Лосиноостровск — Бабушкин — Москва: поиск идентичности

В столице почти полторы сотни районов, каждый из которых по-своему уникален. Но их идентичность и мироощущение жителей определяется не административным делением, а совсем другими факторами. Например, историческим развитием.

Еще сравнительно недавно, в 1960 году, в состав Москвы вошли пять городов. Один из них — город Бабушкин. В его бывших границах сейчас находятся районы Бабушкинский, Лосиноостровский, Свиблово, Ярославский и Ростокино.

В 2020 году Архитектурно-планировочное объединение №2 выполнило два проекта планировки территории в границах бывшего города Бабушкина:

  • Проект планировки территории микрорайонов 1, 14, 18 района Бабушкинский;
  • Проект планировки территории микрорайонов 2 и 3 района Лосиноостровский.

О том, какой путь прошел город Бабушкин и что ждет его в будущем — в этом материале. Проекты выполнены в рамках программы реновации по заказу Москомархитектуры.

Город Бабушкин до 60-х годов XX века

Усадьба Свиблово
Усадьба Свиблово

В XV веке здесь появляется усадьба Свиблово, а дорога на Ярославль и река Яуза образуют границы осваиваемого человеческой деятельностью пространства. Но градостроительный интерес к этой территории возник лишь в самом конце XIX века.

Появление железной дороги
Появление железной дороги

В 1898 году здесь появляется платформа «10-й Версты» Северной железной дороги. Именно благодаря этому событию местность начинает застраиваться дачными участками. Просеки в лесу формируют сетку улиц, которая сохраняется и по сей день.

Окружная железная дорога
Окружная железная дорога

МОЖД дает новый импульс к градостроительному развитию этой местности. Железнодорожная станция обрастает мастерскими, депо, появляется сортировочный узел, сюда переезжают рабочие, и уже в 1925 году появляется город Лосиноостровск с населением около 12 тысяч человек. В 1929 году появляется вторая железнодорожная станция — «Лось».

Эпоха конструктивизма
Эпоха конструктивизма

Этот период очень важен для понимания идентичности района. В 1930-е годы на этих территориях формируется городская среда, появляются достопримечательные места. Они и сегодня создают атмосферу района, определяют его дух.

Архитектурное наследие

1) Жилой дом, Ленская улица, 2/21, 1929 г.

2) Жилой дом, улица Летчика Бабушкина, 10/1

3) Жилой дом, улица Коминтерна, 20/2, 1930 г.

4) Поликлиника, Анадырский проезд, 10/2, 1912 г.

5) Московский новый драматический театр, улица Проходчиков, 2

6) Храм Святых мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине, Ярославское шоссе, 61 корпус 1;

7) Жилой дом, Хибинский проезд, 5

8) Историко-этнографический театр, улица Рудневой, 3

9) Школа, улица Коминтерна 16/1, 1930 г.

10) Ростокинский акведук, проезд Кадомцева, владение 1, строение 4

11) Скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница»

12) Жилой дом, Радужная улица, 22/1

13) Усадьба «Свиблово», Лазоревый проезд, 15

14) Жилой дом, Енисейская улица, 7 строение 2

15) Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове, Заповедная улица, 52А строение 2

16) Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Раеве, Енисейская улица, 14

17) Долина реки Яузы

18) Парк «Торфянка»

19) Парк «Бабушкинский»

20) Парк «Лосиный остров»

Город Бабушкин в составе Москвы

Следующий крупный этап развития территории начинается уже в 1960 году, когда появляется МКАД, а Бабушкин становится частью Москвы. 

Чтобы обеспечить растущую потребность в жилье, начинается массовое строительство. Постепенно бывший город начинает утрачивать привычные очертания и формируется обычный спальный район. Дома становятся естественными преградами для пешеходных связей из-за того, что уличная сеть не успевает расти такими быстрыми темпами. В таком ключе территория развивалась до наших дней.

Планировочная эволюция

Участки проектов планировки по программе реновации расположены на стыке районов Бабушкинский и Лосиноостровский, на месте исторического центра города Бабушкина. Именно здесь отчетливо прослеживается преемственность планировочного развития.

1927
1927

В 1925 году Бабушкин получает статус города. В планировке центральной части города закрепилась структура, заложенная в 90-е годы XIX столетия при разбивке  дачного поселка. Сформировались основные планировочные оси и пространственное ядро — парк.

1950
1950

В процессе вытеснения деревянной индивидуальной застройки многоквартирными каменными зданиями утрачиваются некоторые второстепенные планировочные элементы.  В целом планировка сохраняет черты дачного поселка, не получая дополнительного внутреннего развития. Территориальное расширение происходит путем органичного продолжения сложившейся структуры.

1970—2020
1970—2020

В период массовой типовой застройки происходит укрупнение кварталов. Недостаточность внутриквартальных связей и точек притяжения способствует возникновению среды, характерной для спальных микрорайонов.

Проект 2020

  • Создается среда, проницаемая для пешеходов и транспорта, с минимальным количеством тупиков.
  • В части новых домов появляются подземные гаражи, а там, где это невозможно, — наземные многоуровневые парковки. Благодаря этому дворы освобождаются от транспорта, в них появляются детские и спортивные площадки.
  • Предпочтение отдается аутентичной периметральной застройке кварталов, которая характерна для 30-х годов XX века.
  • Обновляется социальная инфраструктура. Она становится доступнее, равномернее распределяется по территории.

Сравнение планировочной структуры

Заданный проектом планировочный масштаб, размеры кварталов и сетка общественных пространств формируют традиционную плотную городскую среду, свойственную европейским городам. Такая структура складывалась естественно с течением времени.

Перспектива развития

В наши дни часть застройки в границах бывшего Бабушкина вошла в программу реновации. И, принимая градостроительные решения, авторы проектов планировки, которые разрабатывались в Институте, опирались именно на историческую идентичность этой местности.

Главной идеей проекта стала концепция «города в городе», по которой все утраченные в прошлом функции должны вернуться на эту территорию. При этом обновленные районы будут полностью соответствовать современным требованиям к комфортной городской среде.

Авторы
Архитектурно-планировочное объединение №2, концептуальные решения проекта
Гурвич М.Е.
Руководитель проекта

Борисов В.Б., Агафонкина А.В., Соловьянова Е.А., Давиташвили Г.Г., Алексеева Н.М., Драган И.В., Любимова Д.Ю., Рублев В.А., Бусыгина В.Ю., Оленникова А.И., Кухранова С.К.
Авторы проекта
Сектор развития городских транспортных систем
Кармадонова Н.Ю., Транцева М.Г., Костылев Ф.В.
Мастерская инфраструктуры водохозяйственного комплекса
Пустовая А.С.
Сектор экологического проектирования
Караковский В.В.
Мастерская развития зеленого фонда и ландшафтного проектирования
Киреева М.Н., Стельмах А.С.
Сектор историко-культурных исследований
Клычков С.Н., Щепеткова Т.В.
Сектор проектирования мероприятий гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций
Юдинцов А.Р.
Сектор перспективного планирования развития отраслевых и территориальных образований
Жидков М.Л., Орлихина О.О.
Отдел управления проектами
Смутчук Б.В.
6 мин.

Похожие