Воронеж 2041 – «Компактный город»

31 мая в Воронеже, на Советской площади начал работу XII Архитектурный форум «Зодчество VRN – 2019». Основными векторами программы мероприятия в этом году стали перспективные инструменты градостроительного регулирования для развития центров российских городов, участие архитекторов и горожан в реализации градостроительных проектов, а также межрегиональное и международное сотрудничество в сфере архитектуры.

Специалисты архитектурно-планировочного объединения территориального развития Института Генплана Москвы: руководитель Александр Котенков и главный инженер проекта Захар Шуклин презентовали на форуме концепцию пространственного развития Воронежа, подготовленную в рамках разработки нового генерального плана города на 2021–2041 годы .

Данные материалы стали результатом полугодовой работы по анализу планировочной структуры, а также по сбору и анализу исходных данных, касающихся транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры.

Подчеркнув особую роль Воронежа в межрегиональном взаимодействии и нарастающие агломерационные связи, Александр Котенков представил результаты анализа планировочной структуры города.

Специалист отметил, что в Воронеже сложилось ядро компактного городского центра в радиусе 5 км, однако очевидна неоднородность территории: концентрация рабочих мест в историческом центре, а мест проживания – на периферии. «Ряд делителей, а также обширные промышленные зоны в срединной части города препятствуют его сбалансированному развитию и ограничивают мобильность жителей. Анализ показал, что значительная часть заводов работает неэффективно, при этом занимает самую ценную городскую территорию», – рассказал Александр Александрович.

Специалист сообщил, что в результате проведенного исследования был выделен ряд подходов к работе с территорией города, предполагающих: учет роли Воронежа в структуре агломерации, стремление к созданию самодостаточных городских подцентров в каждом районе, формирование компактного транспортного и урбанизированного каркаса, развитие системы городского центра, преодоление делителей.

С учетом вышеупомянутых подходов специалисты Института Генплана Москвы подготовили два варианта концепции: «Компактный город» и «Сбалансированное развитие периферии». Каждую из которых оценили с точки зрения обеспеченности  транспортной, инженерной и социальной инфраструктурой, а также необходимыми услугами и сервисами. Кроме того, специалисты оценили эффективность функционирования транспортного каркаса города, произвели укрупненный расчет затрат, который ляжет на бюджет города и области по каждому варианту.

«Компактный город» предполагает приоритетную работу с «ржавым поясом» – анализ промышленных территорий в срединной зоне города, работу по трансформации этих территорий в зоны смешанной общественно-деловой и жилой застройки, с сохранением научно-исследовательских функций и небольших невредных производств. «Основная задача – создать связанную планировочную структуру, обеспечить проницаемость территорий и включить их в общественную жизнь города», – подчеркнул Александр Котенков.

Концепция «Сбалансированное развитие периферии» предполагает сохранение существующих тенденций жилищного строительства в периферийных зонах города. При этом предлагается создание на базе этих районов многофунциональных городских подцентров, которые будут обслуживать прилегающие районы агломерации.

В результате проведенного анализа и моделирования специалисты Института выбрали концепцию «Компактный город» как приоритетную.

«Мероприятия по реорганизации центральных и срединных промышленных территорий должны стать первоочередными в новом генплане. При этом необходимо внимательно отнестись к реализуемым проектам на периферии города,  учитывать уже утвержденную граддокументацию. Наши основные усилия будут направлены на формирование комфортной и разнообразной среды, создание новых рабочих мест в периферийных районах», – сообщил Александр Котенков.

В финале доклада главный инженер проекта Захар Шуклин описал, заложенные в концепции транспортные мероприятия, ответил на вопросы из зала.

После выступления последовало активное обсуждение. Представителей профессионального сообщества и горожан больше всего интересовали вопросы, касающиеся перспектив развития рельсового транспорта, учета маятниковой миграции из агломерации, экологии и создания общественных пространств.

Также на площадке форума Институт Генплана Москвы представил стенд, где жители могли пообщаться с разработчиками генерального плана, задать вопросы и, пройдя опрос, предложить свой вариант развития Воронежа. На экспозиции работали представители архитектурно-планировочного объединения Института Генплана Москвы: Софья Черемисина и Даниил Рычков.

По итогам прошедшего мероприятия, специалисты Института отметили высокий уровень организации и проведения форума. Выразили благодарность организаторам – Департаменту архитектуры Воронежской области и Управлению главного архитектора города Воронежа за формирование актуальной повестки и профессионализм.

Концепция пространственного развития Воронежа, представленная на мероприятии вызвала большой интерес. О том, как освещалось это событие в региональных СМИ, смотрите в нашей подборке:

генплан Институт Генплана Москвы Генеральный план Концепция пространственного развития Социальная инфраструктура Экология Метро транспортная инфраструктура Александр Котенков общественные пространства Воронеж промышленные территории архитектурно-планировочное объединение территориального развития транспортный каркас Воронежская область жилая застройка периферия Захар Шуклин инженерная инфраструктура планировочная структура «Компактный город» «Сбалансированное развитие периферии» рельсовый транспорт центр Софья Черемисина Даниил Рычков Советская площадь XII Архитектурный форум «Зодчество VRN – 2019» агломерационные связи анализ исходных данных «ржавый пояс» Департамент архитектуры Воронежской области Управлению главного архитектора города Воронежа общественно-деловая застройка трамвай
Все статьи по теме
5 мин.

Похожие