сотового оператора «Мегафон»). Для команды, проводившей упомянутое исследование, главным сюрпризом стал тот факт, что лишь 30 % населения Москвы выезжает утром из своих районов, хотя, казалось бы, «вся Москва едет». Алексей Викторович подчеркнул, что такого рода визуализации – прекрасный инструмент для анализа городских проблем, в частности для выявления недостатка в хордовых магистралях, для расчета эффекта от продления веток метро и т. п.

Следующие три проекта, о которых рассказал спикер, также касаются Москвы. Первым делом Алексей Викторович представил семантическую карту российской столицы, которая наглядно показывает, о каких местах в Москве люди чаще всего пишут. Результат в очередной раз всех удивил – пользователей социальных сетей, как выяснилось, практически не волнует происходящее за пределами Бульварного кольца. Это означает, что даже в полупериферийных районах столицы почти нет никаких аттракторов, о которых можно было бы что-то написать.

Второй проект – это попытка выявления потенциальных аттракторов, или «центральностей», за пределами Бульварного кольца, которые могли бы составить альтернативу условной туристической части города с точки зрения спектра предоставляемых услуг. Анализ производился на основе данных мобильных операторов и кассовых аппаратов – исследовались не только места концентрации людей, но также объемы и структура их покупок. В результате получилась сеть центров разного порядка.

Алексей Викторович отметил, что эта информация может быть весьма полезна при реализации программы реновации: «Фактически она дает возможность встраивать жилые комплексы в картину связей и картину “центральностей”, что дает нам возможность думать не только о жилье, но и о сбалансированном развитии территории».

Третий проект связан с Чемпионатом мира по футболу 2018 года, однако в фокусе рассмотрения в этот раз была не только Москва: опираясь на данные тех же сотовых операторов и кассовых аппаратов, специалисты Habidatum исследовали активность горожан и туристов на территориях с разным морфотипом застройки. И здесь результат снова оказался неожиданным, но в то же время, пожалуй, симптоматичным. Во-первых, по-разному себя «повели» столичные и провинциальные города. В случае с первыми изначальная гипотеза о том, что вся жизнь выплеснется в старые районы, оправдалась, в случае же со вторыми не было ничего даже близко похожего – фестивальные места были заполнены болельщиками и минимальным процентом местных жителей. По словам Алексея Викторовича, одно из возможных объяснений этому – непривычность россиян к такому формату городского праздника: в отличие от «стандартных» фестивалей, гуляния в рамках Мундиаля предполагают самое непосредственное участие во всеобщей радости – здесь нужно прыгать, танцевать, обниматься, как на карнавале, однако такой стиль не присущ культуре большинства наших городов.

Далее лектор перешел к описанию зарубежных проектов Habidatum. К примеру, с помощью платформы Chronotope удалось отследить, сколько «полезного», т. е. сопряженного с денежными тратами, времени люди проводят внутри лондонского аэропорта Хитроу. Такие вещи напрямую влияют на прибыль воздушной гавани. В рамках другого кейса, связанного с проектом Walkable London (пешеходная улица в районе лондонской Оксфорд-стрит), обращение к Большим данным привело к корректировке проектного решения и отказу от полной пешеходизации в пользу мультимодальности (пешеходы + общественный транспорт).

Лекция Алексея Новикова «Опыт использования “Больших данных” в разработке мастер-планов»
Лекция Алексея Новикова «Опыт использования “Больших данных” в разработке мастер-планов»
Лекция Алексея Новикова «Опыт использования “Больших данных” в разработке мастер-планов»
Лекция Алексея Новикова «Опыт использования “Больших данных” в разработке мастер-планов»
Лекция Алексея Новикова «Опыт использования “Больших данных” в разработке мастер-планов»
Лекция Алексея Новикова «Опыт использования “Больших данных” в разработке мастер-планов»
Лекция Алексея Новикова «Опыт использования “Больших данных” в разработке мастер-планов»
Лекция Алексея Новикова «Опыт использования “Больших данных” в разработке мастер-планов»
Лекция Алексея Новикова «Опыт использования “Больших данных” в разработке мастер-планов»
Лекция Алексея Новикова «Опыт использования “Больших данных” в разработке мастер-планов»
Лекция Алексея Новикова «Опыт использования “Больших данных” в разработке мастер-планов»
Лекция Алексея Новикова «Опыт использования “Больших данных” в разработке мастер-планов»
Лекция Алексея Новикова «Опыт использования “Больших данных” в разработке мастер-планов»

Пожалуй, самыми захватывающими были сюжеты о планировании не в пространстве, но во времени. Например, анализ публикаций в социальных сетях и данных мобильных операторов помог по-новому взглянуть на недавно обострившуюся проблему с туристами в Барселоне: как оказалось, временных пересечений в активностях приезжих и местных жителей – минимальное количество.

Более яркий пример темпоральной сегрегации  лектор оставил на сладкое. Речь о лондонском Хаммерсмите – одном из самых космополитичных районов города. Анализ показал, что в Хаммерсмите и правда проживает много различных меньшинств, но они друг с другом почти не пересекаются, так что увидеть одновременно в одном месте мусульман и представителей ЛГБТ-сообщества вряд ли получится.

Алексей Викторович подчеркнул, что рассуждения о времени как об одном из городских ресурсов «открывают совершенно невероятные просторы». Играя со временем, можно разнообразить функциональное наполнение района, насытить его новыми сервисами, кардинально «перекроить» сценарии пользования местом. Более того, время можно «брать в аренду»: так происходит, например, на Манхэттене, где пустующие в дневное время дорогие рестораны на два-три часа становятся коворкингами – сторонние компании просто выкупают у них это время.

В завершение своего выступления Алексей Новиков еще раз обратился к тому, с чего начал. По его мнению, построение «умного города», сбор Больших данных, создание «умной» инфраструктуры – все это имеет смысл только в том случае, если за этим следуют анализ и интерпретация. «Сами по себе данные ничего не решают, они, наоборот, только усложняют размышления, но при этом дают колоссальное количество возможностей», – повторил лектор.

Безусловно, эти слова заключают в себе вызов для наших градостроителей – сейчас важно не упустить открывшиеся возможности, максимально использовать имеющиеся ресурсы для развития города не только как физического пространства, но и пространства временнóго, смыслового и т. д.

Теги: Институт Генплана Москвы Лекторий Института Генплана Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ Высшая школа экономики Habidatum география урбанистика Алексей Новиков Большие данные Big Data мастер-план визуализация интерпретация город современный город информация планирование недвижимость телекоммуникация цифровая платформа Chronotope данные «спонтанные данные» мобильный оператор семантика семантические данные социальная сеть соцсеть платежная система прокат мобильное приложение приложение Data Market Place агрегатор территориальная ячейка гранулярность информации 3D-изображение 3D показатель концентрация людей проект «Археология периферии» исследование «Мегафон» Москва район хордовая магистраль хорда магистраль ветка метро метро метрополитен семантическая карта карта Бульварное кольцо полупериферия периферия аттрактор «центральность» кассовый аппарат сотовый оператор программа реновации реновация жилье сбалансированное развитие развитие территорий Чемпионат мира по футболу – 2018 FIFA-2018 FIFA Мундиаль горожанин турист морфотип застройки застройка столичный город столица провинциальный город провинция культура Лондон аэропорт Хитроу кейс Walkable London Оксфорд-стрит пешеходизация мультимодальность общественный транспорт транспорт Барселона темпоральная сегрегация сегрегация Хаммерсмит космополитизм меньшинства мусульмане ЛГБТ-сообщество Манхэттен ресторан коворкинг «умный город» «умная» инфраструктура инфраструктура градостроительство
Используя этот сайт, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с Политикой ГАУ «Институт Генплана Москвы» в отношении обработки персональных данных пользователей