Когда хорошие градостроительные решения спасают жизни

Мир, в котором мы живем, – многозвучный оркестр, где каждый звук существует в гармонии с другими. И наша задача – если не поддерживать, то хотя бы не разрушать эту гармонию. Екатерина Радчикова, ведущий инженер научно-проектного объединения «Экология» Института Генплана Москвы, которому небезразлично будущее человечества и важно, чтобы мир стал лучшим местом для жизни.

Екатерина Радчикова, Институт Генплана Москвы
Екатерина Радчикова

«Каждый раз, когда мы беремся за какой-нибудь город, я чувствую себя настоящим географом, потому что нужно узнать о нем все. Хорошие градостроительные решения спасают жизни, а ошибки обходятся очень дорого».

Екатерина родилась в Минске, там же окончила Белорусский государственный университет по специальности географическая экология. В 2015 году она переехала в Москву и продолжила обучение в магистратуре МГУ на географическом факультете, тоже по специальности геоэкология.

В семье Екатерины нет экологов. Бабушка и прабабушка – биологи, мама занимается когнитивной психологией, а Екатерине уже со школьных лет было небезразлично будущее человечества и важно, чтобы мир был хорошим местом для жизни. И по мере учебы в университете и магистратуре она неустанно продвигалась в этом направлении.

Екатерина уверена: для того чтобы сохранять и повышать качество и уровень жизни, действуя не в ущерб нашему будущему, необходимо оптимизировать жизнедеятельность и использование ресурсов. «Мы сейчас потребляем больше ресурсов, чем можем себе позволить, чем наша планета готова восполнить. Из-за плохой экологической ситуации люди болеют, особенно в развивающихся странах».

«Круглый стол научно-проектного объединения «Экология» о том, как сделать микроклимат частью эффективного благоустройства»
«Круглый стол научно-проектного объединения «Экология» о том, как сделать микроклимат частью эффективного благоустройства»

В Институт Генплана Москвы Екатерина пришла в 2017 году, будучи студенткой второго курса магистратуры, и сейчас работает ведущим инженером в мастерской охраны окружающей среды. (До этого она работала в Беларуси, в лаборатории озероведения.) Во время учебы в магистратуре по рекомендации научного руководителя она попала на практику в Институт Генплана. А где-то через год, когда появилось вакантное место, Екатерину пригласили на постоянную работу.

У Екатерины системный взгляд на вещи, взаимосвязи и последствия, что, безусловно, помогает ей развивать текущие компетенции.

Екатерина тепло отзывается о коллегах по цеху и о проектах, которыми они вместе занимаются. Ей нравится каждый раз погружаться в новый проект или новый город. «Это действительно интересно, быть причастной к созданию генеральных планов городов: Уфы, Воронежа, Альметьевска. Каждый раз, когда мы беремся за какой-нибудь город, я чувствую себя настоящим географом, потому что нужно узнать о нем все – расположение, климат, рельеф, гидрографию, градостроительные особенности, экономику, транспорт – все, что может повлиять на его экологическую ситуацию сейчас и в будущем». Объединение людей в городах служит повышению как социально-экономической, так и экологической эффективности. «Города помогают оптимизировать использование ресурсов, позволяют нам быть экологичнее».

Далеко не все знают, что при равном уровне жизни житель города потребляет намного меньше ресурсов, чем житель пригорода или сельской местности. В городе есть возможность создать качественные системы обращения с отходами и очистки воды, не нужно далеко тянуть инженерные коммуникации, можно использовать эффективный общественный транспорт. «Человек, живущий в частном доме, за счет отопления, пользования автомобилем и другими благами затрачивает больше ресурсов, чем жилец многоквартирного дома в городе».

Одна из приоритетных задач мастерской охраны окружающей среды – защитить жителя города от негативных факторов, связанных с концентрацией людей, производств, транспорта и инфраструктуры.

Международный архитектурный фестиваль "Уфа-2019"
Международный архитектурный фестиваль "Уфа-2019"

По мнению Екатерины, в мире есть города-лидеры в области устойчивого развития, но всем городам есть куда расти. Примером экологической эффективности считаются некоторые города Северной и Центральной Европы, где развиваются экологически дружественные виды транспорта: велосипедный транспорт, трамвай, троллейбус. Но все равно остро стоит проблема образования отходов и высокой автомобилизации.

Только из-за загрязнения воздуха твердыми частицами продолжительность жизни в ЕС в среднем сокращается на 9 месяцев, в Москве – примерно на год, а в некоторых городах Индии – до 8,6 лет. Мария Нейро, директор Всемирной организации здравоохранения по общественному здравоохранению и окружающей среде, сказала: «Каждый политик, который не справится с загрязнением воздуха, учитывая те знания, которые сейчас есть, будет жестко осужден будущими поколениями и законом». И Екатерина с ней полностью согласна. «Экология должна учитываться не по остаточному принципу, не ради формальности, а быть одним из основных факторов принятия решений, потому что это напрямую влияет на нашу жизнь. Сейчас специалисты нашего объединения участвуют в подготовке изменений в СП 82 «Благоустройство территорий», а я занимаюсь разделом, который касается микроклимата. Городам нужно учитывать новые климатические факторы: повышение температуры, волны жары, учащающиеся опасные погодные явления, неравномерное распределение осадков. Поэтому, с одной стороны, города должны быть плотными и компактными, с другой стороны – оставлять зеленую инфраструктуру, которая будет способствовать охлаждению города и участвовать в формировании устойчивого водного цикла».

По словам Екатерины, при создании генпланов городов мастерская использует данные уполномоченных ведомств, моделирование загрязнения на основе транспортных потоков, данные различных карт, космоснимков и статистических бюллетеней. У Института есть своя акустическая лаборатория, которая обычно проводит обследование и совершает измерения. «В Воронеже Институт предлагает создать современную трамвайную систему, что поможет сократить выбросы от автомобильного транспорта. Надеюсь, что среди российских городов сейчас происходит постепенный сдвиг от развития инфраструктуры для личного автомобильного транспорта к развитию комфортного общественного транспорта. Я считаю, что начиная с самых ранних этапов планировки городов необходимо учитывать экологические аспекты. Это напрямую влияет на здоровье людей, качество и продолжительность жизни».

Даже при том, что здесь не самая благоприятная экологическая ситуация, Екатерина любит Москву, считает, что в ней сплелись воедино несколько разных городов. И хотя ее по-прежнему тянет на родину, в Москве она всегда находит что-то интересное. «Сейчас я живу в Измайлове. Мой район комфортный и уютный. Мне нравится чувствовать городскую среду – здесь много активных первых этажей с магазинчиками, общественный транспорт, в том числе троллейбус и трамвай, пешеходный Измайловский проспект, на котором кипит жизнь, прекрасный Измайловский лес».

В Москве Екатерину очень беспокоит демонтаж некогда крупнейшей в мире троллейбусной системы. В защиту московского троллейбуса высказывались также и ведущие транспортные эксперты, в том числе Вукан Вучик. По их мнению, необходимо сохранить эту контактную сеть, а 50% автобусных маршрутов, которые, так или иначе, идут под проводами, заменить на современные троллейбусы или электробусы с динамической подзарядкой. «Москва – огромный город, и транспортная система должна быть очень гибкая и разнообразная, чтобы каждый мог выбрать для себя что-то удобное. И сейчас хорошо, что работают МЦД, МЦК, метро, но нельзя делать ставку только на них».

Екатерина уверена, что каждый предмет оставляет свой экологический след, и те ресурсы, которые на него были потрачены – на транспортировку, производство с выбросами загрязняющих веществ и потреблением воды и энергии, – непосредственно влияют на экосистемы всей планеты. Поэтому она и ее близкие стараются, насколько это возможно, вести экологически дружественный стиль жизни. «Мы с мужем сортируем мусор, стараемся использовать меньше одноразовых вещей и упаковки, поддерживаем экологические организации, приобретаем вещи, бывшие в употреблении, вместо новых. Ненужные вещи я отношу в проект «Свалка» или в Charity Shop, там же часто покупаю что-нибудь. Также мы стараемся, когда возможно, путешествовать на поезде, а не лететь самолетом».

Екатерину вдохновляет ее работа. «В Институте я себя чувствую на своем месте – это действительно то, чем мне хочется заниматься. Однако это не всегда просто. Но я верю, что несмотря ни на что мы должны озвучивать и отстаивать свою профессиональную позицию».

Свободное время Екатерина проводит с любимой семьей и друзьями, гуляет, читает, занимается волонтерской деятельностью и творчеством, а еще интересуется искусством (поэзией, музыкой, живописью) и политикой. «От политической ситуации зависит очень многое: уровень жизни, соблюдение прав человека, возможность профессиональной реализации, и в том числе экологическая ситуация. И России, и Беларуси в этом плане есть куда стремиться».

«Я хочу поздравить коллег с наступающим Новым годом и пожелать всем выдержать этот нагруженный декабрь и хорошо отдохнуть. А еще сил и энергии в новом году!»

Все статьи по теме
7 мин.

Похожие