Главный батюшка Москвы, запорожцы и дом, откуда берут вторых жен

Маросейка – одна из центральных московских улиц. Она располагается на территории Басманного района: берет начало от площади Ильинские Ворота и плавно переходит в Покровку на пересечении с Армянским и Старосадским переулками. В настоящее время протяженность Маросейки составляет 450 метров.

Изначально она являлась частью старинной Покровской улицы и не имела собственного имени, но уже в XVII веке среди горожан стало принято называть ее «Маросейка». Это было связано с расположившимся на ней Малороссийским подворьем. Оно находилось на месте современного дома ?9 на углу Маросейки и Большого Златоустинского переулка. Подворье дало название всей улице, которую сначала именовали Малороссийкой, а затем в устной речи произошло упрощение до Маросейки.

В конце XVIII века ее длина в два раза превышала современную и составляла почти километр – тогда улица доходила до Покровских Ворот. Однако уже в первой половине XIX века официально закрепилось привычное нам разделение Маросейки и Покровки на пересечении с Армянским переулком, что нашло отражение в атласах того периода.

Переименования советской эпохи не обошли Маросейку стороной. С 1954 по 1990 год она носила имя прославленного запорожского гетмана Богдана Хмельницкого. С точки зрения топонимики улица интересна тем, что оба ее названия логически связаны и относятся к одному историческому периоду. Малороссийское подворье возникло в Москве в 1660-х годах, чему предшествовало важнейшее событие – воссоединение Украины с Россией. Оно заключалось в переходе в 1654 году реестрового Войска Запорожского и территории подконтрольной ему Гетманщины, включающей в себя Левобережную Украину с Киевом, в российское подданство. Инициатором воссоединения стал Богдан Хмельницкий, обратившийся к царю Алексею Михайловичу с прошением взять казаков «под свою руку». Предпосылками для этого послужили систематические социальные и религиозные притеснения православного населения Малой Руси со стороны польской шляхты, а также католического духовенства. В Москве к прошению гетмана отнеслись очень серьезно и созвали Земский собор, торжественно утвердивший воссоединение. В скором времени было основано Малороссийское подворье, на котором во время визитов в столицу останавливались духовные деятели, купцы и дипломаты из Украины. В 1954 году в честь празднования 300-летия этого исторического события Маросейку переименовали в улицу Богдана Хмельницкого. В СССР к памяти великого запорожца относились с большим уважением, его почитали как «основоположника союза российского и украинского народов». Таким образом, Маросейка – одна из немногих московских улиц, старинное и советское наименование которой оказались исторически переплетены.

Улица Покровка, включавшая в себя современную Маросейку, была известна с XV века – в ее окрестностях располагались великокняжеские сады Ивана III. Память о них по сей день сохраняется в топониме «Старосадский переулок». Кроме того, через Маросейку пролегала царская дорога в подмосковные села Измайлово и Преображенское, которая стала особенно оживленной в период правления Алексея Михайловича, поскольку в обоих селах находились его загородные резиденции. «Царский» статус дороги привлекал знать – многие именитые семьи стремились разместить вдоль нее свои дворы. Известно, что в начале 1640-х годов уже более двух третей домов на улице принадлежали боярским родам. Среди вельможных жителей Маросейки конца XVII – начала XVIII века особенно выделяются «ближний боярин» и друг царя Алексея Михайловича Артамон Матвеев, советник царя Федора Алексеевича боярин Иван Милославский, а также гетман Войска Запорожского, объединитель Левобережной и Правобережной Украины Иван Мазепа.

В конце XVII века площади Ильинских Ворот не существовало, улица начиналась сразу за мостом через ров у Китайгородской стены. На месте Политехнического музея находились дворы с лавками, также и на другой стороне были расположены лавки, а за ними дома стрельцов.

Маросейка представляла собой очень оживленное многолюдное место. Практически по всей ее протяженности перед домами размещались торговые ряды, владельцы которых продавали съестные продукты – блины, мясо и прочие «харчи».

В XVII веке улица становится очень популярна среди иностранцев. Приезжая в Москву, они были готовы приобретать дворы на Маросейке даже по вдвое или втрое завышенным ценам и стали селиться в этом месте настолько активно, что православное духовенство подало царю Михаилу Федоровичу челобитную, прося защиты от нашествия иноверцев. В окрестностях улицы появилось много лютеранских молельных домов, которые назывались ропаты. Царь удовлетворил жалобы православных священников и издал указ, по которому все ропаты были закрыты, а дальнейшая скупка земли иностранцами запрещалась. После этого оставался один шаг до создания некого «гетто» для иностранцев, которое и было образовано при Алексее Михайловиче на реке Яузе в 1652 году, войдя в историю под именем Немецкой слободы. Однако при Петре I ограничения были сняты, на Маросейку и прилегающие к ней переулки снова начался приток иноэтничного населения. Так, Столповский переулок впоследствии практически полностью заселили армянские семьи, в 1781 году они добились разрешения на постройку своего храма, после чего переулок поменял название. С тех пор он именуется Армянский.

В 1468 году случился большой пожар, уничтоживший часть посада в пределах Китай-города. Это бедствие, характерное для средневековой деревянной Москвы, хоть и нанесло значительный урон, однако, по оценкам современников, окончилось благополучно, поскольку огонь не добрался до Кремля. В тот же год по приказу Ивана III на Маросейке была заложена церковь Симеона Дивногорца в память спасения от пожара. Позже на ее месте построили новый храм, именуемый в источниках «Никола в Блинниках». В XVII веке в начале улицы проживали мастера, которые занимались выпеканием и продажей блинов. Упоминание современного названия церкви – «Никола в Кленниках» – встречается с XVIII века, однако его происхождение не вполне понятно. Одни исследователи считают, что оно связано с кленовой рощей, когда-то росшей возле храма. Другие уверены, что кленов на этом месте никогда не было, а название связано с явлением чудотворной иконы святителя Николая в деревне Кленники. Свой современный вид церковь приобрела в середине XVIII века, когда ее заново отстроили после пожара 1748 года. Затем в течение последующего XIX века она дважды реставрировалась. Особую известность церковь получила в начале XX столетия, когда ее настоятелем служил один из самых известных московских священников Алексей Мечев, прозванный в народе «добрый пастырь» и «главный московский батюшка». Вокруг него постепенно сплотилась большая и деятельная православная община. Настоятель открыл церковно-приходскую школу, также при храме существовал приют для нищих и сирот. Важнейшим начинанием Алексея Мечева было создание иконописной школы, которая способствовала возрождению древнерусской иконописи. Современники отзывались о нем как об очень искреннем, простом и милосердном батюшке с непоколебимой верой, проповеди которого трогали до глубины души. Слава о приходе Николая Чудотворца в Кленниках распространилась далеко за пределы Москвы. В тот период прихожанами церкви являлись многие известные деятели культуры, в том числе художники Михаил Нестеров и Лев Бруни, литератор Сергей Дурылин, создатель «теории мистического анархизма» поэт Георгий Чулков, скульптор Анна Голубкина. Также отец Алексей был духовным наставником философа, семикратного номинанта на Нобелевскую премию по литературе Николая Бердяева. В советское время храм закрыли, а его последний настоятель – сын Алексея Мечева протоиерей Сергей подвергся репрессиям и был расстрелян в 1942 году. Здание храма первоначально использовалось как склад, затем там разместили бухгалтерский отдел ЦК ВЛКСМ. В 1990 году храм вернулся в распоряжение православной общины, а спустя десять лет, на Юбилейном Архиерейском соборе РПЦ, настоятели храма священники Алексей и Сергей Мечевы были причислены к лику святых. В их честь в Кленниках освятили новый придел, в который торжественно перенесли их мощи – они ежедневно доступны для поклонения верующим. В настоящее время церковь является действующей и располагается на своем историческом месте по адресу Маросейка, дом 5.

Вторая сохранившаяся на улице церковь освящена в честь бессребреников Космы и Дамиана. Она находится в конце Маросейки, на пересечении со Старосадским переулком. Первое упоминание о ней относится к середине XVI века – в тот период церковь была деревянной и несколько раз сгорала во время городских пожаров. Дошедшее до нас здание в архитектурном стиле «зрелого классицизма» было построено выдающимся русским зодчим Матвеем Казаковым на рубеже XVIII–XIX веков, причем на строительство ушло целых двенадцать лет. Есть сведения, что прихожанином этой церкви являлся Федор Достоевский. После революции в конце 1920-х годов храм закрыли, было принято постановление о его сносе. Однако здание уцелело – в нем разместили пивную, а позже клуб мототуристов. В 1993 году церковь была возвращена РПЦ и, после реставрации, в ней возобновились богослужения.

До второй половины XVIII века в начале улицы располагалась древняя церковь Покрова Богородицы «в Садах», разобранная в период царствования Екатерины II. Позже на этом месте раскинулась усадьба графини Варвары Разумовской. После десяти лет неудачного брака она разъехалась с мужем, построила дворец на Маросейке и стала жить в нем «отшельницей», избегая светской суеты. Во время оккупации Москвы французами усадьба Разумовской была выбрана в качестве резиденции маршала Мортье, назначенного Наполеоном на должность губернатора города. Дворец многократно менял своих хозяев, каждый из которых перестраивал его согласно своему вкусу и хозяйственным нуждам. Так купцы Еремеевы, владевшие им во второй половине XIX века, превратили жилой флигель в доходный дом с лавками и трактиром. В настоящее время здание расположено по адресу Маросейка, дом 2, в нем открыт один из вестибюлей станции метро «Китай-город», а также работает одна из самых старых городских аптек – она находится на этом месте уже более ста лет.

Среди достопримечательностей улицы важное место занимает дом Нарышкиных – Рагузинских. Это здание имеет более чем трехсотлетнюю историю – его первым владельцем был дядя Петра I по материнской линии боярин Василий Нарышкин, который состоял советником при царице Наталье Кирилловне в период малолетства Петра. После смерти дяди царь-преобразователь устроил в его усадьбе мужскую гимназию, ставшую одним из первых казенных светских заведений в Российской империи. Ее организатором и руководителем стал лютеранский богослов и пастор Иоганн Эрнст Глюк, прославившийся не только просветительской деятельностью, но и невероятной карьерой его воспитанницы Марты Скавронской, которая прошла путь от простой полонянки, захваченной в ходе Северной войны, до высокого статуса царской супруги, а впоследствии и императрицы Екатерины I. Она происходила из прибалтийских крестьян, но Петра не смущало происхождение избранницы, и он официально венчался с ней в 1712 году. Брак для царя стал вторым. В связи с этим усадьба, в которой жил и работал пастор Глюк, получила в Москве шутливое прозвание  «дом, откуда берут вторых жен». После его смерти гимназия вскоре закрылась, а дом перешел во владение сподвижника Петра этнического серба Саввы Рагузинского. В XIX веке здесь располагалось Императорское Человеколюбивое общество. В наши дни здание, находящееся по адресу Маросейка 11, используется в коммерческих целях.

Рассматривая наиболее примечательные строения на Маросейке, нельзя также обойти вниманием усадьбу Румянцева-Задунайского, представляющую собой интересный памятник русской архитектуры. Дворец, проект которого приписывают двум выдающимся зодчим – Василию Баженову и Матвею Казакову, был возведен в конце XVIII века. Его архитектурный стиль считается переходным между барокко и ранним классицизмом. Владелец усадьбы генерал-фельдмаршал Петр Румянцев-Задунайский, разбил в своей усадьбе великолепный сад, а дом изнутри приказал расписать сценами сражений Русско-турецкой войны, участником и триумфатором которой он сам являлся. После его смерти дом перешел в наследство среднему сыну фельдмаршала – графу Николаю Румянцеву. Он занимал должности министра иностранных дел и государственного канцлера, а также являлся одним из просвещеннейших людей своего времени и щедрым меценатом. Среди его заслуг – основание Румянцевского музея, ставшего первым общедоступным музеем в Москве. Граф слыл страстным франкофилом и настолько тяжело воспринял новость о начале войны с Наполеоном, что его разбил паралич. Во время нашествия французов во дворце Румянцева разместилось городское правление, во главе которого находился генеральный интендант Жан-Батист Лессепс. К середине XIX века эта усадьба, как и большинство других на Маросейке, перешла в собственность представителей купеческого сословия. Новым хозяином стал купец Митрофан Грачев, при котором дом приобрел свой современный облик. Он был декорирован скульптурными женскими фигурами, символизирующими свободные художества, земледелие и скотоводство, а также украшен гербом владельца. В советский период здание надстроили двумя этажами. До 1970-х годов оно использовалось, как коммунальное жилье, а затем было расселено. Сегодня его можно увидеть по адресу Маросейка, дом 17, в нем располагается посольство Республики Беларусь.

В Большом пожаре 1812 года сильно пострадала правая сторона улицы, при этом дома с левой стороны остались практически не затронуты огнем. Почти все они сохранились до наших дней, что представляет большой интерес, поскольку в Москве немного улиц с застройкой первой половины XIX века.

В советское время Маросейка не подвергалась капитальной реконструкции, а также сохранила свое торговое значение – на ней по-прежнему располагалось множество магазинов, о чем свидетельствуют архивные фотоматериалы.

В 2015 году, в первый же год реализации программы городского благоустройства «Моя улица», Маросейка стала частью этого проекта. Ко Дню города она была обновлена и открыта для прогулок. В результате преобразований тротуары значительно расширили, вымостив их гранитной плиткой, по всей протяженности улицы установили новые фонари и урны. Кроме того, на Маросейке было реорганизовано дорожное движение, появилась выделенная полоса для автобусов, а также удобные пешеходные переходы. Парковка, затруднявшая перемещение по улице и портившая ее облик, была полностью ликвидирована. Рекламные растяжки убрали, а воздушные линии проводов поместили в подземную кабельную канализацию. Были отреставрированы обветшавшие фасады домов. В наши дни Маросейка, благоустроенная и комфортная, является частью популярного пешеходного маршрута по центру города.

Автор: Александра Амиантова
Фото: pastvu.com

Все статьи по теме
14 мин.

Похожие