Знамение Богородицы и красные знамена

Знаменка – одна из центральных улиц Москвы. Она расположена в районе Хамовники между улицами Воздвиженкой и Колымажной, соединяет Боровицкую и Арбатскую площади, ее общая протяженность – 670 метров.

Известно, что на месте современной Знаменки уже в XII веке существовала дорога. Тогда Москва представляла собой небольшой город, через который проходили торговые пути, связывающие между собой более крупные и значимые на тот момент города Древней Руси. Именно по Знаменке проходил торговый тракт из Великого Новгорода в Рязань.

Как и многие другие старинные улицы, Знаменка получила свое название от располагавшейся на ней приходской церкви – Знамения Пресвятой Богородицы. Этот топоним встречается в письменных источниках с конца XVI века. О том, как называлась улица в более ранние периоды, сведения отсутствуют. До нашего времени храм Знамения не сохранился – он был уничтожен в ходе борьбы с религиозными объединениями и пропагандой в 1931 году. В настоящее время на месте церкви находится пустырь рядом с домом 15. После революции 1917 года улице, носившей свое историческое название уже более трех столетий, выпала судьба быть дважды переименованной в течение нескольких лет. На волне первых топонимических преобразований в 1918 году она стала Краснознаменной улицей. Новое название оказалось того же корня, что и прежнее, а также походило на него по звучанию, хотя при этом несло в себе совершенно другую идеологию и символику – советскую. Краснознаменная улица просуществовала всего семь лет. Уже в 1925 году ее торжественно переименовали в улицу Фрунзе. Это было связано со смертью прославленного революционера и военачальника Михаила Фрунзе, имя которого его соратники решили незамедлительно увековечить в топонимах. Новое название не менялось вплоть до 90-х годов XX века, когда по стране прокатилась волна постсоветских переименований. Однако до сих пор иногда в разговоре можно услышать «улица Фрунзе» от старых москвичей, которые называют ее так по многолетней привычке. В настоящее время улице возвращено первоначальное наименование, напоминающее о располагавшейся здесь когда-то церкви Знамения.

Торговый тракт, пролегавший по Знаменке в XII–XIII веках, в ходе развития городских посадов сместился, и с XIV века уже проходил по соседней Воздвиженке. Постепенно Знаменка приобрела статус аристократической улицы – на ней расположились «загородные дворы» виднейших людей государства. В начале XV века на Ваганьковском холме, который теперь украшает знаменитый дом Пашкова, находилась усадьба великой княгини Софьи Витовтовны, жены Василия I, которая после смерти супруга долгое время состояла регентшей при малолетнем сыне, будущем великом князе Василии II.

Со временем протяженность улицы менялась. Изначально она простиралась от Боровицкого моста через реку Неглинную, рядом с которым находилась усадьба Ивана Патрикеева, князя и главного воеводы великих князей московских Василия II Темного и Ивана III. В 1493 году Иван III решил, что двор Патрикеева расположен слишком близко к Кремлю, снес его и создал на этом месте площадь. При Иване Грозном площадь прекратила свое существование, поскольку все свободное пространство по правому берегу Неглинной, в том числе и бывшие владения князя Патрикеева, было отдано под Аптекарский сад. К северу от сада с лекарственными растениями располагалась Стрелецкая слобода. О ней до XX века служил напоминанием Никола Стрелецкий – большой приходской храм, воздвигнутый на средства ваганьковских стрельцов в 1682 году. После стрелецкого мятежа и его жестокого подавления Петром I, церковь оказалась лишена большей части своих прихожан и на некоторое время пришла в запустение. Во время французской оккупации 1812 года храм сильно пострадал – он был разграблен и частично сгорел. После войны прихожане восстанавливали его своими силами. Никола-Стрелецкая церковь украшала собой Знаменку вплоть до 1932 года, когда московские власти приняли решение снести ее в связи со строительством Сокольнической линии метро. На месте церкви образовался пустырь. В 2006 году на части сохранившегося фундамента была возведена часовня Николая Чудотворца Можайского.

В XVII веке на Знаменке располагалось пять приходских церквей, что указывало на высокую плотность и зажиточность населения в этом месте. Знаменку облюбовали представители старинных аристократических фамилий, в том числе Шуйские, Долгоруковы, Хованские, Ртищевы – все они держали здесь свои дворы.

В XVIII веке при Петре I появляется новая, «чиновничья» знать, которую он щедро одаривает землей и домами. В начале Знаменки у Боровицкого моста возникает двор учителя и впоследствии друга царя, думного дьяка, награжденного графским титулом, – Никиты Зотова. Рядом с ним расположились владения другого сподвижника Петра – Афанасия Вяземского. Двор на Ваганьковском холме, на месте которого теперь находится дом Пашкова, был пожалован во владение сыну, а затем внуку «полудержавного властелина» князя Александра Меньшикова.

Также на Знаменке владели усадьбами граф Федор Апраксин и генерал-аншеф, командующий артиллерией в период правления Елизаветы Петровны Матвей Толстой.

В XVIII веке самым заметным украшением улицы стал дворец генерала Степана Апраксина. Это внушительное по размерам здание в стиле раннего классицизма, созданное по проекту архитектора Франческо Кампорези, многократно меняло свое предназначение. В период оккупации Москвы французами в 1812 году именно во дворце Апраксина расположился интендантский штаб захватчиков. После того как французы покинули город и жизнь постепенно стала налаживаться, дворец был превращен в театральную площадку – в нем выступала труппа Московского императорского театра, а также крепостной театр Апраксина. После смерти генерала его владения перешли казне. Вскоре здесь разместился Александринский институт, принимавший осиротевших детей чиновников и военных, затем здание было передано Кадетскому корпусу. С 1850 года и до революции в его стенах располагалось Александровское военное училище, известное своим блестящим преподавательским составом, в том числе историками Василием Ключевским и Сергеем Соловьевым, а также выдающимися выпускниками, среди которых композитор Александр Скрябин, генерал белой армии Николай Юденич, маршал Михаил Тухачевский. Писатель Александр Куприн, также бывший выпускником училища, описал его в своем романе «Юнкера».

После революции здание занял Реввоенсовет, а затем Наркомат обороны. В настоящее время там располагается Министерство обороны РФ. Дворец неоднократно перестраивался и надстраивался, последняя значимая реконструкция была проведена сразу после войны, в 1945–1946 годах, в результате здание приобрело современный вид.

Напротив дворца Апраксина, на пересечении Знаменки и Крестовоздвиженского переулка, сохранилась небольшая классическая усадьба Бутурлиной XVIII века. В разные периоды она принадлежала нескольким знатным дворянским родам, таким как Воронцовы, Гагарины, Римские-Корсаковы. В этой усадьбе давала свои первые спектакли оперная труппа князя Урусова, ставшая впоследствии костяком труппы Большого театра. Артисты четыре года выступали в пристройке особняка, но во время одного из представлений произошел пожар, полностью уничтоживший пристройку. Только после этого в 1780 году началось строительство Большого Петровского театра в районе нынешней Театральной площади, куда урусовская труппа вскоре перебралась. Так было положено начало истории Большого театра в Москве. В 1825 году владельцем усадьбы становится граф Сергей Гагарин. Двери его дома были всегда открыты для гостей, у него часто собирались известные общественные деятели и литераторы той эпохи, в том числе Николай Карамзин, Иван Тургенев. Позже здесь любил бывать Лев Толстой, семья которого дружила с Гагариными. Исследователи полагают, что именно этот дом стал прообразом жилища отца Пьера Безухова в романе «Война и мир», а также, что Лев Толстой описал его в качестве семейного гнезда князей Облонских в «Анне Карениной». С конца XIX века в особняке располагаются учебные заведения. До революции его занимала гимназия Поповой, впоследствии преобразованная в опытную трудовую школу. С 1962 года и по сей день здесь размещается средняя специальная музыкальная школа имени Гнесиных.

Наиболее известным строением на Знаменке является дом Пашкова. Богатейший астраханский помещик Петр Пашков приобрел имение на Ваганьковском холме напротив Кремля в 1784 году, и уже через два года его «кремль одного человека» был построен. Автором проекта стал великий российский архитектор Василий Баженов. Дом вызвал восхищение у современников и сразу же обрел статус городской достопримечательности. Это было первое светское здание в Москве, которое располагалось не ниже Кремля, и из его окон можно было видеть даже Соборную площадь. Первоначальный облик усадьбы не сохранился до нашего времени, поскольку она пострадала во время большого пожара Москвы в 1812 году. Галереи, бельведер, а также скульптурная группа на центральном портике полностью сгорели и позже были частично реконструированы архитектором Осипом Бове. Свой современный вид дом Пашкова приобрел уже в 30-е годы XX века, когда к нему была пристроена парадная лестница и кованая ограда холма.

После смерти Пашкова дом унаследовали его родственники. Однако они предпочитали жить в других усадьбах, дом постепенно приходил в запустение, и в 1839 году владельцы согласились продать его Московскому университету. Во второй половине XIX века в здании разместился Румянцевский музей, а после революции в 1921 году оно стало частью комплекса Публичной библиотеки СССР имени В.И. Ленина. В наши дни дом Пашкова по-прежнему принадлежит Российской государственной библиотеке, там находится нотно-музыкальный отдел.

Амбициозный проект капитана-поручика Пашкова, ставший одним из самых значимых архитектурных памятников эпохи, можно увидеть на углу улиц Знаменки и Моховой.

В конце XIX – начале XX века Москва активно застраивалась многоэтажными доходными домами, выросли они и на Знаменке. Среди них особенно примечателен дом Шамшина на углу Староваганьковского переулка. Купец Александр Шамшин, совладелец заводов по производству кабеля, в 1909 году заказал проект шестиэтажного дома архитектору Николаю Благовещенскому. Проект был представлен, однако заказчик счел его скучным и обратился за переделкой декора к прославленному русскому зодчему, одному из самых ярких представителей стиля модерн Федору Шехтелю. Он разработал достаточно сдержанный, но необычный декор, сделав акцент на углу здания, который украсил эркер с башенкой. Интересно, что в отделке дома нашла отражение даже продукция заводов Шамшина – ограды балконов изначально напоминали протянутый кабель. Доходный дом был оснащен лифтом, что по тем временам тоже было новаторством. По мнению историка архитектуры академика Евгении Кириченко, дом Шамшина «принадлежит к первоклассным образцам рационального модерна и является одним из лучших произведений Шехтеля». В настоящее время этот памятник архитектуры располагается по адресу: улица Знаменка, дом 8/13.

Окончательно границы Знаменки определились только во второй половине XX века. В связи с приездом в Москву президента США Ричарда Никсона в 1972 году были снесены ветхие дома в начале улицы, портившие, по мнению городских властей, вид от Кремля на дом Пашкова. На их месте образовался газон, получивший в народе прозвание «лужайка Никсона». Лужайка долго пустовала, а в 2016 году на ней воздвигли памятник князю Владимиру в окружении цветников. После сноса жилого квартала в 1972 году улица стала короче, ее начало сместилось к дому Пашкова.

В 2016 году Знаменка была включена в список объектов, охваченных программой комплексного благоустройства столицы «Моя улица». Основные преобразования коснулись пешеходной зоны. В ходе работ тротуары выложили гранитными плитами и расширили, что значительно увеличило их пропускную способность. Были установлены новые урны и скамейки. Также уделили внимание зеленым зонам – по всей протяженности улицы высадили кустарники. Важным шагом, способствовавшим улучшению визуальной составляющей, стал перенос всех воздушных коммуникаций в подземные кабельные каналы. На проезжей части было обновлено асфальтовое покрытие. Кроме того, на улице организовали семь наземных переходов, что стало большим плюсом для пешеходов. Освещение также претерпело изменения, став более современным – вместо подвесных светильников на растяжках было установлено 40 новых фонарей. В наши дни Знаменка является частью комфортного городского пространства, отвечающего всем запросам динамично развивающейся Москвы.

Автор: Александра Амиантова

Институт Генплана Москвы Москва США благоустройство Клуб любителей топонимики «Заметки Клуба любителей топонимики» топонимика топонимия река Неглинная Иван III «Моя улица» столица Знаменка Боровицкая площадь Иван Грозный Александр Меньшиков Петр I Рязань Иван Тургенев Большой театр топоним район Хамовники Воздвиженка Колымажная Арбатская площадь Великий Новгород церковь Знамения Пресвятой Богородицы Краснознаменная улица улица Фрунзе Михаил Фрунзе дом Пашкова Василий I Василий II Боровицкий мост Иван Патрикеев Кремль Аптекарский сад храм Николы Стрелецкого Сокольническая линия метро часовня Николая Чудотворца Можайского Шуйские Долгоруковы Хованские Ртищевы Никита Зотов Афанасий Вяземский Федор Апраксин Матвей Толстой Франческо Кампорези Московский императорский театр Кадетский корпус Александровское военное училище Василий Ключевский Сергей Соловьев Александр Скрябин Николай Юденич Михаил Тухачевский Александр Куприн роман «Юнкера» Министерство обороны РФ Крестовоздвиженский переулок усадьба Бутурлиной Воронцовы Гагарины Римские-Корсаковы Театральная площадь Николай Карамзин «Война и мир» Лев Толстой «Анна Каренина» музыкальная школа имени Гнесиных Петр Пашков Василий Баженов Соборная площадь Осип Бове Московский Университет Румянцевский музей Российская государственная библиотека дом Шамшина Николай Благовещенский Федор Шехтель Ричард Никсон «лужайка Никсона» памятник князю Владимиру комфортное городское пространство
Все статьи по теме
11 мин.

Похожие