На площадке «АРХ Москвы» состоялась дискуссия Института

«Дизайн-код объектов градостроительства: порядок vs визуальный шум» – именно так звучала тема дискуссии, организованной Институтом Генплана Москвы. Она состоялась 8 октября в «Гостином дворе». Мероприятие проходило в рамках международной выставки архитектуры и дизайна «АРХ Москва» – знакового профессионального события года.

Участие в открытой дискуссии Института приняли градостроители, архитекторы и, конечно, дизайнеры, разработчики художественных концепций улиц. Можно ли с помощью принципов дизайн-кода сделать города более гармоничными? Как избавиться от всего, что портит облик города, и не переборщить с порядком? Это лишь немногие вопросы из тех, на которые им предстояло ответить.

Виталий Лутц
Виталий Лутц
Начальник управления перспективных проектов

Дизайн-код – хорошо зарекомендовавший себя системный инструмент, необходимый для развития городской среды, защиты ее качества. Сейчас этот инструмент выходит на новые уровни применения

Раньше дизайн-код регламентировал только создание и размещение в городе рекламных вывесок, объектов благоустройства, ремонта фасадов. Теперь же с его помощью приводятся в порядок сложные градостроительные объекты, достигается гармония единого целого. Более того, сегодня «процесс пошел вглубь, принципы дизайн-кода используются на этапе подготовки документов территориального планирования, проектов планировки. В частности, проекты планировки территории в целях реновации уже содержат в себе такое понятие как градкод», – пояснил Виталий Лутц.

Ведущий архитектор компании «Новая земля» Артем Никитин согласился, что дизайн-код – системный инструмент. Проблема лишь в том, что во многих городах нет системного подхода к регулированию такого плана – нет простого и понятного интерфейса, помогающего рядовым горожанам пользоваться этим инструментом. Впрочем, ситуация меняется к лучшему. Так, в городе Дербенте уже работает интерфейс, который позволяет всем желающим буквально «в три клика» ознакомиться с существующими регламентами, а затем согласовать облик летнего кафе или размещение вывески.

Между тем, по мнению Елены Чугуевской, генерального директора ОАО «Гипрогор», «важно не забывать, что город – разный. Загонять его в рамки конструктора нельзя». Нельзя заставлять жителей выбирать между тремя вариантами балконов или вывесок. Нужно оставлять больший простор для творчества, например, на территориях нового строительства, где жесткая регламентация ни к чему. «Разные территории города требуют отдельного подхода к дизайн-коду. Где-то его не нужно устанавливать вовсе», – заявила она.

Сергей Глубокин, заместитель начальника Управления Архитектурного совета Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы, в свою очередь рассказал об опыте столицы. «Порой единый дизайн-код города определяет, какими должны быть здания, как они должны выглядеть, где располагаться. В Москве его нет и, вероятно, не будет – ее территории слишком неоднородны», – пояснил он. Но ограничения просто необходимы, когда речь идет о частях города, например, о развивающихся территориях, подобных промзоне «ЗИЛ».

В завершение дискуссии эксперты ответили на вопросы присутствующих: о самом неудачном дизайн-коде, о том, что делать с заборами из профлиста, уродующими сельские улицы, и, наконец, должен ли дизайн-код сохранять сложившийся образ города или формировать новый. Эркен Кагаров, арт-директор студии Артемия Лебедева, отвечая на последний вопрос, напомнил, что в ряде красивейших городов мира как правило действует не один, а сразу несколько дизайн-кодов, и, по его мнению, это правильно. Один район города должен быть пустым, чистым, строгим, а другой – безумно-ярким, что и делает городскую среду живой и интересной. Все же главная задача дизайн-кода – не привести город к холодному единообразию, а подчеркнуть и сохранить его особую, ни с чем не сравнимую прелесть.

Все статьи по теме
4 мин.

Похожие