Важность оценки экологических рисков в градостроительной практике

Ирина Ивашкина, начальник сектора НПО «Экология» Института Генплана Москвы, приняла участие в экспертной дискуссии «Агломерационное пространство. Взаимопроникновение городских и природных территорий» на фестивале «Зодчество’19».

Ирина познакомила присутствующих со структурой экологической информационной системы, основами экодиагностики городских территорий и вариантами моделирования экологической ситуации, применяемыми в градостроительной практике.

В докладе она затронула такой важный аспект как учет зон с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ) на всех стадиях градостроительного проектирования. Приаэродромная территория сегодня является одной из самых сложных ЗОУИТ, а установление ее седьмой подзонывызывает множество споров. Авиационный шум считается доминирующей экологической проблемой для территорий, где расположены аэропорты, и непосредственно отражается на качестве жизни населения.

«Разрабатывая свод правил «Территории приаэродромные. Правила градостроительного проектирования», мы используем передовой зарубежный опыт, поскольку там аэропорты располагаются непосредственно в черте города, – пояснила Ирина. Разработка шумовых карт в большинстве стран является обязательным условием функционирования аэропорта, а сама карта приравнивается к градостроительному документу. Грамотное функциональное зонирование, с одной стороны, позволяет избежать размещения на таких территориях новой жилой застройки, а с другой – обеспечивает сдерживание урбанизации и безопасное развитие аэропортов с учетом роста их пропускной способности».

На приаэродромной территории выделяются семь подзон, имеющих ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости:
-  первая подзона – зона аэродрома;
-  вторая подзона – зона аэропортовой инфраструктуры;
-  третья подзона – полосы воздушных подходов;
-  четвертая подзона – зона электромагнитных ограничений;
-  пятая подзона – зона ограничений опасных производств;
-  шестая подзона – зона орнитологических ограничений;
-  седьмая подзона – зона эколого-градостроительных ограничений.
Назначение первой и второй подзон – обеспечение устойчивого функционирования аэропорта и его инфраструктуры; основное назначение  третьей, четвертой, пятой и шестой подзон - обеспечение безопасности полетов воздушных судов. Седьмая подзона устанавливается с целью исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду.

Ирина поделилась информацией о том, что за рубежом уже существуют эффективные решения для людей, живущих вблизи аэропортов. Например, запрет ночных полетов в большинстве европейских столиц. Там, где ночные полеты разрешены, например, в аэропорту Хитроу в Лондоне, введена система подсчета квот ночного шума. Во многих аэропортах взимаются шумовые сборы. Широко распространено применение компенсационных мер. В частности, людям, проживающим в условиях шумового дискомфорта, оказывают помощь в звукоизоляции жилищ. Однако мировой опыт показывает, что в основном жители заинтересованы в финансовой компенсации. Наконец, самая радикальная мера – это изменение функционального назначения территории и переселение жителей.

«К сожалению, на сегодняшний день в России отсутствуют какие-либо компенсационные меры, но правильное информирование населения о том, что приаэродромные территории по фактору авиационного шума могут быть некомфортными для проживания, должно стать обязательным», – добавила Ирина.

Также в дискуссии приняли участие Георгий Юсин, член-корреспондент РААСН, председатель ученого совета РААСН по отделению «Градостроительство», кандидат архитектуры; Михаил Шубенков, вице-президент РААСН по отделению «Градостроительство», академик РААСН, доктор архитектуры, профессор, заведующий кафедрой «Градостроительство» МАРХИ и Ольга Малинова, академик РААСН, главный архитектор ГАУ МО «НИиПИ градостроительства», заслуженный архитектор МО.

Все статьи по теме
4 мин.

Похожие