«По моему сужденью, пожар способствовал ей много к украшенью»

Поварская (улица Воровского) – древняя улица в центре Москвы, расположенная на территории двух районов ЦАО – Арбата и Пресненского. В настоящее время ее протяженность составляет 1 километр.

Изначально по ней проходила большая торговая Волоцкая дорога, соединявшая Москву и Великий Новгород. Известно, что она пролегала в этом месте с XII века, но к XV веку основной тракт сместился на современную Большую Никитскую, а затем на Тверскую. Однако старая Волоцкая дорога продолжала оставаться востребованной транспортной артерией. Так, по свидетельству летописей, именно здесь в 1471 году пролегал путь великого князя Ивана III из Новгорода в Москву, а веком позже, в 1570 году, из опустошительного новгородского похода по современной Поварской улице возвращался Иван Грозный со своим опричным войском. После разделения всей страны, в том числе территории Москвы, на земщину и опричнину Поварская вошла в состав последней – на ней поселились приближенные к царю князья и бояре.

Свое наименование улица получила по дворцовой слободе, в которой проживали царские повара. Уже к XVIII веку название прочно закрепилось в списке официальных топонимов Москвы. Также в этой местности располагались дворы пекарей, скатертников и прочих ремесленников, обслуживающих царский стол, память о которых сохранилась в названиях переулков, прилегающих к Поварской.

Издревле улица брала свое начало от Арбатской площади, где с XIV века пересекались две крупные дороги – Волоцкая и Смоленская. Однако в 1960-х годах, в связи с приложением Нового Арбата, начало Поварской сместилось, она стала короче, и в настоящее время ответвляется непосредственно от улицы Новый Арбат.

Контингент, населявший улицу в Средние века, был неоднородным – между домами ремесленников располагались обширные дворы знатных вельмож.

После перенесения столицы в Санкт-Петербург и упразднения слободы большая часть ремесленного населения была вынуждена покинуть пределы улицы, уступив свои земли аристократам. В этой местности начинают массово селиться представители знатнейших фамилий. Родная сестра Петра I царевна Наталья Алексеевна также проживала в тот период на Поварской – ее двор располагался на пересечении улицы с современным Борисоглебским переулком. Рядом с ним разместились 12 дворов офицеров разного ранга, а также владения таких именитых семей, как Милославские, Шаховские, Колычевы, Грибоедовы. Таким образом, в начале XVIII века Поварская приобрела аристократический характер, который закрепился за ней почти на два столетия.

Среди множества дворянских усадеб, расположенных здесь, особенно выделяется дом князя Андрея Долгорукова, возведенный для его семейства в 1802 году в стиле ампир. Считается, что именно этот особняк послужил прототипом дома Ростовых в романе Льва Толстого «Война и мир». Усадьба, начавшая формироваться еще в середине XVIII века, в 1770-е годы перешла во владение рода Долгоруковых, которые занялись ее обустройством. По краям господского дома были возведены два служебных корпуса, расположенные симметрично и имевшие круглые угловые помещения. В соответствии с архитектурными тенденциями того времени к началу XIX века фасады главного дома получили строгое классическое оформление, дом украсили два портика, а надстройка мезонина придала зданию более монументальный вид. В период французской оккупации Москвы в 1812 году в особняке квартировали захватчики, и он не пострадал от огня во время большого пожара. Со второй половины XIX века и до революции владение находилось в собственности дворянского рода Боде-Колычевых. Барон Михаил Боде-Колычев был страстным археологом и даже организовал в усадьбе музей древностей, в котором один из залов был посвящен истории его древнего рода. Увлеченный историей своей семьи, Михаил Львович издал книгу «Боярский род Колычевых», а также пристроил к своему дому церковь, освященную в честь одного из самых известных представителей Колычевых – канонизированного православной церковью митрополита Филиппа. В отечественной истории митрополит Филипп является фигурой незаурядной и, безусловно, достоин почтительной памяти. В период опричнины и связанных с этим жестоких репрессий Ивана Грозного он стал одним из немногих, кто осмелился открыто противостоять царю, прося за опальных, порицая жестокость и подчеркивая антихристианскую направленность опричного террора. Видя тщетность своих увещеваний в личных беседах с царем, глава церкви всенародно отказался благословить его в Успенском соборе Кремля и обратился к нему с обличительной речью, что спровоцировало скандал и вызвало ярость самодержца, не привыкшего, чтобы ему перечили. Позже митрополит Филипп не дал своего благословения на карательный поход против Новгорода, которого добивался от него царь. За свою принципиальность и твердость он по приказу Грозного был убит Малютой Скуратовым в собственной келье, а некоторые его родственники, представители рода Колычевых, подверглись преследованиям.

В домовой церкви митрополита Филиппа, построенной Михаилом Боде-Колычевым в его усадьбе на Поварской, побывало много известных людей, в частности, здесь в 1866 году состоялось венчание идеолога славянофильства, поэта и публициста Ивана Аксакова и дочери Федора Тютчева Анны.

Также в этом доме останавливалась и подолгу гостила вдова Александра Грибоедова Нина Чавчавадзе, когда приезжала в Москву из Тифлиса, где она постоянно проживала. В память о ней бароны Боде оставили ее комнату в доме нетронутой, она стала музеем. В гостеприимной усадьбе часто бывал на балах и приемах Лев Толстой, позже описавший ее в романе «Война и мир» как дом Ростовых. Последней дореволюционной владелицей стала внучка Михаила Боде-Колычева графиня Елена Соллогуб, у которой после 1917 года дом был конфискован. Некоторое время здесь размещался ВЧК, затем проживал нарком просвещения РСФСР Анатолий Луначарский со своей семьей. В то же время ряд помещений занимали различные государственных учреждения, в том числе Литкомиссия ВЦИК. В 1920 году в усадьбе был открыт «Дворец искусств», ставший площадкой для выступлений таких выдающихся советских литераторов, как Сергей Есенин, Марина Цветаева, Алексей Толстой, Александр Блок, Борис Пастернак и другие. В 1921 году, по инициативе поэта Валерия Брюсова, здесь организовали Высший литературно-художественный институт, а с 1932 года особняк занял Союз писателей СССР.

В настоящее время бывшую усадьбу Долгоруковых-Боде-Колычевых можно увидеть по адресу: улица Поварская, дом №52/55, в ней располагается редакция журнала «Дружба народов» и ряд других писательских организаций. Кроме того, на ее территории находится несколько ресторанов.

После опустошительного пожара 1812 года большая часть строений на улице были уничтожены, однако после войны Поварская быстро возродилась из пепла. Деревянные строения практически исчезли, ее облик стал более единообразным и стройным, на пустырях один за другим возникали величественные новые особняки в стиле ампир, украсившие Поварскую по всей протяженности. Возможно, именно ее преображение вдохновило Александра Грибоедова вложить в уста своего героя Скалозуба из комедии «Горе от ума» мнение периода 1820-х годов относительно обновленной Москвы:

«По моему сужденью,
Пожар способствовал ей много к украшенью».

Грибоедов провел детство и юность в окрестностях Поварской, на Новинском бульваре, а на самой улице жили его родственники.

Одним из самых примечательных зданий, воздвигнутых на Поварской после войны 1812 года, стала усадьба князя Сергея Гагарина. Ее построил швейцарский архитектор Доменико Жилярди в 1820-е годы по заказу князя. Поскольку он был увлеченным коннозаводчиком, рядом с господским домом был выстроен одноэтажный манеж, украшенный арочными окнами. В 1870-е годы в усадьбе жил управляющий Императорскими конными заводами Леонид Гартунг с женой Марией, урожденной Пушкиной – старшей дочерью Александра Пушкина. Известно, что ее внешностью Лев Толстой наделил Анну Каренину, сделав Марию Александровну прототипом своей героини.

До 1930-х годов Поварскую украшали четыре каменные церкви, колокольни которых задавали вертикальную доминанту всей улице. Все они были заложены в XVII веке: в начале Поварской располагалась церковь Тихона Амафунтского у Арбатских ворот, построенная в 1689 году, далее находилась возведенная с 1676 по 1679 годы церковь Симеона Столпника, в середине улицы возвышались два храма – Ржевской иконы Божией Матери и святых благоверных князей Бориса и Глеба, построенные в 1654 и 1691 годах соответственно. До наших дней сохранилась лишь одна из них – церковь Симеона Столпника, чудом уцелевшая при прокладывании Нового Арбата. Она является уникальным памятником культуры, повидавшим многое за свою почти 350-летнюю историю. Деревянная церковь возникла на этом месте еще в 1598 году – считается, что ее освятили в честь Симеона Столпника, поскольку в день памяти этого святого в тот год состоялось венчание на царство Бориса Годунова. В период Смуты храм был сожжен, но вскоре его отстроили заново, упоминание о нем встречается в летописи в 1625 году. Царь Федор Алексеевич, уделявший большое внимание каменному строительству в Москве, в 1676 году повелел перестроить церковь Симеона Столпника в камне, что и было исполнено к 1679 году. Архитектура храма относится к стилю московского узорочья, характерными чертами которого являются обилие декора, сложность композиции и затейливые формы.

В период захвата Москвы французами церковь подверглась разграблению и сильно пострадала от пожара, но усилиями прихожан уже к 1818 году была восстановлена. В XIX – начале XX века храм слыл излюбленным местом венчания аристократов и представителей интеллигенции. Здесь в 1801 году состоялось тайное венчание графа Николая Шереметева и актрисы его крепостного театра Прасковьи Жемчуговой. Позже в храме Симеона Столпника венчались со своими супругами писатель Сергей Аксаков, идеолог контрреформ обер-прокурор Святейшего синода Константин Победоносцев и другие. Известным прихожанином церкви был классик отечественной литературы Николай Гоголь, который в последние годы жил неподалеку в усадьбе Алексея Толстого на Никитском бульваре. После кончины писателя его отпевал священник из этой церкви, о чем сохранилась запись в приходской метрической книге.

В советский период храм некоторое время оставался действующим, но в конце 1930-х годов его закрыли и оборудовали в бывших церковных помещениях мастерские для глухонемых, в годы войны трудившихся для нужд фронта. Позже здесь находилась мастерская «Мединструмент» и керосиновая лавка.

К 60-м годам XX века здание было неоднократно перестроено и сильно обветшало, при проектировании Нового Арбата его планировалось уничтожить.

Однако этот исторический памятник удалось спасти, чем потомки во многом обязаны героическому поступку архитектора-реставратора Леонида Антропова. Работавший с ним Владимир Десятников рассказывает об этом эпизоде в своей книге «С Крестом и без Креста»: «Когда мощный экскаватор прибыл, чтобы развалить обезображенное перестройками древнее сооружение, Леонид Иванович Антропов залез в ковш экскаватора и не дал возможности работать до тех пор, пока из Министерства культуры СССР не принесли приказ о постановке памятника на государственную охрану».

В середине 1960-х годов церковь отреставрировали, здание стало использоваться в качестве площадок для различных выставок. В 1991 году храм Симеона Столпника вернули РПЦ, в нем возобновились богослужения.

В наши дни эта древняя церковь находится по адресу: улица Поварская, дом 5 и поразительно контрастирует с каркасно-панельными высотками, домами-башнями Нового Арбата.

В 1899 году по всей протяженности улица была обсажена липами, став таким образом одной из первых московских улиц-аллей.

К XX веку Поварская из аристократической становится преимущественно буржуазной – на ней поселяются состоятельные представители купеческого сословия, вместе с которыми на улицу приходит доходное строительство. Из новых строений, украсивших Поварскую в начале XX века, особенно примечателен доходный дом известного адвоката Иосифа Калмеера. Он был построен в 1914 году по проекту архитекторов Валентина Дубовского и Николая Архипова, и, по замыслу заказчика, представлял собой «Дом Искусства», в оформлении которого использовалось множество художественных стилей, от древнего Египта до итальянского Ренессанса. Поэтесса Белла Ахмадулина, проживавшая здесь с 1970-х годов вместе со своим мужем театральным художником Борисом Мессерером, выразила свое теплое отношение к этому месту в стихах:

«Был дом на Поварской
(теперь зовут иначе)… День деньской,
Ночь напролет я влюблена была –
в кого? во что?
В тот дом на Поварской…»

В мансардном этаже, где находилась квартира Ахмадулиной и Мессерера, царила творческая атмосфера, у них часто гостили деятели культуры, в том числе Владимир Высоцкий с Мариной Влади, Василий Аксенов, Фазиль Искандер и другие.

Также на Поварской сохранилось несколько необычных особняков в стиле раннего модерна, построенных известным архитектором Львом Кекушевым.

Революционная история не обошла Поварскую стороной. В декабре 1905 года улица была полностью перекрыта восставшими рабочими, на ней воздвигли баррикады. Дружинники, круглосуточно дежурившие на них, вступили в бой с отрядом полковника Зубова, у которого имелся приказ очистить улицу от баррикад. Против революционеров применялось огнестрельное оружие, в том числе два пулемета, нанесшие повреждения многим строениям на Поварской. Однако рабочие тоже были вооружены и смогли отбить наступление Зубова.

В октябре 1917 года улица становится местом ожесточенных боев, в конце ее красные соорудили баррикаду, чтобы блокировать белым наступление на Пресню. От артиллерийского обстрела снова пострадали здания, в особенности дома №50 и 52.

Революционные события в Москве описал в произведении «Окаянные дни» Иван Бунин, в тот период проживавший с супругой на Поварской улице в доме №26.

В 1923 году улица была переименована в честь видного революционера и советского дипломата Вацлава Воровского. Он лично не имел никакого отношения к улице, но после его убийства белогвардейцем в Швейцарии весной 1923 года, большевики решили незамедлительно увековечить имя Воровского, что нашло свое отражение в топонимах. Ровно через семьдесят лет, в 1993 году, улице вернули историческое название.

В советский период облик улицы претерпел существенные изменения. Прежде всего, были утрачены все церкви, украшавшие ее, за исключением Симеона Столпника. На месте разрушенного храма князей Бориса и Глеба, который являлся самым крупным церковным сооружением на Поварской, в 1937 году началось строительство здания Музыкального училища имени Гнесиных. Из-за войны строительные работы растянулись на 10 лет, и новый учебный корпус открылся только в 1947 году.

К середине XX века у улицы сформировался литературно-богемный характер – на ней жили многие представители советской интеллигенции.

В пределах Поварской расположены четыре памятника выдающимся русским и советским литераторам, имена которых с ней связаны: Льву Толстому, Ивану Бунину, Максиму Горькому, Сергею Михалкову.

Памятник Льву Толстому был установлен в 1956 году перед Союзом писателей СССР, расположенному в бывшей усадьбе Боде-Колычевых, где часто гостил писатель. Выполненный по проекту украинского скульптора Галины Новокрещеновой, он являлся даром писателей Украины писателям России в связи с 300-летним воссоединением двух стран.

В том же 1956 году перед зданием Института мировой литературы на Поварской установили памятник Максиму Горькому работы известного скульптора Веры Мухиной.

Памятник Ивану Бунину был открыт в 2007 году в одноименном сквере, который образовался после снесения в 1970-х годах двух обветшавших усадеб. Главной достопримечательностью сквера долгое время являлся вяз-долгожитель, по подсчетам специалистов имевший возраст более двухсот лет. Однако из-за аномальной жары летом 2010 года древнее дерево погибло, в наше дни можно увидеть только оставшийся от него пень.

Последний по времени памятник на Поварской – Сергею Михалкову – установили в 2014 году в сквере рядом с домом №35/28, в котором много лет жил писатель с супругой Натальей Кончаловской и их детьми. На церемонии открытия присутствовал президент России Владимир Путин, а также потомки Михалкова – режиссеры Андрей Кончаловский и Никита Михалков.

В наши дни Поварская представляет собой уголок старой Москвы, тихой и малоэтажной. Она включена в состав заповедной территории «Поварская – Большая Никитская».

Автор

Используемые материалы

В статье использованы фото
с сайта pastvu.com

Все статьи по теме
15 мин.

Похожие