Памяти Александра Викторовича Кузьмина (12.07.1951–27.09.2019)

Ушел из жизни Александр Кузьмин... Непревзойденный специалист, наставник и соратник стольких поколений!

Себя Александр Кузьмин называл случайным архитектором, но, однажды выбрав профессию, уже не сворачивал с этого пути и прошел все ступеньки служебной лестницы.

С 1974 по 1991 год работал в НИиПИ Генерального плана города Москвы, прошел путь от архитектора до главного архитектора института. А в 1991 году был назначен сначала заместителем, а потом первым заместителем председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы. Многие начинали работать в Москомархитектуре под началом Кузьмина и до сих пор с теплотой вспоминают о тех временах. С сентября 1996 по июнь 2012 года он занимал должность главного архитектора Москвы и очень многое сделал для нашего города.

В апреле 2009 года Александр Викторович был избран вице-президентом Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН). А в 2014 году у Кузьмина появилось еще одно направление деятельности. Он возглавил НИЦ «Строительство» и стал продвигать строительную науку. И всюду, где бы он ни работал, с ним рядом были верные друзья и товарищи.

Талант, отзывчивость и страсть к работе помогли достичь больших успехов! Александр Кузьмин – автор и соавтор более 70 крупных московских проектов. В их числе реставрация Старого Гостиного двора – его любимое детище, восстановление Манежа, проект планировки  природно-исторического парка «Царицыно», концепция развития территории Ходынского поля, проекты Ледового дворца в Крылатском, Детской олимпийской деревни, проект строительства комплекса административных зданий Москва-Сити. Не многие знают, но именно Кузьмин был автором идеи возрождения Малого кольца железной дороги (МКЖД), которая так блестяще была воплощена в жизнь в последние годы. Список можно продолжать и продолжать. Александр Викторович исполнил главную мечту любого архитектора – остался в памяти своего любимого города.

Главный инженер Института Генплана Москвы Михаил Германович Крестмейн поделился воспоминаниями о почившем:

Михаил Германович Крестмейн, главный инженер Института Генплана Москвы

«Александр Викторович Кузьмин, какую бы должность он ни занимал, был, прежде всего, Творческим Человеком. Мне помнится его высказывание: “В моей должности – главный архитектор – мне больше нравится второе слово”.

Я пришел на работу в Генплан в период, когда он, как председатель Москомархитектуры, принял на себя руководство транспортными проблемами в градостроительстве Москвы, поэтому практически каждую неделю встречались у него в кабинете с большой повесткой транспортных вопросов. На этих совещаниях можно было спорить, отстаивать свое мнение. Практически это был профессионально-интеллектуальный клуб, а Александр Викторович был его председателем. А еще это был мастер-класс для всех присутствующих, поэтому сюда стремились попасть все проектировщики, заказчики, строители.

По результатам этих совещаний Александр Викторович шел докладывать на заседания Правительства Москвы или на Общественный совет при мэре города. Как-то из Управления Московской железной дороги нас попросили прислать доклад Кузьмина. Мы очень удивились – никогда не писали для него доклады. Зачем, если он знал вопрос сам лучше всех и со всей глубиной.

Спасибо Александру Викторовичу за эту школу профессионализма! Спасибо и за то, что он сам описал это время в блистательном трехтомнике «Батонэ и Голова». Я прочел эту книгу взахлеб и сегодня рекомендую прочесть ее всем градостроителям.

Спасибо судьбе за то, что мне удалось поработать с этим Творческим Человеком и очень многому у него научиться!»

Игорь Александрович Бахирев, заместитель директора институт Генплана Москвы

Невозможно подобрать слова, чтобы выразить всю скорбь, всю боль, которую я сейчас испытываю – боль, вызванную утратой такого замечательного и талантливого человека, каким был Александр Викторович Кузьмин.

Мое первое заочное знакомство с Александром Викторовичем произошло в 1993 году, когда я пришел на работу в Институт Генерального плана города Москвы, молодым специалистом. Александр Викторович «не пустил» меня на службу в армию. В то время все проектные и исследовательские институты в стране разваливались, и специалисты разбегались кто куда, каждый человек был на счету.

– Армия не пропадет без одного человека, а Институт надо спасать. В Москве такой объем работ, что мне каждый человек нужен, – сказал Александр Викторович, когда к нему обратились с этой проблемой.

Написал письмо министру обороны Грачеву и мне дали длительную отсрочку.

Потом началась работа по реконструкции МКАД, по проектированию третьего транспортного кольца, по организации дорожного движения в центре города, по созданию информационной системы для участников дорожного движения, по строительству гаражей и стоянок и многое, многое другое. Все это бурно обсуждалось на транспортных комиссиях у Кузьмина. Искать доказательства, отстаивать свое мнение, не перекладывать ответственность на других, находить профессиональный выход из сложных ситуаций – вот что я вынес из совместной работы с Александром Викторовичем.

– Игорь, как тебя по батюшке? – спросил меня как-то на одном из заседаний транспортной комиссии Александр Викторович.

– Александрович, – ответил я.

– А, сынок, значит, – с улыбкой сказал Кузьмин.

И действительно, по возрасту я годился ему в сыновья, но это никак не отражалось на профессиональных отношениях. Александр Викторович был очень демократичен, и на его совещаниях за одним столом сидели и корифеи, и инженеры, которые непосредственно делали чертежи, которые знали детали. Не должность и не возраст были главными для Кузьмина, а именно профессиональный подход. Считаю, что мне посчастливилось работать с Александром Викторовичем в одной команде.

Институт Генплана выражает глубокие соболезнования родным и близким усопшего.

Царствие Небесное. Пусть земля будет пухом.

Все статьи по теме
6 мин.

Похожие