Колея эта – только моя!

25 августа на экспериментальном полигоне МАДИ состоялись испытания транспортной лаборатории Института Генплана Москвы.

Специалисты провели тестирование ширины полосы движения, чтобы узнать, как чувствует себя водитель, проходя дистанцию на разной скорости при разной ширине полосы.

В роли водителя-испытателя выступила директор Института Татьяна Гук.

«Устанавливаем макеты, наносим разметку, выделяем полосы», – начальник сектора организации дорожного движения Института Генплана Москвы Марина Мигалева рассказывает о том, что происходит на экспериментальном полигоне МАДИ, закрепляя чехол на макете. Надувная конструкция приобретает вид автомобиля с маркировкой.

Второй макет тоже собран и стоит на нужном расстоянии от первого. Подготовка к тестированию ширины полосы движения, которое проводят специалисты Института по поручению Москомархитектуры в рамках научной деятельности, почти завершена.

Марина Мигалева, начальник сектора организации дорожного движения Института Генплана Москвы
Марина Мигалева, начальник сектора организации дорожного движения Института Генплана Москвы

В начале испытания ширина коридора между макетами составляет 4 метра. Испытуемый водитель должен пройти этот коридор на разных скоростях: 10, 20, 30,40, 50 и, наконец, 60 км/ч, находясь за рулем мобильной лаборатории – автомобиля, оснащенного специализированным оборудованием. Затем ширину коридора уменьшат на 10 см и состоится очередная серия проездов. После этого – то же самое снова и снова до тех пор, пока полоса движения не сожмется до критической отметки – 2,5 метра при ширине мобильной лаборатории 2,4 метра (с учетом боковых зеркал).

Все это для того, чтобы понять, как испытуемый чувствует себя при прохождении дистанции на разной скорости и при разной ширине полосы. Какое расстояние между макетами заставляет его нервничать, а при каком он чувствует себя комфортно и может развивать большую скорость. Психофизиологическое состояние и самочувствие водителя во время эксперимента оценивается по ряду признаков: частота сердечных сокращений, ровное или учащенное дыхание, отчетливая или затрудненная речь и так далее.

Марина Мигалева
Марина Мигалева
начальник сектора организации дорожного движения Института Генплана Москвы

Институт Генплана Москвы ранее занимался тестированием ширины полосы движения. Сейчас организованы более масштабные исследования зависимости плотности потока скоростного режима, ширины полосы движения и поведения водителя. Испытания проводятся тремя способами: в реальных условиях, на полигоне, а также с привлечением лаборатории МАДИ, где будут смоделированы экстремальные условия.

В тестировании участвуют 25 водителей разного пола, разного возраста, с длительным и коротким опытом вождения. В ходе исследования на полигоне каждый из них совершает 96 проездов.

После того как весь массив полученных данных будет проанализирован, в распоряжении специалистов Института окажется материал, который используют в научно-исследовательской работе. На основе графиков зависимости, построенных в результате этой работы, можно будет судить о том, нужно или нет вносить изменения в существующие нормативы, применяемые при проектировании дорог.

Сергей Канеп
Сергей Канеп
руководитель мастерской транспортного планирования Института Генплана Москвы

Сейчас вступил в действие Свод правил 2016 года, регламентирующий применение узких полос движения 3–3,25 м для улиц различной категории. Однако исследования состояния водителя при движении по таким полосам выполнялись 10 лет назад. За это время изменился и парк автомобилей в городе, и их технические характеристики, и оснащенность.

Во главу угла при обустройстве дорожного движения всегда ставится безопасность, а напряженность работы водителя – это первый фактор, который на нее влияет. Вот почему важно оценивать психофизиологическое состояние водителя при движении по дороге.

Проводимые исследования позволят уточнить условия применения узких полос движения в различных условиях, как дорожных, планировочных, так и погодных, и, возможно, дать рекомендации по внесению изменений в нормативные документы.

25 августа в испытаниях транспортной лаборатории на полигоне приняла участие директор Института Генплана Москвы Татьяна Гук. В роли водителя-испытателя она выступила впервые. Перед началом испытаний специалисты сектора организации дорожного движения провели инструктаж, а также задали испытуемой ряд вопросов, чтобы узнать о ее самочувствии. Когда ответы на все вопросы были получены, тестирование ширины полосы движения началось.

Замеры частоты сердечных сокращений (датчик ЧСС размещен под шапочкой-балаклавой) провели на старте, за три секунды до проезда макетов, в момент проезда и через три секунды после. Специалист, отвечающий за проведение исследования, находился в машине и фиксировал результаты во время всей серии проездов.

После того как транспортная лаборатория завершила серию проездов – при минимальном расстоянии ткань на макетах трепетала, когда автомобиль проносился мимо, – экспериментаторы провели итоговую оценку состояния водителя и занесли данные в бланк.

А Татьяна Гук сняла, наконец, датчик и поделилась впечатлениями. Рассказала, что страшно не было – ведь рядом команда, которая держит все под контролем. Правда, раз за разом проезжать на минимальной скорости было немного скучновато, но чего только не сделаешь для чистоты эксперимента!

Все статьи по теме
5 мин.

Похожие