Московский транспортный узел: ценность агломерации

13 мая состоялась очередная лекция в рамках Базовой кафедры градостроительства МГСУ. О развитии железнодорожного транспорта в Московском транспортном узле рассказал Денис Власов, заместитель руководителя транспортно-инженерного центра Института Генплана Москвы. 

Изначально все мероприятия серии планировались как лекционный курс для студентов МГСУ. Однако пандемия внесла свои коррективы и теперь образовательный блок Института доступен любому желающему в формате онлайн. В этот раз лекторий собрал более 150 слушателей.

Вопросы трансформации железной дороги, которые сейчас стоят перед градостроителями, – одни из самых актуальных. Такова ситуация для всех крупных городов. О том, как необходимо трансформировать железнодорожный узел и далее его развивать, Денис рассказал на примере Москвы. Безусловно, наиболее значимыми проектами последних лет стали МЦК и МЦД, именно их запуск формирует основу агломерационного транспорта столичного региона.

Не будем озвучивать всем известные факты о количестве станций и протяженности линий, остановимся только на некоторых малоизвестных, но интересных фактах и результатах исследований.

МЦК

  • Идея трансформации МКЖД началась еще в середине 90-х. Развивать систему начали только спустя 10 лет, а проектирование и стройка были завершены уже в 2015 году. 20 лет – очень небольшой срок для столь масштабного проекта. 
  • Комфорт в поездке для пассажиров важнее ее времени. Есть люди, которые предпочитают именно МЦК, даже если им до места назначения чуть быстрее было бы доехать на другом транспорте.
  • Уже в 2017 году, в первый же год после запуска, было перевезено 110 млн пассажиров.
  • Запуск проектов МЦК позволяет заложить дополнительные места приложения труда в пешей доступности от станций МЦК. Это существенно разгрузит исторический центр: меньше людей будут ездить на работу в центр или через центр города.
  • Транспортный эффект МЦК: повышение связности территорий, сокращение времени в пути и больший комфорт для пассажиров. 
  • Градостроительный эффект – развитие прилегающих территорий: создание новых общественных узлов, формирование полифункциональной структуры, разгрузка исторического центра. Как следствие происходит повышение качества среды прилегающих к МЦК территорий благодаря их благоустройству.

МЦД

  • Пригородно-городское сообщение столицы представлено прежде всего программой МЦД. Все четыре диаметра предположительно должны быть построены до 2025 года. Пятый диаметр пока находится в стадии рассмотрения.
  • К 2025 году интервал движения поездов должен составлять 5 минут, пока он – порядка 10 минут.
  • МЦД улучшают транспортную доступность для многих жителей Московской области. Плюс к этому, более 40% населения Москвы проживают в зоне влияния МЦД.
  • Порядка 5% людей перестали пользоваться для трудовых поездок в Москву личным автотранспортом.

Также Денис Власов рассказал о необходимости трансформации системы дальнего пассажирского сообщения и о том, как это может коснуться столичных вокзалов. На базе Павелецкого вокзала может быть создан Южный. Дополнительные терминалы для поездов высокоскоростных магистралей могут быть образованы на Курском и Ленинградском вокзалах.

Все статьи по теме
3 мин.

Похожие