Павел Немов: самое приятное в работе проектировщика – видеть свой проект реализованным

Главный специалист транспортно-инженерного центра Института Генплана Москвы (сектор планировочной структуры транспортно-пересадочных узлов) Павел Немов убежден: самое важное для градостроителя – искренняя любовь к городу, с которым и для которого ты работаешь, а еще – стремление профессионально расти и огромный интерес к своей работе. Без этого ничего не получится.

Какой вуз вы окончили? Что повлияло на ваш выбор? Что, на ваш взгляд, было самым важным в обучении?

Выбор был случайным или почти случайным – в МГСУ (Московский государственный строительный университет), самый дальний от моего дома вуз, пошел поступать за компанию с другом. Мой отец – строитель, и когда возникла мысль пойти в строительный университет, я легко с ней согласился, решил: что ж, буду продолжателем династии. В итоге поступил на факультет градостроительства – как мне кажется, самый интересный факультет в МГСУ. Друга, правда, потом отчислили, а я окончил магистратуру, поступил в аспирантуру, написал диссертацию и очень надеюсь ее в ближайшее время защитить.

Как попали в Институт Генплана Москвы?

Работать в Институте меня пригласил Денис Николаевич Власов, он был моим преподавателем в МГСУ, а теперь является моим начальником и научным руководителем. Пошел не раздумывая – мне очень нравился предмет «Транспорт», который он преподавал, на его лекции я никогда не опаздывал, в отличие от других. Этот предмет находится на стыке экономики, социологии и прикладной математики – изучать все это сложно, но весьма увлекательно. Разбираться во всех тонкостях транспортной темы можно бесконечно, не теряя при этом профессионального интереса. Поэтому и решил развивать себя в этой сфере.

Что нужно для того, чтобы успевать за этими изменениями, как оставаться «в теме»?

Оставаться в теме, быть в курсе всех трендов очень помогает общение с коллегами, не только сотрудниками Института, но и специалистами других научно-исследовательских и проектных институтов в рамках работы или научных мероприятий. И, разумеется, нужно изучать что-то новое самому: посещать лекции, в том числе иностранных коллег, читать профессиональную литературу, статьи. Главное находить на все это время.

Например, сейчас мне очень любопытно наблюдать за развитием беспилотного транспорта и развитием MAAS (Mobility as a Service – «мобильность как услуга») – это полная интеграция всего городского транспорта в единую технологическую систему с использованием искусственного интеллекта – некая подписка на все услуги транспорта в вашем телефоне. За этими направлениями будущее в развитии транспорта. На улицах Москвы уже проводятся испытания беспилотных автомобилей. Надеюсь, в ближайшие годы нам будут доступны полностью беспилотные такси и каршеринг.

Над какими проектами в настоящий момент работаете?

В транспортной мастерской множество крупных проектов. Например, в данный момент мы работаем над проектом Московских центральных диаметров (МЦД). Задача нашего сектора – формирование транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) на базе платформ МЦД. Это масштабный, по-настоящему знаковый проект по интеграции железнодорожной инфраструктуры в городскую транспортную среду. Горжусь, что причастен к этой работе.

Не менее важным для меня является проект участка Юго-Восточной хорды (скоростная многополосная магистраль на стыке двух административных единиц – Москвы и Московской области). Проект на стадии завершения. Несмотря на то, что он был довольно сложным как в части проектирования, так и в части согласования, работа над ним была невероятно интересной.

Какими из проектов, которыми занимались в Институте ранее, вы гордитесь? Почему?

Из уже сделанного горжусь причастностью к реализации и запуску проекта Московского центрального кольца (МЦК). Это один из первых проектов, в котором я принимал участие. Когда в 2014 году мы начинали делать МЦК, на территорию большого железнодорожного кольца Москвы смотрели как на не очень привлекательную, запущенную часть города. Тогда многим казалось, что Центральное кольцо не будет востребованным видом транспорта.

Сейчас, когда проезжаю по МЦК, мне очень приятно видеть изменения, которые происходят на прилегающих к нему территориях. Приятно смотреть на то, как плодами твоего труда – ТПУ, которые проектировали вместе с коллегами, – пользуются горожане. Приятно слышать положительные отзывы о твоей работе, но замечания и критика также очень ценны. Слушая не только похвалы, но и замечания, лучше понимаешь, что нужно людям, для которых ты работаешь.

Что, на ваш взгляд, нужно изменить в транспортной политике Москвы?

В целом транспортная политика столицы мне импонирует. Улучшения, которые произошли в городе за последние годы, очевидны. Здесь стремятся учитывать интересы всех: автомобилистов, пешеходов, людей, передвигающихся на общественном транспорте. Считаю, что нужно продолжать развивать городской транспорт, пешеходные улицы и общественные пространства.

Один из основных общемировых трендов – Green Mobility и повышение физической активности жителей мегаполисов. В крупнейших городах мира изменения транспортной системы связаны с этим трендом: создаются условия для комфортного пешеходного передвижения, пробежек, передвижения на самокатах, велосипедах. Москва не отстает, но останавливаться на достигнутом нельзя. Скептики скажут, что это невозможно, ведь у нас зима девять месяцев в году, но пример скандинавских стран говорит о том, что это не более чем отговорка. Можно передвигаться на велосипеде, самокате, пешком и в странах с более суровым климатом – были бы условия. И, возможно, велосипедом в городе будут пользоваться не только курьеры.

Из чего складывается работа проектировщика? В ней есть творческая составляющая?

Да, в работе проектировщика есть доля творчества. Творческий процесс – это самая приятная, но все же небольшая часть работы. Как правило, проявить свой творческий потенциал удается только в самом начале работы над проектом, когда создается транспортная схема. А потом начинается этап согласований, появляются новые вводные от заказчика и другие ограничения. При этом есть техническое задание, определенные сроки, в которые обязательно нужно уложиться, – зачастую весьма сжатые. Это уже совсем не творческий, но все равно увлекательный процесс. Всегда очень занятно следить за тем, как реализуется твой творческий замысел и во что в итоге он трансформируется.

В чем сложности и в чем прелесть работы проектировщика?

Сложность работы в том, что по большей части она монотонная, рутинная: сбор материала, согласования, корректировки, утверждение проекта. Все это не слишком красиво звучит, все это не слишком просто, но без этого не обойтись. Также непросто в процессе согласования планировочного решения, которое сам ты считаешь замечательным, продуманным, нужным, вдруг услышать разгромную критику. К этому нужно быть готовым – не отчаиваться, воспринимать аргументированные замечания как часть рабочего процесса и учитывать их в дальнейшей работе, учиться на своих ошибках. А самое приятное – увидеть свой проект реализованным.

Что нужно для того, чтобы состояться в профессии?

Главное, что должно быть в градостроителе, – любовь к городу, которым он занимается, любовь к жителям этого города и любовь к профессии, конечно. Должно быть интересно то, чем ты занимаешься, интересно развиваться и расти профессионально. Уверен, что без искреннего интереса к профессии ничего путного не получится, и рад, что за долгое время работы в институте сам я этот интерес не потерял.

А что вызывает интерес вне работы? Чем вы увлекаетесь?

Считаю, что помимо любимой работы в жизни много интересных вещей, например, путешествия и спорт. Люблю путешествовать по российским городам. В школьные годы я занимался лыжным спортом, даже получил первый разряд. Сейчас об этом увлечении не забываю – регулярно участвую в соревнованиях на «Лыжне строителей» от Института Генплана Москвы. Люблю горы, по возможности стараюсь выбираться с друзьями покататься на горных лыжах. А летом – триатлон: плаванье, бег, велосипед – все это одновременно или по отдельности. Эти увлечения держат меня в тонусе.

Что вы посоветовали бы молодым специалистам, которые только начали свой профессиональный путь?

Стремиться к новому, уметь принимать критику и получать удовольствие от работы! А также соблюдать трудовую дисциплину, не забывая про отдых!

Все статьи по теме
7 мин.

Похожие