«Мечта о чем-то неслыханно прекрасном»

Покровка – старинная улица в центре Москвы, простирающаяся от пересечения Армянского и Старосадского переулков до Садового кольца. В настоящее время она является продолжением Маросейки и, если не смотреть на домовые знаки, трудно определить, где заканчивается одна улица и начинается другая. Действительно, до XVII века Покровка включала в себя Маросейку, которая позже получила собственное название и обособилась. Длина современной Покровки составляет 1300 метров, что делает ее одной из самых протяженных центральных улиц города, наряду с Петровкой, Большой Никитской или Тверской.

Свое название улица получила по церкви Покрова Богородицы в Садах, располагавшейся с древних времен на месте, где в наши дни берет начало Маросейка. Эта церковь фигурирует в письменных источниках с конца XV века – в тот период она была окружена великокняжескими садами. Во время царствования Екатерины II храм был разобран, и на его месте расположилась усадьба графини Разумовской, которая в перестроенном виде сохранилась до настоящего момента и находится по адресу: Маросейка, дом 2. Граница между двумя улицами долгое время не была точно определена и многократно смещалась. Старинная Покровка начиналась сразу за Ильинскими воротами Китай-города, но в XVII веке ближайшая к Кремлю часть улицы стала называться Маросейкой, постепенно все дальше отодвигая Покровку от центра города. В XVIII веке Покровкой именовалась только часть улицы, расположенная в Земляном городе, а Маросейка достигала Покровских ворот, что делало их приблизительно одной протяженности. Однако позже Маросейка вновь была укорочена, и в XIX веке между ними установилась современная граница – по Армянскому и Старосадскому переулкам.

В советское время Покровка, как и многие другие центральные улицы, получила новое название, которое было призвано отражать взгляды и ценности победившей идеологии. С 1940 по 1992 годы улица носила имя известного русского философа, публициста и писателя XIX века Николая Чернышевского. В Советском Союзе к нему относились почтительно, он считался вдохновителем революционных движений в России, кроме того, при жизни Чернышевский серьезно пострадал за свои идеи, пройдя через арест, ссылку и каторгу. Самое известное произведение автора, роман «Что делать?», был написан именно в период его тюремного заключения. В 1988 году в память о революционере-демократе был установлен памятник в сквере у площади Покровских Ворот, через которую проходит улица. Бронзовая скульптура изображает его спокойным и сосредоточенным, в образе философа, который задумчиво сидит на скамье, немного склонив голову и сложив руки на коленях. Открытие памятника было приурочено к 160-летию Чернышевского. Через четыре года после открытия памятника, на волне постсоветских переименований, улице было возвращено ее прежнее название.

Исторически Покровка возникла как продолжение одной из древнейших московских улиц – Ильинки и пролегала вдоль Хомутовской дороги, которая впервые упоминается в XIV веке в духовном завещании великого князя Ивана Калиты. В тот период дорога вела к подмосковным великокняжеским бортям – архаичным пчеловодческим хозяйствам. В начале Хомутовки был заложен Покровский мужской монастырь, впоследствии упраздненный, однако входившая в его состав церковь Покрова Богородицы в Садах сохранялась вплоть до конца XVIII века. Эта часть Москвы застраивалась медленнее, чем другие, – еще в XVI веке Покровка была малонаселена. Но в XVII столетии улица меняет статус, превратившись в «царскую дорогу», по которой монарх совершал регулярные поездки в свои подмосковные резиденции – села Измайлово и Преображенское. Это стало катализатором строительства домов и лавок вдоль дороги, в результате чего Покровка превратилась в очень оживленное место. На улице в пределах Белого города возникают две крупные слободы ремесленников – котельников и колпачников. О слободе последних нам по сей день напоминает Колпачный переулок, отходящий вправо от Покровки в сторону Солянки. Колпачники занимались изготовлением и продажей головных уборов, прежде всего мужских шапок той эпохи – колпаков, а котельники производили кухонные котлы и другую посуду. В слободе котельников, расположенной на левой стороне Покровки, проживали не только рядовые ремесленники, но и весьма состоятельные горожане, самым известным из которых стал купец Иван Сверчков. Его стараниями на Покровке возникла одна из главных архитектурных жемчужин Москвы – церковь Успения Божией Матери. Первоначально к названию добавлялось «в Котельниках», но позже ее стали именовать «на Покровке». Церковь в стиле нарышкинское, или московское, барокко была построена на средства Сверчкова русским архитектором Петром Потаповым, память о котором увековечили на колонне при входе в верхний храм надписью на свитке: «Лета 7214 (1696) октября 25 дня. Дела рук человеческих делал именем Петрушка Потапов». Уничижительное искажение имени зодчего связано с тем, что он не происходил из знатного сословия, а также, вероятно, с особой богобоязненностью, свойственной людям той эпохи. В 1696 году строительство храма было завершено, и вскоре он стал самым знаменитым приходом Москвы. Не только отечественные путешественники, но и иностранцы специально приезжали в город посмотреть на это удивительное строение. По свидетельству очевидцев, «с первого взгляда храм покажется вам какой-то громадой составленных церквей, но всмотревшись в него, можно заметить, что все части храма имеют симметрию и непостижимую легкость». Церковь имела тринадцать куполов, образующих пирамиду, пиком которой являлась центральная глава. Она располагалась на высоком подклете и была окружена открытой галерей-папертью, находящейся над аркадой. Впечатления современников о церкви Успения Божьей Матери на Покровке нашли отражение во многих мемуарах и воспоминаниях. Ей восхищались писатель и историк Николай Карамзин, архитекторы Василий Баженов и Бартоломео Растрелли. Федор Достоевский специально приезжал из Санкт-Петербурга для того, чтобы полюбоваться на нее, и говорил, что она олицетворяет «истинную Москву». Позже академик Дмитрий Лихачев писал, что встреча с этим храмом в юности его ошеломила и оказала влияние на весь его последующий жизненный путь: «Передо мной вздымалось застывшее облако бело-красных кружев. Ее легкость была такова, что вся она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о чем-то неслыханно прекрасном». Церковь произвела большое впечатление в 1812 году на захватчика Москвы Наполеона. Известно, что он распорядился охранять ее от мародерства и пожара, в результате чего она не пострадала от бедствий, обрушившихся на город в тот период. В XIX веке среди москвичей бытовала легенда, что французский император намеревался «распилить» церковь на куски и перевезти в Париж.

В 20-е годы XX века в честь Ивана Сверчкова и Петра Потапова переименовали два переулка, которые ранее назывались Малый и Большой Успенские, расположенные слева от Покровки.

Сама церковь, к прискорбию потомков, была уничтожена зимой 1936 года – в качестве формальной причины сноса заявлялось, что она мешала расширению улицы. После принятия соответствующего постановления Моссоветом храм был разрушен до основания, несмотря на протесты архитекторов-реставраторов во главе с Петром Барановским. До наших дней сохранился только дом причта – миниатюрное двухэтажное здание, которое находится по адресу: Покровка 5/16, строение 3. На месте церкви Успения с советского времени разбит сквер.

До второй половины XVIII века через Покровку протекала малая река Рачка, впадавшая в Москву-реку. На ее заболоченном берегу располагался Троицкий храм, прозванный в народе «на Грязех», поскольку в весенний период или во время дождей из-за разливов Рачки в этом месте образовывалась непролазная грязь. В 1740 году в результате очередного наводнения церковь была затоплена и частично разрушена. После этого городские власти решили заключить реку в коллектор, что и было осуществлено по проекту архитектора Дмитрия Ухтомского в 1759 году. С тех пор Рачка протекает в подземной трубе, однако название храма сохранило память о ее грязевых разливах, бывших когда-то настоящим бедствием локального масштаба. Дошедшее до нас здание церкви Троицы на Грязех, построенное в стиле ренессанс, создано по проекту архитектора Михаила Быковского в 1861 году.

В течение XVII века Покровка продолжала обрастать слободами. Помимо колпачной и котельнической слобод, расположенных ближе к центру, появляются садовая, казенная и барашевская. В первой обитали государевы садовники, жители казенной слободы трудились на Казенном дворе, ведавшем производством и хранением ценностей из царской казны, а на барашах лежала ответственная должность возить за царем походные шатры, раскладывать их и собирать.

В барашевской слободе располагались две приходские церкви – Воскресения Словущего и Введения во храм Божией Матери, сохранившиеся до настоящего времени. Здание Воскресенского храма построил Дмитрий Ухтомский в 1732–1734 годах в стиле барокко, который преобладал в архитектуре того периода. Уникальность состояла в том, что церковь была увенчана необычным куполом в форме позолоченной императорской короны. В 30-е годы XX века купол и колокольня подверглись уничтожению, а вместительное здание церкви занял ГУЛАГ НКВД.

В XVIII веке жить на Покровке становится престижно в аристократической среде, на улице появляются дворы знатных вельмож. Одним из самых интересных домов, построенных в тот период, является дворец фельдмаршала Степана Апраксина, получивший прозвание в народе «дом-комод» из-за своей причудливой формы. Здание, построенное в 1766 году в непривычном для Москвы стиле рококо, практически не пострадало во время нашествия французов, и в наши дни представляет собой любопытный пример «допожарной» архитектуры города. Вскоре после постройки Апраксин продал свой дворец князю Дмитрию Трубецкому, потомки которого обосновались в нем на последующие 90 лет. С «домом-комодом» оказались так или иначе связаны имена многих известных людей. Так, юный Александр Пушкин ездил сюда вместе с сестрой учиться танцам, здесь же состоялся сговор о свадьбе родителей Льва Толстого, а в середине XIX века у Трубецких снимал жилье Дмитрий Менделеев. В 1860-е годы здание стало использоваться в качестве казенного учреждения – в нем разместилась 4-я мужская гимназия. Ее выпускниками в разные годы были режиссер и реформатор театра Константин Станиславский, философ Владимир Соловьев, филолог и историк Алексей Шахматов, общественный деятель Николай Астров, а также ученый Николай Жуковский, ставший основоположником гидро- и аэродинамики. После революции гимназию закрыли, а здание стало использоваться в качестве коммунального жилья для московских рабочих. После войны жильцов стали постепенно расселять, во дворце расположился Дом пионеров и другие государственные учреждения, периодически сменявшие друг друга. В 2005 году помещения дворца арендовал Российский фонд милосердия и здоровья.

Также интерес представляет сохранившаяся усадьба Шувалова – Голицыных, созданная в 1780 году в стиле раннего классицизма для фаворита императрицы Елизаветы Петровны и основателя МГУ графа Ивана Шувалова. Усадьбу наследовал его племянник Федор Голицын – один из многочисленных представителей дворянского рода Голицыных. Его потомки, владевшие этим имением вплоть до революции, получили прозвище «Голицыны с Покровки». Во время войны с Наполеоном особняк стал резиденцией одного из французских маршалов, поэтому избежал разграбления и пожара. Во времена Пушкина хозяйкой усадьбы являлась Наталья Голицына, которую современники считали прототипом его «Пиковой дамы». Здесь родился и прожил до 1917 года почетный гражданин Москвы, губернатор и городской голова князь Михаил Голицын. Во второй половине XIX века владельцы реконструировали первый этаж особняка, где открылось несколько магазинов, а на втором этаже работала женская гимназия Л.Н. Валицкой.

В конце XVIII века, во время короткого царствования Павла I, по его приказу у Покровских ворот была построена гостиница, частично сохранившаяся до настоящего времени. Ее архитектором выступил один из основоположников русского ампира Василий Стасов. Сейчас двухэтажное здание, в ходе перестроений утратившее прежнюю торжественность, находится по адресу: Покровка, дом 17.

В XIX веке Покровка была торговой улицей, современники отмечали обилие на ней магазинов и лавок самой разнообразной направленности. Здесь в магазинах можно было найти все, от хлеба и цветов до экипажей лучших каретников Москвы Арбатских. Отчасти возрастание торговой функции было связано с тем, что с 60-х годов XIX века именно через Покровку пролегала дорога из центра города к Курскому вокзалу.

В советский период на улице было разбито два сквера – оба появились в результате сноса дореволюционных строений. В 1936 году возник первый сквер на месте разобранной церкви Успения Божьей Матери на Покровке, расположившийся между домом №5/16 и домом №7/9. А через два года образовался второй сквер на месте расчищенной малоэтажной застройки с правой стороны Покровских ворот. С конца 1980-х годов в нем располагается памятник Николаю Чернышевскому.

Из примечательных строений советского периода на Покровке выделяется так называемый Дом работников НКВД, построенный в 1938 году и по сей день производящий впечатление неприступного замка. Исследователи относят его к лучшим образцам «советского стиля» в архитектуре, благодаря гармоничному сочетанию строгости, ясности и лаконичности форм с монументальной помпезностью. Дом расположен за сквером с памятником Чернышевскому, его можно увидеть по адресу: Покровка, дом 20/1.

В 2015 году Покровка вместе с Маросейкой вошли в программу комплексного благоустройства Москвы «Моя улица». К моменту коренной реконструкции она находилась не в самом лучшем состоянии – освещение было недостаточное, фасады домов облупились, обилие машин затрудняло движение, а хаотичная парковка вдоль и на тротуаре портила облик улицы по всей ее протяженности. Работы по благоустройству Покровки проводились в энергичном темпе, и уже к осени 2015 года она была полностью приведена в порядок. Тротуары расширили в полтора раза и замостили гранитной плиткой, дорожное движение реорганизовали и выделили специальные места для аккуратных парковочных карманов. Вместо троллейбусов, ходивших по Покровке с середины прошлого века, был запущен электробус, представляющий собой более современный вид городского общественного транспорта. Рекламные баннеры были убраны, а все провода помещены в подземную кабельную канализацию. Фасады домов, нуждавшиеся в ремонте, отреставрировали. Изменения коснулись уличного освещения – появились новые фонари с энергосберегающими лампами, стилизованные под старину. Кроме того, в скверах было организовано комфортное пространство для отдыха, там появились удобные лавки, урны, ухоженные клумбы с цветами и газон.

В результате реконструкции Покровка преобразилась, и на данный момент ее можно смело причислить к самым красивым улицам нашего города.

Автор: Александра Амиантова
Фото: pastvu.com

Все статьи по теме
14 мин.

Похожие