Метрополитен Сан-Франциско глазами "Метростроя"

Магистраль, получившая название Bay Area Rapid Transit (BART), была заложена в 1963 году и открыта 11 сентября 1972 года. Сегодня метрополитен Сан-Франциско насчитывает 48 станций, имеет протяженность 200 км и перевозит около 121 млн пассажиров в год.

А как проект строительства выглядел почти 60 лет назад, когда все только начиналось? Давайте узнаем, что про строительство BART писали в «Метрострое» 1964 года.

Магистраль в цифрах

BART официально начали строить в июне 1964 года, но заложена она была раньше – еще в 1963-м. Инициатива шла от местных властей: послевоенный наплыв мигрантов вызвал автомобильный бум и протяженные заторы на мостах через залив – нужно было разгружать автомагистрали.  Для своего времени это был прорывной инженерный проект: BART позиционировался как модель для общественного транспорта будущего за счет инновационных технических решений, автоматизации процессов и комфортной перевозки пассажиров. Таким его видели и в СССР – «Метрострой» пишет:

 «Год назад началась реализация большого проекта системы скоростных железных дорог в районе бухты Сан-Франциско. Эта транспортная система общей протяженностью 120 км, из которых 32 км будут подземными, является наиболее совершенной по сравнению с ранее построенными в Соединенных Штатах. На линии будет 37 пассажирских станций. Помимо подземных, строительство включает комплекс наземных (38 км) и надземных (50 км) участков. Потребуется создание новых электростанций, систем пути, вагонов, автоматизации управления движением».

The Bay Area или коротко The Bay – метрополитенский статистический ареал (агломерация-конурбация) в Северной Калифорнии, сформировавшийся вокруг залива Сан-Франциско и названный его именем. Конурбация состоит из 9 графств, общее число жителей – 8 млн человек

Сегодняшняя система уже «перевыполнила план»: количество станций увеличилось до 48, а длина путей – до 200 км. Оригинальный план строительства BART предполагалось профинансировать из муниципальных облигаций и реализовать за 8 лет. Экономисты и инженеры попытались учесть объемы работ, инженерные новшества и количество рабочих, необходимое для такой масштабной стройки.

«Стоимость скоростной транспортной системы, известной под названием «БАРТД» (Bay Area Rapid Transit District) составит около 1 млрд долларов. О масштабах строительства можно судить по выявленным в проекте объемам работ: потребуется вынуть и переместить 17,5 млн м3 грунта, уложить около 1,5 млн м3 монолитного бетона, 300 тысяч м3 сборного предварительно напряженного железобетона, израсходовать около 230 тысяч тонн стали, в том числе 110 тысяч – арматурной».

«Участки системы предполагается сдать в эксплуатацию в 1968 году. Строительство будут вести около 100 основных подрядчиков. В период максимального разворота работ на стройке будет занято до 8000 человек».

Реальная стоимость BART в итоге составила 1,6 млрд долларов, а само строительство растянулось на 11 лет (официально поезда начали ходить только в сентябре 1972 года). На подорожание и сроки проекта повлияла и высокая инфляция 60-х годов, и требования жителей пересмотреть проект (например, в Беркли линию по просьбе горожан опустили под землю) с многочисленными задержками из-за согласований.

Особенности проектирования и строительства

Проектирование в условиях текучих грунтов и плотных инженерных сетей требовало новых подходов:

«Особенность проходки тоннелей под центром города – наличие под улицами сложной системы подземных коммуникаций, высокий уровень грунтовых вод и неустойчивые породы (песок, илистые грунты). Поэтому инженеры объединения PБТБ (Parsons-Brinckerhoff-Tudor-Bechtel) произвели сравнительный анализ методов проходки открытым и закрытым способами, включая новые, еще не применявшиеся методы», – пишут в «Метрострое».

Так возникли первые тоннели и станции, проложенные в условиях сжатого воздуха. Иногда строители поневоле становились археологами – во время прокладки в районе улиц, выходящих к заливу, рабочие обнаруживали множество артефактов – например, куски кораблей и утвари XIX века, когда там была торговая гавань.

Комфорт пассажиров

Разработчики системы, которая позиционировала себя как модель для общественного транспорта будущего, не обошли стороной вопрос комфорта пассажиров. Однако здесь они, как пишет журнал, не были пионерами:

 «В конструкциях подземных станций предусматривается все возможное для создания максимальных удобств пассажиров. С этой целью предполагается решение, аналогично уже осуществленное на станции “Парк Победы” Ленинградского метрополитена (американцы считают это своим новшеством). Вдоль станции намечено соорудить ограждающие стены с автоматическими дверями, отделяющие платформы от путевых частей тоннелей. Такое решение устраняет случайное падение пассажиров на рельсы и изолирует их от воздушных потоков, создаваемых движением приближающихся поездов».

Тоннель под водой

<p>Соединительный участок подводного тоннеля.</p>

<p>Источник: официальный сайт BART</p>

Соединительный участок подводного тоннеля.

Источник: официальный сайт BART

Самой нетривиальной задачей была прокладка путей под водой:

«Наиболее трудным считают сооружение двухпутного подводного тоннеля длиной 5800 м под заливом Сан-Франциско. Этот тоннель предполагается сооружать методом опускных секций (см. иллюстрацию). Тоннельные секции длиной примерно по 90 метров будут опущены в заранее подготовленную на дне траншею и прикрыты слоем грунта толщиной 1,5 метра».

«Тоннель запроектирован с учетом воздействия сейсмических сил. По концам подводного тоннеля намечено соорудить соединительные участки длиной по 300 м. Участок со стороны Окленда будет построен открытым способом. Со стороны Сан-Франциско два отдельных тоннеля соорудят щитовым способом, между свайными опорами береговых сооружений. Стоимость и соединительных участков определена в 133 млн долларов».

Строительство подводной части завершилось в 1969 году. Сейчас под водой проложены четыре ветки метро, этот участок BART считается одним из самых востребованных у пассажиров.

Несмотря на то, что за 60 лет технологии строительства ушли вперед, BART продолжает функционировать, успешно переносит землетрясения (например, 7-балльное землетрясение 1989 года) и – расширяется.

Все статьи по теме
6 мин.

Похожие