Генплан 1935 года. Где сегодня искать его следы?

В этом году исполняется 85 лет Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года – документу, который в свое время кардинальным образом повлиял на градостроительную судьбу столицы. Но далеко не всем грандиозным проектам суждено было сбыться - реализации генплана сильно помешала Великая Отечественная Война. Если приглядеться к современной Москве повнимательнее, можно заметить «следы», артефакты грандиозных планов того времени. Их наберется немало.

Этот генплан стал во многом программным  - после его реализации Москва должна была стать витриной СССР, а в будущем – и всего мирового пролетариата. Попытки разработать для Москвы новый вектор развития начались еще задолго до того, как был принят сам генплан. Идеи предлагались самые разные. Из наиболее радикальных, например,  - «прямоугольная сетка» Ле Корбюзье, где вся Москва перестраивалась заново, за исключением Кремля и Китай-города.  Или проект Эрнста Мая, который предлагал окружить Москву городами-спутниками, а в центре оставить лишь административные здания. Среди наших соотечественников довольно радикальную концепцию предлагал Николай Ладовский: его «парабола» должна была «разомкнуть» московские кольца, пройти с юго-востока на северо-запад и соединить в конечном итоге Москву с Петербургом.

Но власти Москвы отклонили такие кардинальные преобразования и авторы генплана – архитекторы Сергей Чернышев и Владимир Семенов – исходили уже из идеи «сохранения основ исторически сложившегося города, но с коренной перепланировкой его путем решительного упорядочения сети городских улиц и площадей».

Но даже такой «умеренный» вариант довольно сильно изменил облик Москвы. Многие здания, улицы, районы, набережные, линии метро и даже каналы, с которыми сейчас ассоциируется Москва, - были заложены именно в генплане 1935 года. И в то же время, список ценных исторических объектов, которых Москва лишилась при реконструкции,  - внушительный.  Страстной монастырь, палаты Василия Голицына и церковь Параскевы Пятницы, Китайгородскую стену, Сухареву башню и множество других построек теперь можно увидеть лишь на исторических фотографиях

Страстной Монастырь
Источник: МАММ / МДФ
Страстной Монастырь
Источник: МАММ / МДФ

«Упорядочивались» центральные улицы в основном за счет расширения: для этого чаще всего здания просто сносились, но были и более изящные способы. Например, 23-тонное Саввинское подворье на улице Горького в прямом смысле переехало назад, освобождая пространство для проезжей части нынешней Тверской.

Саввинское подворье на улице Горького
Саввинское подворье на улице Горького

Новые дома уже не должны были быть малоэтажными – возводить разрешалось только здания в 7-14 этажей. Интересно, что тут впервые появилась забота о хорошем освещении в квартирах и просторных дворах: для этого кварталы строились большими, а здания в них располагались на достаточном расстоянии друг от друга.

Источник: Москва реконструируется. Альбом диаграмм, топосхем и фотографий по реконструкции гор. Москвы. Авторы макета А. Родченко и В. Степанова. Текст В. Шкловского. М., Институт изобразительной статистики советского строительства и хозяйства ЦУНХУ Госплана СССР (ИЗОСТАТ), 1938.
Источник: Москва реконструируется. Альбом диаграмм, топосхем и фотографий по реконструкции гор. Москвы. Авторы макета А. Родченко и В. Степанова. Текст В. Шкловского. М., Институт изобразительной статистики советского строительства и хозяйства ЦУНХУ Госплана СССР (ИЗОСТАТ), 1938.

По плану, вместе с кварталами и улицами расширялись и площади – для массовых демонстраций, прорубались новые проспекты, одевались в гранит набережные (например, Крымская и Пушкинская), строились мосты через Москва-реку и Яузу. «Портом пяти морей» столица тоже становилась именно по Генплану 1935 года, за счет строительства канала Волга-Москва (сейчас – канал имени Москвы). Еще один масштабный проект  - Московский метрополитен – тоже закладывался в генплане, хотя строительство началось раньше - еще в 1932 году.

Так должна была выглядеть Красная площадь в проекте. Слева – здание Народного комиссариата тяжелой промышленности.
Так должна была выглядеть Красная площадь в проекте. Слева – здание Народного комиссариата тяжелой промышленности.

Но далеко не всем грандиозным проектам суждено было сбыться - реализации генплана сильно помешала Великая Отечественная Война. Если приглядеться к современной Москве повнимательнее, можно заметить «следы», артефакты грандиозных планов того времени. Их наберется немало.

Например, только на бумаге осталась идея замкнуть Бульварное кольцо через Замоскворечье, но о том, какой ширины должна была быть эта часть кольца можно догадаться, если посмотреть, на бывшее здание Министерства экономического развития на Садовническом проезде и на жилой дом напротив него. Они стоят ровно по тем красным линиям – границам проспекта, который там так и не прошел – на его месте сейчас узкая улочка с широким тротуаром.

Ещё один невоплощённый проект -  магистраль между Казанским и Белорусским вокзалами. Сейчас там, где она должна была начинаться, находится сквер, а нереализованный проект выдает только праздничный боковой фасад дома №11 по Проспекту Мира, обращенный к зеленой зоне.

Дом №11 по Проспекту Мира
Дом №11 по Проспекту Мира
Угловой фасад дома №11
Источник: moscowwalks.ru
Угловой фасад дома №11
Источник: moscowwalks.ru

Проект обводнения Москвы на самом деле был гораздо масштабнее того, который успели реализовать. В генплане был заложен канал, соединяющий Химкинское водохранилище и Яузу. Его так и не прорыли, но коридор зарезервировали – сейчас там необычно широкий Коптевский бульвар (100 м) – шире всех остальных улиц района.

Так или иначе, Генплан реконструкции 1935 года сыграл огромную роль в планировочной судьбе города – об этом говорят и градостроители, но это можно увидеть и «невооруженным» глазом, соотнеся карту генплана с современной Москвой.

Все статьи по теме
6 мин.

Похожие