Торговля каретами и театральное новаторство

Каретный Ряд – небольшая улица в центре Москвы, расположенная в Тверском районе между Средним Каретным переулком и Садовым кольцом. Изначально она была частью Петровки, а последние два века является ее самостоятельным продолжением. Общая протяженность Каретного Ряда составляет 350 м.

Описываемая улица примечательна тем, что с самого момента ее появления на карте города здесь селились люди определенной профессиональной специализации, а именно – изготовители телег, колымаг, возков и прочих передвижных средств тех времен.

Топоним говорит сам за себя и не оставляет простора для догадок. Улица известна с XVII века – именно в то время ее облюбовали мастера-тележники. С тех пор в народе прочно закрепилось обиходное название – Тележный ряд. В XVII веке улица выглядела скромно и имела вид почти сельский – по обе ее стороны тянулись огороды, впереди которых располагались лавки торговцев и ремесленников Тележного ряда. Здесь же находились их скромные деревянные жилища. В начале XVIII века на улице появились дома более зажиточных ремесленников – каретников. В период царствования Екатерины II в дворянской среде становится модно и практически обязательно подражать высшему парижскому обществу – эта тенденция сказывается и на популярности таких транспортных средств, как кареты и коляски: они получают широкое распространение, постепенно вытесняя прежние «дедовские» виды повозок. Состоятельные люди быстро оценили преимущества иностранных экипажей, на которых было удобно передвигаться как по городу, так и за его пределами. В конце XVIII века спрос на них возрос настолько, что на месте старинного Тележного ряда возник Каретный ряд: улица превратилась в сплошную череду магазинов и лавок, занимающихся продажей карет.

Но до начала XIX века улица официально являлась частью Петровки, и только сами торговые ряды назывались Каретным рядом. Большой пожар 1812 года уничтожил все постройки вдоль улицы. Есть свидетельства, что каретники сами поджигали собственные лавки, чтобы экипажи не стали добычей французов. На восстановление торговой функции улицы потребовалось несколько лет. К 1818 году на Каретном ряду открылись четырнадцать лавок, что было значительно меньше их довоенного количества, причем все они сменили владельцев.

Примерно в это время у каретников в продаже появился экипаж «гитара» необычной конструкции, который представлял собой дрожки с длинным сиденьем посередине в виде скамейки от козел к задку, на которое мужчины могли садиться верхом, а женщины – боком. Новый экипаж привлекал своей практичностью и впоследствии был преобразован в первый московский общественный транспорт – т. н. линейку.

С начала XIX века на улице Каретный Ряд в родовом особняке проживали купцы Марковы, открывшие здесь крупную фирму – «Экипажную фабрику братьев Марковых». Также им принадлежали несколько каретных лавок. По обе стороны улицы под навесами стояли, готовые к продаже, различные экипажи – кареты, коляски, ландо, дрожки, фаэтоны. Особняк Марковых сохранился до наших дней. В настоящее время он известен как «дом Станиславского», поскольку прославленный режиссер и реформатор театра жил в нем с 1903 по 1920 годы. Также в народе к нему приросло прозвище «дом с пегасами», благодаря запоминающемуся скульптурному украшению – греческим грифонам, расположенным по обеим сторонам фронтона.

К концу XIX века улица приобрела дополнительную функцию, в результате чего стала центром притяжения ведущих театральных деятелей эпохи. Дело в том, что в 1890-е на территории бывшего владения Зиновьевых с большим садом были открыты ресторан и летний театр «Эрмитаж». В 1894 году аренда сада перешла к меценату Якову Щукину, владевшему соседним домом по Каретному Ряду. Территория сада занимала на тот момент почти всю левую сторону улицы. Щукин построил здесь театр оперетты, где также часто проходили гастроли различных трупп и знаменитостей того времени.

На рубеже веков в этом месте начал свою деятельность Художественно-общедоступный театр, основателями и руководителями которого были Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. Первый же спектакль «Царь Федор Иоаннович» по пьесе Алексея Толстого принес театру оглушительный успех, а последующие постановки лишь укрепили его славу. Именно на этой сцене состоялись премьеры произведений Антона Чехова «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры».

Максим Горький отзывался о театре восторженно: «Художественный театр – это так же хорошо и значительно, как Третьяковская галерея, Василий Блаженный и все самое лучшее в Москве». Его пьеса «На дне» также впервые была поставлена на этих подмостках. Театр располагался на Каретном Ряду с 1898 по 1903 годы, а затем переехал в Камергерский переулок. Деятелям искусства, трудившимся в нем, удалось создать новые сценические формы и предопределить вектор развития не только русского, но и мирового театра.

До середины XIX века в соседнем переулке – Большом Спасском (позже – Большом Каретном) – в доме № 16 проживал актер Михаил Щепкин, ставший важнейшей фигурой русского театрального искусства. Здесь его навещали Александр Пушкин, Николай Гоголь, Иван Тургенев, Виссарион Белинский и другие видные литераторы. В том же переулке в доме № 12 жила великая русская актриса Мария Ермолова, в честь которой в 1956 году он был переименован (соответствующее название – улица Ермоловой – сохранялось за переулком вплоть до 1993 года).

В 1918 году на Каретном Ряду был открыт Дворец Октябрьской революции им. Свердлова, в котором работали драматическая и оперная труппы. Долгое время здесь размещался театр им. Моссовета, при котором в конце 1930-х были возведены большая сцена и кинотеатр. В наши дни в саду «Эрмитаж» располагаются несколько театральных площадок: «Новая опера», театр «Сфера», театр «Эрмитаж», а также открытая эстрада.

В начале XX века на смену конному транспорту постепенно приходят легковые автомобили. С 1913 года они поступают в продажу на Каретном Ряду. Торговлей автомобилями занимались преимущественно крупные фирмы, такие как Акционерное общество «Бразье».

После революции каретные лавки и мастерские при них были отданы нескольким государственным учреждениям и превращены в гаражи. В период 1-й пятилетки на улице появился первый в Москве двухэтажный гараж – т. н. гараж Совнаркома – по проекту архитектора Георгия Гольца, считавшийся на тот момент большой диковиной.

В рамках решения жилищного вопроса на углу Каретного Ряда и Садового кольца в конце 1950-х был построен большой жилой дом для работников искусства. Изначально десятиэтажное здание предназначалось для заселения артистов балета Большого театра. Одним из его известнейших жильцов стал народный артист СССР Леонид Утёсов.

В советскую эпоху улица была значительно расширена и асфальтирована, по ней проложили троллейбусную линию. Сад «Эрмитаж» также менялся с течением времени – благоустраивался, потом приходил в запустение, потом снова приводился в порядок, – но на протяжении всей своей истории он оставался одним из любимых мест проведения досуга москвичей.

В 2017 году улица Каретный Ряд вошла в программу комплексного городского благоустройства «Моя улица». В ходе работ улица приобрела ухоженный вид – были посажены новые деревья, установлены современные лавочки и урны, все провода убрали под землю, проложили кабельную канализацию и колодцы, а тротуар замостили гранитной плиткой. В настоящее время Каретный Ряд с его садом «Эрмитаж» и театрами – модное место, где собирается богемная публика. О прошлом улицы – каретных мастерских и торговле экипажами – напоминает лишь ее название.

Автор: Александра Амиантова

Исторические фото: https://pastvu.com/

Институт Генплана Москвы Москва благоустройство Клуб любителей топонимики «Заметки Клуба любителей топонимики» СССР Петровка Екатерина Великая Екатерина II меценат Виссарион Белинский Александр Пушкин Антон Чехов общественный транспорт столица торговля Октябрьская революция магазин город улица Каретный Ряд Каретный ряд Тверской район Средний Каретный переулок Садовое кольцо улица Петровка Тележный ряд лавка телега повозка карета пожар 1812 года экипаж «гитара» «линейка» особняк купцы Марковы «Экипажная фабрика братьев Марковых» «дом Станиславского» «дом с пегасами» владение Зиновьевых летний театр «Эрмитаж» Яков Щукин театр оперетты оперетта гастроли Художественно-общедоступный театр Константин Станиславский Владимир Немирович-Данченко «Царь Федор Иоаннович» Алексей Толстой «Чайка» «Дядя Ваня» «Три сестры» Максим Горький Третьяковская галерея Василий Блаженный «На дне» Камергерский переулок Большой Спасский переулок Большой Каретный переулок Михаил Щепкин Николай Гоголь Иван Тургенев Мария Ермолова улица Ермоловой Дворец Октябрьской революции им. Свердлова театр им. Моссовета сад «Эрмитаж» «Новая опера» театр «Сфера» театр «Эрмитаж» Акционерное общество «Бразье» 1-й пятилетка гараж Совнаркома Совнарком Георгий Гольц Большой театр Леонид Утёсов
Все статьи по теме
9 мин.

Похожие