Правительство
Москвы
Телефон: +7(499) 250-95-96
Отправить заявку

В любой композиции должен быть переток

19 апреля гостем весенней программы «Лектория Института Генплана» 2019 года стал Эркен Кагаров, арт-директор «Студии Артемия Лебедева». Он рассказал сотрудникам Института про универсальные принципы композиции, которые работают не только в дизайне, физике, кино, торговле, но и во всей Вселенной, и почему так важен переток.

Лектор начал свой рассказ издалека, напомнив про принцип работы водяной мельницы. «Ключевым в работе мельницы является то, что есть два резервуара для хранения воды: один находится высоко в горах, другой – в низине, в него вода и стекает. Если представить, что два хранилища находятся на одном уровне, то вода перетекать не будет. Это очень важная вещь. Я к этому еще вернусь», – заострил внимание аудитории спикер, добавив, что по похожему принципу устроены паровозы, атомные электростанции, электромобили и вообще электричество: электроны перемещаются оттуда, где их много, туда, где их мало.

«В природе практически все, что использует человек, связано с перетоком из того места, где чего-то избыток, в то место, где чего-то дефицит. При чем тут композиция, спросите вы. Природные законы заставляют все выравниваться и стремиться к равновесию. Суть в том, что должна быть разница потенциалов и должен быть переток от большего к меньшему», – заверил лектор, отметив, что принцип перетока практически всегда присутствует в физике, экономике и торговле.

Далее Эркен Кагаров привел пример из области кино, показав кадры из двух фильмов: «Побег из Шоушенка» и «Джентльмены удачи». В обеих картинах человек очень далекий от уголовного мира попадает в тюрьму. Именно разница характеров героев, их опыта и обстоятельств лежит в основе увлекательного сюжета. Фильм про то, как уголовник попадает в тюрьму или как воспитатель попадает в детский сад, был бы не так интересен зрителю – это обычная ситуация. В этих же фильмах задействован конфликт героя и обстоятельств, или тот самый переток, как в случае с водяной мельницей.

Затем лектор перешел к графическим искусствам, продемонстрировав на экране плакат фильма «Cracked» 1992 года.

«На плакате вы видите два крупных элемента – голову и надпись. На первый взгляд, два этих элемента различны по очень большому количеству характеристик, но с другой стороны – они дополняют друг друга. Именно их связка и создает активность плаката», – пояснил спикер.

Контрастное сочетание смысловых элементов очень часто используется и в рекламе. Например, в рекламе игровой приставки Playstation 3 в одну фигуру соединились изображения атомного взрыва и клоуна в парике.

Одно символизирует комедию, другое – трагедию. Как и в предыдущем примере с плакатом фильма, у таких разных вещей должна быть естественная связка. В данном случае два элемента соединены по признаку схожести силуэта.

В дизайне существует неписаный закон: не использовать на одном плакате много шрифтов. «Чем больше шрифтов и элементов вы используете, тем больше видимых проявлений ваших усилий и заметно, что вы затратили много ресурсов. Нужно всегда стараться делать свои усилия невидимыми, тогда результат окружающим будет казаться лучше. Неслучайно на конкурсах дизайна побеждают очень простые и минималистичные работы», – поделился наблюдением спикер.

Человек все познает в сравнении, все относительно. «Представьте, что рядом стоят два здания конкурентов, у одних оно большое, у других – маленькое. Всем очевидно, какая компания более успешна. Мы всегда сравниваем, у нас должна быть разница между высокогорным озером и низкорасположенным морем, иначе не будет контраста и того самого перетока. По этой причине красные томаты лучше всего продаются в зеленых лотках, а желтые лимоны – в фиолетовых, эти цвета усиливают друг друга», – отметил лектор.

В построении композиции нужно также соблюдать принцип асимметрии, который позволяет смотрящему ощутить динамику, движение и тот самый переток. Когда же симметрия центральная, то и движение, и активность отсутствуют.

Еще один принцип, которого необходимо придерживаться в композиции, – это принцип концентрации и распределения. «Важно помнить, что мы всегда ограничены в ресурсах, в выборе цветов, букв и прочих элементов. Если забить печь дровами до упора, то она не будет гореть. Я считаю, что композиция – это управление свободным и заполненным пространством – светом и тьмой, теплом и холодом. Военачальники всегда располагают свои войска таким образом, чтобы где-то была концентрация сил и техники. Только так можно победить», – сказал спикер.

В завершение выступления Эркен Кагаров вернулся к названию лекции, точнее, к его первой части: «Теория большого взрыва». Ученые считают, что изначально вся Вселенная была размером не больше мяча. Спикеру в это верится с трудом: даже относительно небольшая Земля туда вряд ли бы поместилась, не то что бесконечная Вселенная. По мнению ученых, до Большого взрыва Вселенная была сверхплотная, уже потом появились очень горячие звезды, очень холодные пустые планеты, заполненная твердь и пустота космоса. «В мире появилось холодное и горячее, горы и впадины. Со временем горы опустятся, впадины заполнятся, звезды остынут, во Вселенной наступит энтропия. Все выровняется, и тогда наступит смерть всему живому. Однако пока этого не произошло, мы всегда можем использовать разницу между пустым и заполненным, холодным и горячим и тот самый переток. Удивительным образом принципы, заложенные в основе Вселенной, являются и основой композиции», – высказал свою точку зрения лектор.

На этой философской ноте, сорвав бурные аплодисменты сотрудников Института, Эркен Кагаров завершил свой рассказ.

Используя этот сайт, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с Политикой ГАУ «Институт Генплана Москвы» в отношении обработки персональных данных пользователей