Мониторинг развития городской среды. Пример Воронежа.

Что такое мониторинг?
В отличие от территориального планирования, которое задает для территории будущее развитие, задача мониторинга  - проанализировать её текущие проблемы и протестировать эффекты от возможных решений.

Мониторинг городской среды – один из аналитических инструментов «умного города». Его задача  – проанализировать и зафиксировать текущие проблемы в городе и спрогнозировать эффекты от возможных проектных решений. 

Мониторинг территории города позволяет поставить ей диагноз уже сейчас, а затем отталкиваться от этого при формировании программ социально-экономического развития, разработке локальных проектов или корректировке генплана. Одним словом, результат мониторинга – это первая часть любого проекта территориального развития, а именно – комплексный анализ существующего положения. 

При регулярной оценке мониторинг покажет не только срез текущего развития, но и его динамику во времени – так можно проследить эффективность тех или иных городских программ. 

Институт генплана Москвы уже 10 лет занимается мониторингом выполненных генеральных планов, постоянно совершенствуя методику. Благодаря этому инструменту мы видим, как работают наши решения, и можем учитывать эти эффекты в дальнейшем – при разработке проектов планировок территорий или корректировке генплана.

Как оценивается текущее развитие территории?

У мониторинга две ключевые составляющие – это показатели оценки и территориальные единицы, по которым собираются данные.

Показатели оценки. Для удобства и более детального описания процессов в городе эту часть мы представили в виде матрицы. В ней каждая из систем города (архитектурно-планировочная, социальная, инженерная и т. д.) оценивается по четырем комплексным критериям: доступность, обеспеченность, безопасность и многообразие.

Матрица оценки комплексных показателей пространственного развития
Матрица оценки комплексных показателей пространственного развития

Эти критерии, в свою очередь, складываются уже из единичных показателей. Например, критерий обеспеченности архитектурно-планировочной системы состоит из пяти показателей (см. схему ниже), каждый со своим вкладом (вес показателя оценивается экспертно).

Территориальные единицы. В зависимости от конкретных задач, мониторинг можно проводить по разным территориальным единицам. Если цель – экспресс-анализ, то за единицу чаще берутся крупные административные районы. Для более детальной и точной оценки используются обычно небольшие по площади транспортные районы.

Как работает мониторинг?

Пример мониторинга городской среды Воронежа

Для того чтобы наглядно продемонстрировать, как работает этот инструмент, возьмем в качестве примера Воронеж. В данном случае мы оценивали одну из пространственных систем города – архитектурно-планировочную и брали за расчетные единицы транспортные районы. 

Пройдемся по наиболее показательным критериям этой системы.

Доступность

Показатель доступности складывается из двух составляющих: доступность основных элементов комфортной среды и оценка по модели «связность – насыщенность» (подробнее о ней читайте в статье о Балансовых моделях).

Для оценки доступности элементов комфортной среды (то есть остановок общественного транспорта, парков, объектов торговли, питания и спорта) от каждого жилого дома проводится радиус 500 м, оценивается наличие категорий таких объектов в этой окружности и строится сводная карта. В случае Воронежа такой анализ показывает сильные диспропорции между центральными районами и периферией, между правым и левым берегом

Доступность основных элементов комфортной среды
Доступность основных элементов комфортной среды

Как учитывать этот критерий в проектировании?

При проектировании важно устранить проблемы недоступности тех или иных объектов для жителей. Перед нами стоит задача размещения – спортивных, бытовых, культурных зданий и рабочих мест. 

С помощью инструментов мониторинга можно выделить те локации, где запрос на такие объекты максимален, то есть с наибольшим числом домов с плохой доступностью сервисов. 

Это можно сделать для каждого отдельного сервиса и, более того, наложить итог на карту территориальных резервов. В результате свободная площадка, где запрос на какой-либо из сервисов наиболее высок, будет рассматриваться в первую очередь. 

На карте оценивается количество людей, у которых нет доступа к определенному сервису, в пределах радиуса 500 м.
Максимум (красный) - 15 тыс. чел
Минимум (синий) - 100 чел.
На карте оценивается количество людей, у которых нет доступа к определенному сервису, в пределах радиуса 500 м.
Максимум (красный) - 15 тыс. чел
Минимум (синий) - 100 чел.

Второй показатель доступности – это оценка сбалансированности территории по модели «связности – насыщенности». Под связностью имеется в виду связность с рабочими местами, а под насыщенностью – общая численность населения района. Такой анализ выявляет основные места дисбаланса между количеством доступных рабочих мест и числом жителей на территории. В случае Воронежа это недоуплотненные территории центра (небольшое население, много рабочих мест) и переуплотненные районы периферии (много жителей, мало рабочих мест). 

Оценка насыщенности районов населением и связности с рабочими местами
Оценка насыщенности районов населением и связности с рабочими местами

Обеспеченность

Для характеристики обеспеченности мы выбрали пять критериев:

  • доля жилых домов с нежилыми этажами
  • доля территории, стоящая на кадастровом учете
  • доля объектов капитального строительства в границах земельных участков
  • соотношение населения и рабочих мест внутри территориальной единицы
  • жилищная обеспеченность

Для примера рассмотрим два самых важных показателя.

Доля территории, стоящая на кадастровом учете. От этого показателя зависит инвестиционная привлекательность участка (интерес бизнеса) и прозрачность налогообложения (интерес городской власти). Анализ территории Воронежа показывает, что даже в центральных частях города существенная доля территорий (до 40%) не занесена в кадастр.

Доля объектов капитального строительства в границах земельных участков. Этот показатель напрямую влияет на налогооблагаемую базу города и в целом показывает застроенность его отдельных участков.

В случае Воронежа анализ показывает очевидные различия центра и периферии и выявляет самые проблемные районы – на севере города. Это же отражено и на сводном системном показателе обеспеченности архитектурно-планировочной системой города.

Безопасность

Еще один немаловажный критерий архитектурно-планировочной системы города – это безопасность. Сводный показатель безопасности состоит из двух компонентов: доступности для экстренных служб и доли территории с запретом строительства нового жилья. Рассмотрим последний.

Доля территорий, свободных от запретов на строительство жилья, – важный показатель с точки зрения потенциальных рисков для развития. Чем меньше особых условий использования территорий (санитарно-защитных зон, зон охраны и т. д.), тем меньше рисков и, соответственно, больше возможностей для использования территории. 

В случае Воронежа подавляющее число таких территорий находится в центральном районе, в аутсайдерах снова северные и юго-западные части.

Доля территорий, свободных от запретов на строительство нового жилья
Доля территорий, свободных от запретов на строительство нового жилья

Как учитывать этот показатель при проектировании?

При наложении карт территориального резерва и зон с особыми условиями использования территории мы получаем карту потенциала освоения участков.

Таким образом, в городе выделяются несколько градаций территорий – начиная с тех, которые можно развивать без предварительных мероприятий и издержек и заканчивая участками, полностью непригодными для жилого строительства. 

Между этими крайностями находятся территории под влиянием только одного ограничения – они потенциально могут быть застроены, если произойдет реорганизация промышленной или санитарной зоны. 

Карта потенциала освоения
Карта потенциала освоения

Многообразие

Последний критерий оценки – многообразие, включает в себя три показателя:

  • функциональное многообразие
  • морфологическое многообразие застройки
  • многообразие рабочих мест

В качестве иллюстрации возьмем анализ многообразия рабочих мест. Районы города получили разную оценку в зависимости от того, сколько категорий было представлено внутри них. Максимальную оценку получили районы, где представлены все семь рассматриваемых категорий: сфера образования и здравоохранения, торговли и общепита, туризма, производства, культуры, транспортная сфера, офисы.

Такой анализ позволяет выявить в городе моноспециализированные районы, в которых представлены только сервисы первой необходимости и у которых есть потенциал к увеличению разнообразия сферы услуг.

Анализ Воронежа показывает, что в городе всего около семи районов с максимальным многообразием рабочих мест, в среднем в центре превалируют районы с двумя-тремя категориями сервисов.

Степень многообразия рабочих мест
Степень многообразия рабочих мест

Все четыре критерия (доступность, обеспеченность, безопасность и многообразие), переведенные в баллы, в итоге складываются в комплексную оценку архитектурно-планировочной системы. В общем виде она показывает, каким участкам нужны первоочередные меры по повышению показателей, в каких ситуация не столь критична, а какие территории – в лидерах по развитию.

Кому и чем может быть полезен мониторинг

Администрации города

В первую очередь это ценный инструмент для администрации города он четко показывает районы-лидеры и районы-аутсайдеры. В зависимости от того, какая стратегия у городских властей, основные мероприятия могут быть направлены на проблемные районы (чтобы выровнять положение всех районов в городе) или же наоборот на районы-«середняки» (чтобы увеличить количество сбалансированных районов с качественной городской средой). Дальше, углубляясь в детали, – для любого района можно посмотреть его место относительно других, по каждому из показателей. Это может служить базой для разработки программ развития отдельных частей города, отраслевых программ, разработки ППТ, регламентов и т. д.

Результаты мониторинга также могут быть полезными для корректировки генерального плана города. Например, если в каком-либо районе транспортная доступность продолжает оставаться низкой, это повод пересмотреть в генплане транспортный раздел.

Мониторинг можно использовать для оценки социально-экономических эффектов от предлагаемых городу (или городом) проектов. Например, с его помощью можно рассчитать, каким образом новый микрорайон с заданным населением и инфраструктурой повлияет на общую ситуацию в городе: насколько увеличится нагрузка на транспорт, социальные объекты, доступность сервисов для жителей и т. д.

Такие расчеты можно представить в виде выписки с полным перечнем показателей, которые изменятся (в лучшую или худшую сторону) и общим выводом. 

Это может быть полезно и девелоперам, и городской администрации: на этапе согласования проекта обе стороны будут видеть конкретные последствия его реализации.

Бизнесу

Отдельные части мониторинга могут быть полезны малому и среднему бизнесу. Например, схема, показывающая оптимальное расположение кофейни, фитнес-клуба или хозяйственного магазина (схема обеспеченности сервисами, наложенная на схему территориальных резервов).

Все статьи по теме
10 мин.

Похожие