От монастыря до МУРа

Петровка – одна из самых известных и значимых улиц Москвы. Ее история насчитывает более четырех столетий, в настоящее время она располагается в ЦАО на территории Тверского района. Длина Петровки составляет 1300 метров, что выделяет ее среди прочих центральных улиц, в основном имеющих меньшую протяженность. Она начинается от Театральной площади, пересекает Бульварное кольцо и сразу за легендарным домом по адресу «Петровка, 38» плавно переходит в Каретный Ряд.

С точки зрения топонимики отличительной чертой улицы является то, что она никогда не меняла своего исторического названия. В конце XIV века в этой местности возник Высоко-Петровский монастырь, который впоследствии стал главным сооружением в районе Петровки и близлежащих переулков. От него улица получила свое имя, а ее развитие и быт оказались неразрывно с ним связаны. История основания монастыря примечательна. По преданию, великий князь московский Иван Калита однажды, проезжая по берегу реки Неглинной, вдруг увидел большую гору, покрытую снегом. Затем снег растаял, а вскоре исчезла и гора. Князь был впечатлен видением и рассказал о нем митрополиту Петру, который дал такое толкование: «Гора высокая – это ты, князь, а снег – я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни». Действительно, в скором времени московский митрополит, снискавший уважение и любовь своей паствы, умер. В память о своем видении князь построил церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Позднее, уже при внуке Калиты Дмитрии Донском, вокруг нее образовался Высоко-Петровский монастырь. В 1505 году его полностью перестроили и расширили – обновление было связано с большим повреждением из-за пожара за несколько лет до этого. Затем состоялось торжественное освящение монастыря с официальным присвоением ему имени святителя Петра, мощи которого на тот момент уже были обретены и особо почитались в среде москвичей.

Большое расположение к обители испытывал Петр Первый. В целом, как известно, царь проводил жесткую церковную политику, за что среди духовенства и мирян иногда даже именовался «антихристом». Он не скрывал своей антипатии к монахам, считал их бесполезными, ущемлял существующие монастыри и препятствовал строительству новых, однако все это обошло стороной Высоко-Петровский монастырь. Напротив, Петр вкладывал средства в его развитие. Это можно связать с тем, что монастырю покровительствовали Нарышкины – родственники царя по материнской линии. По его приказу были обновлены обветшавшие к тому времени храм в честь святителя Петра и храм Боголюбской иконы Божией Матери с родовой усыпальницей Нарышкиных, в которой в том числе покоились убитые во время стрелецкого бунта его родные дяди Иван и Афанасий. Также царь распорядился воздвигнуть в монастыре церковь во имя Сергия Радонежского, которому был благодарен за свое спасение – именно в Троице-Сергиевой Лавре он нашел убежище во время стрелецкого мятежа. На освящении всех трех храмов Петр присутствовал лично. Кроме того, в период его правления в монастыре построили колокольню, келейный корпус и стены, сохранившиеся до наших дней. Во время захвата Москвы французами в 1812 году он был разграблен, однако уцелел при большом пожаре. Высоко-Петровский стал одним из первых монастырей, закрытых после революции – уже в 1918 году все жилые постройки были реквизированы и переданы в жилищный фонд. Тем не менее до 1929 года храмы оставались действующими, и на его территории существовала крупная подпольная монашеская община. Позже община была разогнана, самые активные ее представители подверглись аресту и репрессиям. Богослужение в храмах прекратилось, они стали использоваться для различных государственных нужд, от библиотеки до литейного цеха и завода по ремонту сельскохозяйственной техники.

О значении Высоко-Петровского монастыря красноречиво говорит топонимика города – помимо Петровки, на которой он расположен, в честь него назывались ворота в стене Белого города, площадь, а также бульвар, несколько переулков и торговый пассаж.

В летописи Петровка упоминается с конца XVI века – в то время она представляла собой дорогу от Троицких ворот Кремля до Высоко-Петровского монастыря и расположенного рядом с ним села Высокого. Название села было связано с тем, что оно раскинулось на высоком берегу реки Неглинной. Улица постепенно увеличивалась в длину и в XVII веке дошла до Земляного Вала, достигнув таким образом своей максимальной исторической протяженности – в тот период она составляла почти 2 километра. Затем в конце XVII века из той части улицы, которая была расположена ближе всего к Кремлю, образовалась площадь Охотный Ряд, а через несколько десятилетий прилегающий к ней участок был преобразован в Петровскую площадь (современная Театральная площадь). В тот же период заключительная часть Петровки выделилась в отдельную улицу Каретный Ряд.

Река Неглинная, рядом с которой проходила Петровка, оказала большое влияние на ее застройку. До середины XVIII века правая сторона улицы практически пустовала, поскольку частые разливы реки уничтожали постройки и размывали почву. Весной в половодье или в дождливый период восточная сторона часто практически вся оказывалась под водой, в отличие от западной стороны, которая располагалась выше. Окончательно Петровка сформировалась в XIX веке после того, как Неглинная была заключена в подземный коллектор. Это позволило застраивать обе стороны улицы с одинаковой интенсивностью.

Население Петровки и ее окрестностей изначально было преимущественно ремесленным. В XVII веке напротив Высоко-Петровского монастыря располагалась слобода работных людей, занятых в монастырском хозяйстве. Рядом жили ткачи – «столешники», изготавливающие скатерти, память о которых сохранилась в названии современного Столешникова переулка. На пересечении его с Петровкой в 1620 году жители слободы заложили свою приходскую церковь Рождества Богородицы в Столешниках. После революции она некоторое время оставалась действующей, но в начале 20-х годов XX века решено было изъять ее у прихожан. Вскоре в ней открылась пивная. В 1927 году церковь снесли, не смотря на сопротивление и попытки его защиты Главнаукой. На этом месте в 1930-х годах открылось уличное кафе «Красный мак», которое существовало до конца советского периода. В 1997 году в память о существовавшей здесь церкви Рождества Богородицы в Столешниках была построена часовня.

В XVIII веке Петровка начала приобретать аристократический характер, на ней выросли дома московской знати. В начале улицы на месте Большого театра находился двор князя Лобанова-Ростовского, на месте ЦУМа и Малого театра располагались владения князя Василия Сибирского, рядом раскинулась усадьба графа Михаила Воронцова, а князья Щербатовы обосновались на углу Петровки и Кузнецкого переулка.

Улица значительно оживилась, когда в конце XVIII века князь Урусов и англичанин Медокс выкупили дом у Лобанова-Ростовского, перестроили его и открыли в нем театр, вход в который располагался со стороны Петровки. После того, как театр Урусова в 1805 году сгорел, на его месте в 1824 году архитектором Бове было возведено современное здание Большого театра. В настоящее время оно выходит на Петровку боковым фасадом.

В XIX веке значение улицы поменялось – она стала одной из основных торговых артерий города.

На пересечении Петровки с Кузнецким Мостом генерал Татищев в 1820-х годах основал «галерею», представлявшую из себя пассаж с лавками. Через некоторое время ее выкупил купец Солодовников, перестроивший здание, которое вплоть до сноса в 1946 году называлось в народе «Солодовниковский пассаж». До 1840 года между ним и Малым театром проходил переулок в сторону Неглинной, однако князь Михаил Голицын выстроил на этом месте свою галерею, получившую прозвание «Голофтеевский пассаж». Позже он вошел в состав ЦУМа.  По примеру соседней улицы, славившейся своими магазинами, – Кузнецкого Моста, Петровка в XIX веке закрепила за собой репутацию центра городской торговли, и по всей протяженности была застроена различными лавками, в которых продавались книги, галантерея, ювелирные украшения и прочие товары. Несмотря на то, что владельцами магазинов на Петровке также преимущественно являлись иностранцы и был представлен похожий ассортимент, она считалась менее респектабельной, чем Кузнецкий Мост. Застройка улицы становилась все плотнее за счет уничтожения усадебных садов. В 1906 году по адресу Петровка, 10 был открыт Петровский пассаж, построенный по проекту архитектора Сергея Калугина и инженера Владимира Шухова. Он стал одной из крупнейших торговых точек в Москве. В 1908 году на углу Петровки и Театральной площади архитектором Романом Клейном было возведено семиэтажное здание в готическом стиле, в котором расположился большой универсальный магазин фирмы «Мюр и Мерилиз». Строение выглядело очень необычно и сразу стало объектом горячих обсуждений – его критиковали и им восхищались. Новаторство коснулось не только внешнего облика, но и внутреннего наполнения – так, для удобства покупателей были организованы электрические лифты. После революции универмаг был национализирован, с 1933 года там располагается ЦУМ.

На Петровке в разное время проживали люди, внесшие значительный вклад в развитие отечественной и мировой культуры. В 1831 году в доме №13 жил философ и публицист Петр Чаадаев. В доме №2 – виднейший литературный критик Виссарион Белинский, а в доме №19 располагалась квартира писателя Антона Чехова, куда после смерти драматурга в 1904 году еще долго продолжали приходить письма от почитателей его творчества.

На углу Петровки и Кузнецкого переулка располагался большой каменный дом, владелицей которого была мать декабриста Ивана Анненкова Анна Анненкова, которую за богатство шутливо прозвали «королевой Голконды» – индийской крепости, описание несметных сокровищ которой оставил русский путешественник Афанасий Никитин. После смерти хозяйки дом перешел во владение купца Елагина, пристроившего к нему двухэтажный корпус с магазинами до Дмитровского переулка. Дом Анненковых стал доходным – в нем размещались гостиницы, кафе, рестораны, различные лавки и магазины, которые посещали именитые деятели культуры, ученые и литераторы, в том числе в «Книжной лавке с библиотекой для чтения Урбена» любил бывать Александр Пушкин. Кроме того, в этом доме размещалось несколько фотоателье, среди которых самым популярным было ателье Моисея Наппельбаума – в нем были сделаны известные фотопортреты Сергея Есенина, Александра Блока, Федора Шаляпина, Анны Ахматовой, Владимира Ленина. В XIX веке в доме Анненковых размещалась кондитерская «Трамбле», преобразованная после революции в поэтическое кафе «Музыкальная табакерка», где выступали со своими произведениями Маяковский, Есенин и другие поэты того времени. В начале 40-х годов XX века в доме поселился композитор Борис Астафьев. В ходе реконструкции Петровки в 1946 году дом был разрушен, несмотря на статус архитектурного памятника. Впоследствии здесь находился сквер с летней верандой кафе «Дружба». В 2002 году мэр Москвы Юрий Лужков совместно с бургомистром Берлина приняли решение о строительстве на этом месте офисно-торгового здания «Берлинский Дом», что и было воплощено в жизнь. Проект оказался не очень удачным и получил в свой адрес шквал критики со стороны горожан, историков и архитекторов, в том числе Николая Малинина, который включил «Берлинский Дом» в число десяти «самых уродливых» зданий, возведенных в Москве в 1990–2000-х годах.

Из наиболее примечательных зданий Петровки можно выделить Дом Депре – семьи французских виноторговцев, построенный в 1900 году архитектором Романом Клейном, а также городскую усадьбу уральского заводчика Михаила Губина, которая была возведена в 1799 году по проекту Матвея Казакова в стиле классицизм. В настоящее время дом Губина является филиалом Московского музея современного искусства.

Широкую известность Петровка приобрела в советский период благодаря дому №38, в котором размещался Московский уголовный розыск – МУР. В XVIII веке на этом месте располагалось имение князей Щербатовых – двухэтажное здание с боковыми флигелями. В начале XIX века военное ведомство выкупило дом, после чего там располагались казармы жандармского дивизиона. После революции дом №38 перешел в пользование московской милиции. В 1950-е годы по проекту архитектора Бориса Мезенцева здание было надстроено, его высотность увеличилась на три этажа. «Петровка, 38» – стало нарицательным словосочетанием после публикации в 1960-е годы детективных романов о работе уголовного розыска писателя Юлиана Семенова и последующей экранизации его книг. В настоящее время по этому адресу располагается Главное управление МВД России по городу Москве.

В советский период торговля на Петровке стала менее интенсивной, но улица продолжала оставаться частью оживленного и многолюдного городского пространства. В 1930 году состоялось примечательное событие – на перекрестке Петровки и Кузнецкого Моста был установлен первый в Москве светофор. В 40-е годы XX века Петровка подверглась капитальной реконструкции – улицу расширили и снесли два квартала домов между Кузнецким Мостом и Столешниковым переулком.

В 2017 году Петровка вошла в программу комплексного благоустройства «Моя улица». В рамках проекта особое внимание было уделено развитию ее пешеходной функции – тротуары значительно расширили и замостили гранитной плиткой. Проезжая часть сузилась на 2,5 метра, при этом дорожное движение было оптимизировано, что позволило сохранить прежнее количество полос для автотранспорта. Воздушные линии проводов убрали в подземную кабельную канализацию для того, чтобы они не портили внешний облик улицы. Также модернизация коснулась системы уличного освещения. По всей протяженности Петровки появились навигационные стелы, урны и лавочки. На случай дождливой погоды была предусмотрена ливневая канализация, водоотводный лоток и решетки дождеприемников.

В процессе строительных работ специалисты обнаружили фрагмент кирпичной брусчатки, относящийся к XIX веку, который решено было частично воспроизвести на обновленной улице. В результате преобразований удалось достигнуть главной цели – Петровке была возвращена ее историческая функция, она стала частью пешеходно-торгового пространства, современного и комфортного.

Автор: Александра Амиантова

Исторические фото: https://pastvu.com/

Институт Генплана Москвы Москва топонимика топонимия Юрий Лужков Кузнецкий мост Петровка река Неглинная Виссарион Белинский Александр Пушкин «Моя улица» Антон Чехов ЦАО Белый город Бульварное кольцо Владимир Ленин Роман Клейн Нарышкины Каретный ряд Тверской район Большой театр топоним Кремль Театральная площадь Петровка 38 Высоко-Петровский монастырь Иван Калита Петр Первый Сергий Радонежский Троице-Сергиева лавра Троицкие ворота Земляной Вал Охотный Ряд Столешников переулок церковь Рождества Богородицы Василий Сибирский Михаил Воронцов Бове Петровский пассаж Сергей Калугин Владимир Шухов Петр Чаадаев Иван Анненков Дом Анненковых Моисей Наппельбаум Сергей Есенин Александр Блок Федор Шаляпин Анна Ахматова кондитерская «Трамбле» «Музыкальная табакерка» Борис Астафьев «Берлинский Дом» Николай Малинин Дом Депре Михаил Губин Матвей Казаков Московский музей современного искусства МУР имение князей Щербатовых Борис Мезенцев Юлиан Семенов Главное управление МВД России по городу Москве благоустройство Основной текст:
Все статьи по теме
14 мин.

Похожие