Новый генплан для новой столицы. Предпосылки возникновения Генплана 1935 года


Первые проекты реконструкции Москвы возникли сразу после переезда туда советского правительства и возвращения городу статуса столицы. Главный город, как и вся страна, взял курс на изменения.

На протяжении двух десятилетий после революции один за другим возникают разнообразные проекты развития и переустройства города, от довольно точечных до самых радикальных. Результатом этой активной дискуссии о дальнейшем градостроительном развитии Москвы и стал Генплан 1935 года

«Город будущего» (1918 год)

Один из первых планов – «Город будущего» архитектора Б. Сакулина – рассматривал  Москву вместе с кольцами пригородов. Проект предлагал «перепрофилировать хозяйственные функции целых городов и примыкающих к ним территорий, проложить тысячи километров железнодорожных магистралей и электрифицированных шоссейных дорог, <осуществить> формирование промышленных узлов с перемещением гигантских масс работоспособного населения», – пишет Глазычев. «Город Будущего» так и остался на бумаге, однако зона влияния Москвы, выделенная в плане, использовалась в дальнейших проектах.

«Новая Москва» (1923 год)

В этом же году при Моссовете создаются архитектурные мастерские во главе с архитекторами Иваном Жолтовским и Алексеем Щусевым и начинается разработка следующего генплана – «Новая Москва».

План опирался на историческую радиально-кольцевую структуру столицы и предлагал сохранить основные старинные постройки. Административный центр предлагалось перенести в Петровский парк, ядром города становилась территория Кремля и Китай-города, которую окружали пять поясов: Белый город (кольцо бульваров), Земляной город (кольцо Садовых), Красный город (новое парковое кольцо – Ходынское Поле, Сокольники, Лужники) и пояс рабочих поселков (по типу городов-садов) за кольцевой железной дорогой. Несмотря на то, что в 1924–1925 годах план подвергся резкой критике, некоторые его идеи были осуществлены. Например, благодаря плану Щусева в Москве появились «зеленые клинья» – парковые территории, протягивающиеся от периферии к центру, и было построено несколько рабочих поселков (единственный сохранившийся сейчас – поселок художников Сокол).

«Большая Москва» (1926 год)

В план «Большая Москва» вошли предложения и Щусева, и Сакулина («Новая Москва», «Город будущего»). Автор проекта С. Шестаков выделял пять кольцевых зон: центральную (историческая часть города), вторую кольцевую, с промышленными и парковыми секторами (Воробьевы горы), третью садовую зону (Зюзино, Химки, Царицыно), лесную и железнодорожную зону (уже за пределами Москвы). Таким образом, Москву должно было окружить двойное кольцо городов-спутников, состоящее из уже существующих подмосковных городов. 

Несмотря на то, что план Шестакова так и не был принят, он во многом определил размещение новых строений до 1935 года, а предложение об  Окружном железнодорожном кольце было реализовано уже в военные годы. 

Первые планы не давали детальной проработки планировочной структуры, а скорее излагали общие принципы и идеи развития города. Лидировали две принципиально различных: освоение пригородных территорий и расширение города (А. Щусев) и окружение столицы городами-спутниками (И.В. Жолтовский, Б.В. Сакулин, С.С. Шестаков). 

Далее поиск новых идей оформился в формат конкурсов. 

Конкурсные работы

В продолжение дискуссии в 1932 году был организован Закрытый конкурс на идею генерального плана Москвы. В разработке проектов приняли участие такие известные архитекторы, как Ле Корбюзье, Ханнес Майер, Эрнст Май, Николай Ладовский. 

На конкурсе впервые появились проекты, игнорирующие сложившуюся планировочную структуру города. Из самых радикальных работ можно выделить «прямоугольную сетку» Ле Корбюзье (вся Москва перестраивалась заново, за исключением Кремля и Китай-города) и проект бригады Всесоюзного объединения пролетарских архитекторов (линейное развитие центра по диаметру в северо-восточном и юго-западном направлениях от Кремля). Снова звучали предложения окружить Москву городами-спутниками (проект Эрнста Мая). Однако Моссовет не признал ни один из проектов достаточно проработанным для воплощения.

Новые проектные мастерские. Начало работы над генпланом

Так как конкурс не принес убедительного плана действий, для этих целей в 1933 году были организованы проектные мастерские Моссовета под началом В.Н. Семенова и С.Е. Чернышева. Так начался новый этап –  не только в разработке генерального плана, но и в целом в организации проектного дела в Москве*. Проектированием генерального плана реконструкции города занималась планировочная мастерская №2 (впоследствии переименованная в архитектурно-планировочную мастерскую №2). Постепенно вырабатывался комплексный, аналитический подход к проектированию: рассчитывались различные варианты организации инженерной и транспортной инфраструктур, проводился экономический анализ.  Ставилась задача объединить в одном документе как архитектурную часть (ансамбль Дворца Советов, набережных и т. д.), так и планировочную: одновременно разрабатывались ключевые инженерные проекты — метрополитен, обводнение города, реконструкция наземного транспорта, строительство и реконструкция мостов.

10 июля 1935 года ЦК ВКП(б) и Совет народных комиссаров СССР приняли развернутое постановление «О Генеральном плане реконструкции города Москвы». Город наконец получил масштабное руководство к действию.

*Из архитектурных мастерских впоследствии формируется Институт Генплана Москвы и вырастает советская градостроительная школа.

Источники:

1. Глазычев В.Л. Россия в петле модернизации: 1850 - 1950. Москва: 1989-2008. — 152 с. (текст не издавался)

2. Сайт "История государства"

3. Ткаченко С.Б.Творческие архитектурноградостроительные конкурсы и их влияние на генеральные планы городов (на примере Москвы). диссертация канд. арх. наук.  Москва, 2016. – 144 с.

4. Антонова О.Е. Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года: источниковедческий аспект // Вестник Архивиста. – 2011. - № 1.

5. Астафьева-Длугач М.И., Волчок Ю.П., Журавлев А.М. Зодчие Москвы. Книга 2. М. Московский рабочий 1988г. 368с.

Подробнее о Генплане 1935 года читайте в следующей статье

Все статьи по теме
6 мин.

Похожие